– Конечно, следила за Евробаскетом. Сборная не оправдала ни ожиданий, ни надежд, которые на нее возлагались, – начала Шакирова.
– А они у вас были перед началом турнира?
– Да, надежды у меня были. По крайней мере, я до самого конца верила, что как минимум одну задачу сборная решит.
– Почему все-таки выступление нашей команды получилось таким неудачным?
– Я не сторонник бросать камни только в главного тренера. Какой-то одной, явной, ошибки не было. Тем более не хочу обвинять игроков. Это выступление – совокупность проблем всего нашего баскетбола, начиная с детского уровня и заканчивая национальной сборной.
– Что особенно бросалось в глаза, когда смотрели наши матчи?
– Все наши баскетболистки, может быть, за исключением Маши Вадеевой, не лидеры, не "решалы", которые могут выйти и в тяжелой ситуации взять игру на себя, потащить команду. У Вадеевой, хоть она и играла третий чемпионат Европы, все равно нет еще той матерости. Поймите, в УГМК она перешла тоже не на ведущие роли, как это было в "Спарте". Там она была главным лидером, от которого многое зависело. А поиграв этот сезон в УГМК, за спинами лидеров-легионерок, в сборной не справилась со свалившимся на нее бременем лидерства. Да, она тащила, сколько могла, но одного игрока недостаточно на такой турнир. Другие девчонки "на рояле не играют", все они подносчики этого "рояля".
– Как тренер объясните, для чего Ланге устроил такую ротацию состава по ходу игр?
– Я сама тренер, который применяет тактику большой ротации. Это необходимо, чтобы поддержать темп, навязать противнику жесткую игру в защите и заставить его ошибаться, играть в ту игру, которую хочется видеть. Это же нужно еще и для того, чтобы игрок не задохнулся и не начал ошибаться. Уверена, у Ланге была такая же задача.
– Но есть и минусы у подобной тактики.
– Разумеется. Поменял игрока, который на пике игры, сбил ему пульс. Он сел, отдохнул, вернулся на площадку и – потерялся. Тренер ему как будто крылья обрезал...
– Какой-то позитив от выступления вы видите? Может, даже не с точки зрения игры, а игроков. Кому-то пошел в плюс этот Евробаскет?
– С точки зрения опыта для молодых игроков – да. Для той же Вадеевой, Мусиной, Левченко, Гладковой. Это будущее сборной. Урок жесткий, но он пойдет им только на пользу. Как и всему нашему баскетболу. Не проиграй мы с таким треском Евробаскет, до сих пор не понимали бы, насколько отстаем от других команд. Вопрос перемен актуален как никогда в нашем баскетболе. Его пора спасать. А не обвинять Ланге, УГМК, Курск, Оренбург во всех бедах! Выполни мы задачу попадания в квалификацию Олимпиады, все бы сказали: "Ну, окей, вроде все неплохо". И поехали бы дальше.
– То есть такой результат на данном этапе – это даже благо?
– Отбросив обиды и горечь, надо признать, что сегодня назрели вопросы, которые пора решать.
– Уже больная тема – проблема нехватки игровой практики у российских баскетболисток в клубах. Какие варианты вообще сегодня есть? Жесткий лимит на легионеров, запрет на переход молодых россиянок в УГМК и курское "Динамо", чтобы они играли за другие клубы и имели игровую практику? Что делать-то?
– Просто жесткий лимит ничего не даст. Я сторонник создания команды, в которой будут собраны российские игроки, которые не получают игровое время в своих клубах. Заявлять эту команду в чемпионат, Кубок ФИБА. Яркий пример – курская "Инвента", которая показала, как можно создать боеспособную команду из молодых баскетболисток.
– Команда, которая в этом году прекратила существование.
– А я говорю это не потому, что была тренером этой команды. Это пример того, как может быть. Баскетболистки в такой команде знают, что им не за кого спрятаться, перед ними не стоят спины американок, европеек. Им надо самим выйти и показать результат. А лимит... Ну, будут выходить две-три россиянки в старте, решать все будут так же легионерки.
