Ралли

30 января 2009, 10:00

"КАМАЗ": по Аргентине и Чили - без единой поломки

РАЛЛИ-РЕЙД

Гонщики команды "КАМАЗ-Мастер" Фирдаус Кабиров, Владимир Чагин и Ильгизар Мардеев заняли на "Дакаре"-2009 первое, второе и четвертое места.

Герои первого в истории южноамериканского "Дакара" были в Москве проездом из Буэнос-Айреса в Набережные Челны еще на прошлой неделе. В минувшую среду все они вновь приезжали в столицу с визитом - на встречу с президентом России Дмитрием Медведевым.

Фирдаус КАБИРОВ: "НА ТРАССЕ БЫЛО ГДЕ ПОЛОМАТЬ МАШИНУ"

-Наверное, именно во время таких встреч с главой государства становится ясно, что результаты команды важны и с политической точки зрения? - спросила я победителя.

- В подтверждение этой точки зрения Медведев и высказался. Он говорил, что разные сообщения к нему приходят: есть позитивные, есть и много негативных. На этом фоне наше выступление было своего рода отдушиной. Сказал, что порадовался нашим успехам, достигнутым в виде спорта, где не только российские спортсмены конкурируют с сильнейшими в мире, но и техника отечественного производства с лучшими мировыми марками. И не просто конкурирует, но выигрывает. Нам, в свою очередь, приятно, что и Владимир Путин в свое время уделял внимание нашим успехам, в среду же Медведев отдельно принял нашу команду. Три КамАЗа стояли в центре России, в центре Кремля, на Ивановской площади. Так все солидно было и здорово...

-У вас были какие-то предчувствия перед стартом нынешнего "Дакара"? Они реализовались?

- Я беспокоился о том, что гонка в Южной Америке с начала до конца пройдет как гонка по дорогам, где соперника не обгонишь из-за пыли и заборов. Хотелось побольше бездорожья, штурманской работы, возможности поплутать. В итоге все это было, а значит, на любом континенте есть места, где "Дакар" может найти себе такие же фирменные сложности, что и в Африке.

-На "Дакаре"-2009 первое место от второго отделили всего три с половиной минуты...

- Результаты гонки получились совершенно не марафонские, а, скорее, похожими на финишный протокол классического ралли. Конкуренция была очень острой. Лидер менялся несколько раз. Мы вышли вперед в конце первой половины гонки, тогда же более-менее оторвались от нашего конкурента и преследователя Герарда де Роя. На оставшихся этапах мы с Владимиром Чагиным менялись на позиции лидера, ехали, прикрывая друг друга от де Роя. Главное, не увлеклись мы с ним этим междусобойчиком. Большая в этом заслуга Семена Семеновича Якубова. Он доверял нам, никакого давления не оказывал, никаких указаний относительно итоговой диспозиции не давал. А ведь всю вторую половину гонки мы с Владимиром ехали очень плотно, и понервничать руководителю было о чем.

-В какой момент вы поняли, что машина идет отлично, что команда будет бороться за первенство на "Дакаре"-2009?

- На четвертый-пятый день, когда мы проехали спецучасток с песчаными дюнами. Тут мы как раз сумели оторваться, поняли, что не вся гонка будет состоять из дорог, на которых невозможно обгонять. Этап, помню, вообще был очень интересным, много бездорожья, мы ехали по склонам гор, и явных дорог было не видно. Активно включался в работу штурман, а у нас в этом плане экипаж сильный: механик Андрей Мокеев, он еще и штурман хороший, так что мог дублировать работу Айдара Беляева. А еще в гонке было очень важно держать правильный курс, не ошибаться. Но как только песчаные этапы прошли и начались горные, моя уверенность в том, что все завершится победой, исчезла. Уж очень хорошо чувствовал себя в горах де Рой. Он догонял, а потому отчаянно рисковал. На первом же таком этапе он "привез" нам с Володей по пять минут.

-А насколько нервными были те дни, когда пошла острая конкуренция с Чагиным, и итоговые отставания-преимущества достигали подчас чуть более десятка секунд?

- Мы проезжали скоростной участок протяженностью 400 км, а на его финише нас разделяли всего какие-то полторы минуты! В такой ситуации любая минимальная оплошность может означать проигрыш гонки. Здесь необходима максимальная концентрация, но нервозность, конечно, присутствовала. Это состояние сохранялось до финиша.

-Грузовики "КАМАЗ-Мастер" прошли этот марафон без поломок, ни разу не понадобилась помощь боевой технички Ильгизара Мардеева. Уникальный случай. Вы с Владимиром очень аккуратно ехали или же трасса оказалась не "убийственной"?

