26 апреля 2012, 13:31
РАЛЛИ
Участников чемпионата мира ждет самое тяжелое ралли сезона: 500 км спецучастков вместо привычных 350.
Человек посторонний, попавший на гонки случайно, может подумать, что пилоты всю предписанную им дистанцию преодолевают в максимально быстром темпе, чуть ли не на ушах. Журналисты никогда не против укрепить это заблуждение, придумав звучный заголовок вроде "Триста верст на полном газу". Если же внимательно слушать и читать все сказанное после финиша, понимаешь, что на пределе пилоты едут далеко не всегда. Даже в кольцевых гонках, где трасса хорошо изучена и вроде бы нет повода сдерживать себя, гонщики регулярно вынуждены сбрасывать темп - то шины надо сберечь, то топливо сэкономить. Чего уж говорить о ралли, где выступать приходится на хуже известных и менее гостеприимных покрытиях.
Проехать всю дистанцию "Ралли Аргентины" на пределе просто невозможно - это может подтвердить любой из тех, кто хоть раз выходил на старт этой гонки. Если выжимать из автомобиля все, без скидки на тяжелые условия, машина начнет разваливаться в первый же день. Причина - очень тонкий слой грунта в той местности, где проложены спецучастки. Едва присыпанная скальная порода очень быстро обнажается, причем в самых важных местах - в зонах торможений или на выходах из поворотов. Езда по проступившим сквозь грунт скалам опасна вдвойне: во-первых, от жестких ударов страдает подвеска автомобиля, а во-вторых, подпрыгивая на камнях, машина меняет траекторию движения - и не всегда в нужную сторону. Устает и экипаж: когда на неровных аргентинских дорогах автомобиль постоянно то подпрыгивает, то проседает на ямах, физическая усталость приходит быстрее и легче потерять концентрацию.
А ведь организаторы ралли как назло любят включать в программу сверхдлинные спецучастки. И все им мало! В прошлом году в допе Аскочинга было 48 км - в этом стало почти 52. Но и это не рекорд: утром в воскресенье экипажи выйдут на старт спецучастка Матадеро, длина которого зашкаливает за 65 км! Если пару месяцев назад на мексиканском допе Гуанахуатито стенограмма у Криса Патерсона занимала 96 страниц, то сейчас штурману Петтера Солберга наверняка не хватит и сотни. При этом узкие дороги с множеством поворотов периодически сменяются ходовыми прямыми, а на обочинах полно камней, о которые можно не только пробить покрышку, но и вывернуть "с мясом" амортизатор. Не зря аргентинское ралли принято называть гонкой на выносливость.
В таких условиях, как несложно догадаться, выигрывает обычно отнюдь не быстрейший. Что в прошлом году с успехом продемонстрировал тогда еще семикратный чемпион мира Себастьян Лоеб. В пятницу он был крайне недоволен своим "Ситроеном", назвав его "просто неуправляемым". В субботу утром поставил на свой автомобиль уже прикатанные шины, что оказалось не самым дальновидным решением и привело к потере времени. А в субботу днем еще и на пустом месте схватил минуту штрафа - из-за ошибки штурмана экипаж раньше положенного отметился на пункте контроля времени. Все это вывело в лидеры товарища Лоеба по команде - Себастьяна Ожье. Но на одном из последних допов - той самой 48-километровой Аскочинге - молодой француз перевернул свой "Ситроен", повредил гидроусилитель и не смог сдержать атаку Лоеба, который отобрал у партнера победу на самом последнем спецучастке! Резюме: ехать быстро на "Ралли Аргентины" можно, нужно - но надо выбрать для этого правильное место и время.
На гонке этого года Лоеб - больше чем фаворит. Никто из остальных лидеров похвастаться победой в Аргентине не может, а француз здесь выигрывал шесть раз, причем подряд (если не считать 2010 год, когда ралли не входило в зачет чемпионата мира). Особое внимание приковано к Дани Сордо, который подменяет в команде "Форд" травмированного Яри-Матти Латвалу. Испанец несколько сезонов был партнером Лоеба в "Ситроене" и не смог выйти из тени многократного чемпиона - говорят, во многом из-за команды, которая воспринимала Дани исключительно как "подносчика снарядов" и держала его в черном теле. Теперь у испанца есть шанс доказать, на что он способен - за рулем хорошей машины и при полноценной поддержке команды. Правда, настораживает невысокая надежность "Форда" на этой гонке: год назад у одной машины развалилась подвеска, три года назад - на обеих забарахлили моторы.
Хочется надеяться, что автомобиль не подведет Евгения Новикова. На предыдущем "Ралли Португалии" россиянин показал лучший в своей карьере результат и первым среди отечественных раллистов поднялся на подиум этапа чемпионата мира. Перед аргентинской гонкой Новиков трезво оценивает свои силы, но и чрезмерно осторожничать не планирует:
- Я один раз стартовал в Аргентине, но тогда на машине сразу возникли проблемы и проехать в полную силу не получилось, - заявил Новиков перед вылетом в Южную Америку. - Сейчас, после второго места в Португалии, мы чувствуем себя гораздо увереннее и попробуем больше атаковать. Нет никаких сомнений, что это будет очень сложное ралли. Добраться на таком до финиша - уже серьезное достижение. Но мы, как и всегда, не будем ехать вполсилы. Наша цель - избежать ошибок и снова финишировать в первой пятерке.
Кирилл КАЧНОВ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИДЕРОВ ЧМ-2012 НА "РАЛЛИ АРГЕНТИНЫ"
Пилот | Команда | Старты | Сходы | Победы | Лучший рез-т | Очки (в ср. за гонку) |
Себастьян ЛОЕБ | Total Citroen WRT | 8 | 1 | 6 | 1 | 170 (21,3) |
Себастьян ОЖЬЕ | VW Motorsport | 2 | - | - | 3 | 21 (10,5) |
Дани СОРДО | Ford WRT | 5 | 1 | - | 2 | 51 (10,2) |
Мадс ОСТБЕРГ |
Adapta WRT |
1 | - | - | 5 |
10 (10) |
Петтер СОЛБЕРГ | Ford WRT | 11 | 4 | - | 2 | 94 (8,6) |
Микко ХИРВОНЕН | Total Citroen WRT | 7 | 2 | - | 2 | 57 (8,1) |
Очки за все годы пересчитаны по использующейся сейчас системе. Очки, начисленные за лучшие времена на последнем спецучастке гонки (т.н. пауэр-стейдж), учитываются.