– Ужасный процент реализации штрафных и трехочковых бросков, который был у нашей сборной весь Евробаскет, тоже решается лимитом и созданием экспериментальной команды? Людей в 20-25 лет надо учить бросать штрафные, как предлагает Андрей Кириленко?
– Здесь несколько факторов. Первый – психологическое давление. Второе – я подозреваю, что перед началом Евробаскета тренерский штаб много всего хотел наработать, и девчонкам элементарно не хватило времени набросаться. Даже профессиональному игроку нужно определенное количество бросков, чтобы набросаться, пристреляться. Если он эти броски не добирает, не выполняет нужный объем, то в игре, когда накладывается еще и психологическое давление, вылезает этот кошмарный процент. На мой взгляд, именно это и произошло с нашими девчонками. На тренировке они 10 из 10 таких бросков реализуют.
– В клубах, где российским баскетболисткам не доверяют решающие броски, набросаться точно не получится.
– Абсолютно верно. Вспомните, когда Анастасия Шилова в игре с итальянками забросила трехочковый, как она отреагировала? Вскинула руки вверх! Это был самый счастливый человек на свете в тот момент.
– Всю свою тренерскую карьеру вы работаете с молодежью. Почему в России переход из детско-юношеского баскетбола во взрослый дается с таким трудом? Мы многих теряем именно на этом этапе.
– Адаптация и время, которого им не дают. На уровне сборных должна быть создана вторая, резервная, команда. Оптимальный вариант – студенческая сборная, которая собирается не раз в два года на Универсиаду, а существует постоянно, собирает и наигрывает ближайший резерв для основной команды. Который мы сейчас просто теряем. Мы не знаем, где они и что делают.
– В женской премьер-лиге в этом сезоне сыграли 10 команд. В наступающем будет девять, четыре из них – в Москве и Московской области. В традиционно баскетбольном городе, Санкт-Петербурге, нет ни одной женской баскетбольной команды. Баскетбол в регионах умирает?
– Умирает. Мы уже потеряли Иваново, Вологду, в этом году минус команда из Курска. Девять команд в премьер-лиге – это катастрофа для нашей страны. С другой стороны, я понимаю клубы, которые не заходят в "вышку" из Суперлиги. Там дефицит игроков уровня премьер-лиги и заходить в премьер-лигу нет смысла. Для чего? Чтобы получать "минус 50" и больше? Такие же вопросы начнут задавать и спонсоры команд. Как решать эту проблему? Когда-то я играла в Бразилии, и в моей команде было шесть сборниц и две легионерки. С нами играть было неинтересно, мы привозили огромную разницу в счете всем командам в лиге. Что сделала федерация? Ввела правило, по которому в клубе могут играть не более трех сборниц. И они прекрасно разошлись по разным командам, тем самым подравняв общий уровень лиги и интерес региональных команд, в составе которых стали играть баскетболистки сборной.
– Может, пришло время российским баскетболистам попробовать свои силы в зарубежных чемпионатах, где общий средний уровень выше, чем в домашней лиге?
– Ехать надо, я об этом всегда говорю своим игрокам. Не важен клуб – топовый или нет. Куда есть возможность поехать, там и играйте. Почувствуйте себя в шкуре легионера, к которому требования совсем другие, чем к своему игроку. Они очень жесткие, особенно за границей.
– Желающих немного.
– Я не могу за них ответить, почему они не едут. У меня был разговор с Юлей Гладковой, которая после этого уехала в Испанию играть. Прогресс налицо – как игрок она прибавляет, доросла до главной сборной.
– Основной барьер – финансовый или психологический?
– Я не верю, что у девчонок в голове только деньги. Причем легкие, поэтому они выбирают скамейку запасных в наших клубах. Возможно, проблема в воспитании.
– Что вы имеете в виду?