- Поверьте, на трассе было где поломать машину... Могло произойти все что угодно, двигатель перегреться из-за жары или "надорваться" какие-нибудь узлы, если бы мы не обращались с машиной мягко. Автомобиль нас, надо сказать, не подвел.

-Команда ведь фактически готовила его два года?

- Да. Год мы готовились к "Дакару"-2008, который в итоге не состоялся. Сейчас могу сказать, что тогда мы были не до конца уверены в надежности того, что сделали к гонке, и весь 2008-й посвятили доработке всех новшеств. Как выяснилось, проделали мы хорошую работу, все сработало так, как планировалось.

Технические проблемы, возникавшие по ходу, не останавливали нас, а позволяли двигаться дальше. Потому-то об этих неполадках никто и не знает. Приведу только один пример: на том этапе, когда наш экипаж помогал Томечеку 34 минуты (которые позже были компенсированы), мы много потеряли еще и из-за того, что дважды останавливались и доливали масло, а ведь это - потеря минут шести.

-С психологической точки зрения самым напряженным был последний этап. Многие боялась, что ваше с Владимиром стремление проехать побыстрее заставит забыть об осторожности...

- Накануне этапа к нам пришли телевизионщики и установили камеру в кабине Владимира. Именно ему, потому что понимали - он будет атаковать, а это шанс заснять что-то интересное. Это уже по ходу дела выяснилось, что на этом этапе было невозможно отыграться. Там - простые прямые с поворотами, и практически все проехали спецучасток одинаково.

-Какие моменты в гонке оказались для команды наиболее нервными, решающими?

- Этапы, где были пески. Мы знали, что должны проехать эти отрезки быстрее всех и получить максимальное преимущество. Но были на этих участках места очень запутанные с точки зрения навигации, подчас непонятно было в каком направлении ехать, поскольку в дорожной книге были чисто информационные провалы. Помню, как-то 2 - 3 километра пришлось проехать наугад, но наша интуиция сработала в верном направлении.

-Каковы ближайшие планы? Отдыхать будете?

- Забот много. Через две недели, например, прибудут из Буэнос-Айреса в Гавр боевые машины. Надо за ними ехать. А на будущей неделе начнем обсуждение прошедшей гонки в техническом плане, будем разбирать замечания и идеи, возникшие по ее ходу.

-А идеи появились?

- Конечно!

Владимир ЧАГИН: "ДАЖЕ ДРОВА С СОБОЙ ВЕЗЛИ БЕРЕЗОВЫЕ"

- Здорово себя показала наша техника. Ни одной остановки по ремонту не было! - рассказывает Владимир Чагин. - Меняли лишь колеса: мы - два и экипаж Фирдауса тоже два. И это отлично. Сейчас очень жесткая конкуренция, все идут на очень высокой скорости, поэтому никакие хоть сколько-нибудь серьезные ремонты допускать нельзя. Один раз можно остановиться на пару минут, поменять какую-нибудь пружинку, а наверстать потерянное время будет очень сложно. Техника должна быть подготовлена идеально. Машина наша хорошо сработана, вот и не ломалась. Мы ведь доводили ее очень тщательно, всеми мелочами занимались. Просчитан каждый агрегатик, каждый узелочек, чтобы все было абсолютно надежно. И у ребят наших, механиков, золотые руки.

-На бивуаках, получается, большой работы и не было?

- (Смеется.) Механики подчас вообще спать не ложились! Все осматривали, подкручивали, подтягивали... С другой стороны, убойной трассы в Южной Америке не было. По настоящему "дакаровских" дня было всего три. Один из них пришелся на 5 января.

-На ваш день рождения! Вы любите отмечать его победой. И на сей раз отметили. А вечерний банкет по этому случаю был?

- Был. С пельменями. Их мы заказывали у женщины-эмигрантки. Она нам на "Дакар" налепила аж 30 килограммов.

-Где же вы нашли в Аргентине такого специалиста?

- По запаху! Шучу. Заранее, еще в ноябре, позвонил в посольство, чтобы помогли с этим вопросом. Специально поехал в Буэнос-Айрес пораньше остальных - проверить, как там дела обстоят с нашими запасами питания на гонку.

-Так вот как вы решали вопрос питания...

- А это очень серьезный вопрос. Мы ведь даже дрова с собой везли березовые.

-Хотите сказать, что на корабле, который переправлял из Старого Света в Новый всю "дакаровскую" технику, были еще и ваши дровишки?

- Именно так.

-В Атлантическом и Тихом океанах купались?

- Нет. В Буэнос-Айресе до "живой" воды километров 400 надо было ехать, а в день отдыха в Вальпараисо я утром отправился на рыбный рынок, на причал. Креветки, крабы, рыбка - семга. Ребята занимались машинами, а я свою энергию направил в иное русло. И мы такую себе уху сделали... Хороший получился день отдыха. Президент Чили приезжала, по нашему бивуаку прошлась.