– Как нас воспитывали в свое время? Нам говорили: вы баскетболисты Советского Союза, самой сильной державы в мире. И вы такие же сильные, как наша страна. Психологически нас готовили к победам, в нас воспитывали дух победителей. Сейчас к нам приезжает американка или европейка, ее начинают облизывать со всех сторон, болельщики молятся, руководство на руках носит. А русской баскетболистке боятся лишнего времени на площадке дать. Слова "ты русская и поэтому можешь все преодолеть" больше не звучат на тренировках и в раздевалках. Дают миллионный контракт и просят пройти на лавочку посидеть. Стойкости и настоящей спортивной злобы я сегодня не вижу в наших девочках. То самое семечко, из которого в нас выращивали победителей, сидит очень глубоко в наших русских девушках, и никто его не поливает. Поэтому и плодов никаких нет.
– Вы – олимпийская чемпионка. Пропуск Олимпиады – катастрофа или закономерный итог развития нашего баскетбола на сегодняшний день?
– Однозначно – ка-та-стро-фа. Какие бы трудности у нас ни были, но мы великая баскетбольная держава. Если один пропуск можно списать на трагическую случайность, то второй – это уже катастрофа.
– Что ждет мужскую сборную на чемпионате мира через полтора месяца?
– Любые медали станут чудом.
– Ваша кандидатура сейчас рассматривается в качестве главного тренера женской сборной России?
– Из федерации никаких переговоров со мной не ведут. Мне звонила Виктория Сгонникова (исполнительный директор курского "Динамо" и член тренерского совета РФБ) сообщила, что с ней разговаривали на мой счет, но финальное решение будет приниматься только в сентябре. На данный момент я сосредоточена на переговорах с иностранным клубом.
– Не боитесь, что устроившись на работу в клуб, тем более иностранный, шансов получить приглашение в сборную будет меньше?
– Тренер всегда должен быть при деле. Простой в тренерской работе недопустим. А федерация прекрасно понимает, как в такой ситуации действовать. Я не первый тренер, который может стать совмещающим работу в клубе и сборной. Не вижу здесь проблемы. Я всегда на связи, готова обсуждать любые варианты.
– Не очень серьезный вопрос напоследок. Кто лучше управляется с женским коллективом – тренер-мужчина или тренер-женщина?
– Идеальный вариант – микс. Чтобы они друг друга уравновешивали.
– Вам не показалось, что Ланге не хватило эмоциональности в работе с российскими девушками? Прикрикнуть, завести, дать волю эмоциям.
– Возможно. Иногда и женщина может крикнуть так, что мужчина вздрогнет (улыбается).
Элен Шакирова
Родилась 2 июня 1970 года в городе Мары Туркменской ССР.
Центровая. Рост – 190 см.
Выступала за клубы: ЦСКА (1988-97), "Динамо" М (1997-2000), "Хьюстон" (2000-01), "Шарлотт" (2002), "Лотос" Гдыня (2000-02), "Гамбринус" Брно (2002-03), "Балтийская Звезда" СПб (2003-04), "Вологда-Чеваката" (2004-05), "Надежда" Ор (2005-08), "Энергия" Иваново (2008-09).
Олимпийская чемпионка (1992), чемпионка Европы (1991), серебряный призер чемпионата мира (1998) в составе сборной СССР и России. Чемпионка СССР (1989) и многократная чемпионка России, обладательница Кубка Европы ФИБА (2004). Заслуженный мастер спорта СССР.
После окончания игровой карьеры в 2009 году перешла на тренерскую работу. Возглавляла детские команды мальчиков и девочек, молодежные команды женских БК "Спарта&К" (Видное) и "Динамо" (Курск), в котором также исполняла обязанности главного тренера в 2014 году. В сезоне-2018/19 курский клуб "Инвента", составленный из баскетболисток 1997 г.р., под ее руководством занял 5-е место в чемпионате России. После этого сезона клуб был расформирован, большая часть игроков перешла в систему курского "Динамо".
В 2017 году Шакирова тренировала женскую молодежную сборную России до 20 лет, завоевав с ней бронзу Евробаскета.