-Кстати, о бивуаках. Народу постороннего, говорят, там было полно. Да и на трассе зрители были, не то, что в Африке.

- Людей оказалось очень много, прямо под колеса лезли. Временами мы ехали как бы в живом коридоре. Одна маленькая ошибка в пилотировании - и все. Народ крутился везде - и на спецучастках, и на связках. При этом все с фотоаппаратами и чуть ли не каждый считал своим долгом сфотографировать машину, причем в лоб. Едешь, а люди прямо перед тобой стоят. В последний момент они, правда, отбегали, но к этому надо было привыкнуть.

На асфальт футболки свои бросали. Автограф ведь у гонщиков взять невозможно, вот все и хотели хоть что-то на память себе оставить. Представляете, снимали ребята белые рубашки и бросали прямо на дорогу... Потом довольные хватали свои вещи обратно.

-Нынешний "Дакар" в исполнении грузовиков уникален?

- Тем, что плотность результатов была невероятная. В техническом плане машины - наша и де Роя - очень похожи. Автомобили одинаково хорошо идут по бездорожью, плюс экипажи очень сильны. Бывали моменты, мы ехали за голландцем на протяжении 200 километров, видели его, а приблизиться не могли. Ни догнать, ни тем более обогнать! Создавалось ощущение, что боремся сами с собой.

-Вспоминая предыдущие выступления де Роя, его неуемную горячность, многие наверняка ждали, что он до финиша не доберется.

- Конечно. Мы ждали, что он будет атаковать на длинном этапе, а организаторы взяли и сократили его в два раза... Но это понятное решение: если бы они не сделали это, то на финише было бы от силы процентов 10 участников. Поверьте мне!

-Такие корректировки происходили из-за чрезмерной сложности маршрута или неподготовленности участников?

- Даже не знаю. Сейчас мне кажется, что трасса была вроде бы и не сложная. Но отдельные дни казались поистине убийственными. Дюны... В дюнах джипы "сидели" как тараканы. А грузовики ведь стартовали через час после автомобилей, и уже на 10-м километре песка у нас начались встречи с засевшими в песке машинами.

-Кстати, вам наверняка обидно было, когда по тем или иным причинам организаторы "Дакара"-2009 исключали из маршрута песчаные секции?

- Да. Песочек мы любим. Недаром в самый сложный день - 220 километров дюн - мы приехали с 4-м и 5-м результатами в абсолютном зачете гонки. В абсолютном! Это большой успех. Редкий.

-Когда начались последние этапы, а вас с Фирдаусом разделяли секунды, это воспринималось как своего рода новый старт гонки? Или между вами никакого соперничества не было?

- Каждый из нас ехал максимально хорошо. А главным было соперника, то есть де Роя, вперед не пустить.

-А когда де Рой уже отстал? Руководителям всегда трудно "отпустить" своих гонщиков - решайте, мол, сами, кто победитель.

- Вот в команде джиперов "Фольксваген" было 2 минуты разницы между гонщиками, и им был дан приказ: Де Вильерс - первый, Миллер - второй. Семен Семенович таких решений не принимал, рисковал, можно сказать. Он нам с Фирдаусом доверил это, и мы не имели права это доверие не оправдать. Поэтому ехали абсолютно надежно. Да как бы мы, в случае чего, ребятам-механикам в глаза смотрели?

-Не сомневаюсь, что в последние дни и вы, и Кабиров ехали быстро. Просто вы настоящие профессионалы и ошибок не допускаете.

- Выиграть гонку, стать первыми хотели все - и мой экипаж, и экипаж Фирдауса. Но это то, о чем не говорят. Если есть конкурент из другой команды, тут все в команде обсуждается, а когда вопрос, кто станет первым, решается между своими, то все молчат. Всем все понятно. Да и что тут скажешь?

-Чагин - пятикратный победитель "Дакара", сейчас остался вторым. Удовлетворение есть? Или победивший однажды стремится выигрывать вновь и вновь?

- Вспомните чемпионат мира по футболу 1998 года, когда в финале играли бразильцы и французы. Выиграли хозяева турнира - французы, так бразильцы вернулись домой в трауре. Мужики заняли на чемпионате мира второе место, а считают это поражением! Так что кто-то считает себя дотянувшимся до второго места, а кто-то - проигравшим первое.

С другой стороны, я одиннадцать лет езжу "Дакар", и ни разу у меня не было второго или третьего места - только первые или... никакие.

-Получается, свое нынешнее - второе - вы пережили. А как переживали по ходу гонки горную болезнь на высоте около пяти километров?

- Какую такую болезнь? Я ничего не заметил!