Наш единственный представитель в НБА Тимофей Мозгов пропустил весь этот сезон по состоянию здоровья и пока не может определенно ответить на вопрос о своем появлении в составе сборной России на чемпионате мира, который пройдет в Китае с 31 августа по 15 сентября. При этом поездка 32-летнего центрового на главный турнир года для нашей национальной команды – вопрос принципиальный, поскольку равноценной замены Тимофею просто нет.
– Продолжаю восстановление, – ответил Мозгов на вопрос о своем самочувствии. – Не все получается так быстро, как хотелось бы, есть много подводных камней. Но, надеюсь, скоро буду здоров.
– Можете назвать какие-то конкретные сроки?
– К сожалению, нет. Я бы и сам рад узнать, когда вернусь, но такой возможности сейчас нет.
– Тем не менее, вы постоянно рядом со своим новым клубом, "Орландо Мэджик". Как вам обстановка там после "Бруклина"?
– Мне нравится. Приняли тепло, хорошая команда, приятная обстановка. Мы показали хороший результат в этом сезоне, вышли в плей-офф, дали бой "Торонто".
– Чего "Орландо" не хватило в серии с канадским клубом?
– В первую очередь, опыта. У нас достаточно молодой состав, практически ни у кого не было опыта плей-офф, а матчи на вылет отличаются от встреч в регулярном сезоне. Думаю, это один из ключевых недостатков. Тем не менее, надо помнить, что даже при достаточном опыте выступлений в плей-офф можно проиграть.
– Многие восторгаются плей-офф этого сезона в НХЛ. Что можете сказать об НБА?
– Не могу утверждать, что этот розыгрыш сумасшедший, но есть сюрпризы. В первую очередь, удивился вылету "Денвера" от "Портленда", рассчитывал, что "Наггетс" пройдут в финал Западной конференции. Там вообще поменялась расстановка сил. Понятно, что в лидерах до сих пор "трехглавый дракон" в виде "Голден Стэйт", но появился "Портленд", который дошел до финала Запада, тот же "Денвер". На Востоке теперь сильнейшие – "Торонто" и "Милуоки", а "Кливленд" без Леброна не попал в плей-офф. Некоторые баскетболисты очень ярко проявляют себя в индивидуальном плане: Кавай Леонард, Яннис Адетокумбо. Из-за этих изменений следить за лигой стало гораздо интереснее. Это круто.
– "Торонто" по силам остановить "Голден Стейт" в финале плей-офф?
– Остановить "Голден Стейт" очень тяжело. "Уорриорз" уверенно катят к очередному титулу. Эта команда очень хороша.
– Нынешний "Голден Стейт" – реинкарнация "Лейкерс" из 80-х, "Чикаго" из 90-х или еще какой-то великой династии?
– Не хочется проводить параллели, у "Уорриорз" оригинальный почерк. Невозможно сравнить клуб с каким-то другим, это все равно что пытаться выяснить, кто лучше: Леброн или Джордан. У каждого на этот счет свое мнение.
– Какое у вас?
– Мне больше нравится Леброн.
Любой русский поехал бы в НБА, не задумываясь
– Вы сейчас – единственный представитель России в НБА. Когда в НХЛ только начали появляться наши, некоторые тренеры давали установку: "Бей русских". Не сталкивались с таким отношением в баскетболе?
– Нет, такого не было.
– Почему в НХЛ россияне едут, а в НБА нет?
– Просто отечественная хоккейная школа сильнее, чем баскетбольная. Вот и все. Неприятно это признавать, но на сегодня это так.
– Российские футболисты не едут в Европу потому, что их устраивают финансовые условия в родном чемпионате, атмосфера в России. Аналогичную ситуацию с отечественными баскетболистами представить невозможно?
– Думаю, да. Если бы кому-то из наших поступило бы предложение перейти в команду НБА – поехал бы, не задумываясь.
– Сборная России уже в июле начинает подготовку к чемпионату мира. Есть надежда, что успеете восстановиться к турниру?
– Конечно.
– Как оцените шансы сборной в группе?
– Пока непонятно, в каком состоянии окажутся ребята, которые попадут в состав, будут ли они здоровы или же их присутствие на паркете ограничится из-за каких-то повреждений. Если никого не подведет здоровье – можно побороться за медали.
– Кто способен выступить вместо Хвостова на позиции разыгрывающего?
– Как говорят, незаменимых людей нет, но Дима делал огромный вклад в успехи нашей сборной. Полноценно заменить его никто не сможет, но надеюсь, что найдутся ребята, которые своими сильными качествами компенсируют то, чего будет не хватать на площадке без Хвостова.
– Вы – один из звездных Наставников в проекте KFC BATTLE. В чем заключается ваша миссия?
– В первую очередь, моя задача – давать ребятам стимул. Я посмотрел некоторые матчи. Отличная борьба, участники стараются! У них крутой главный приз – поездка в Барселону, шанс пройти смотрины в профессиональной баскетбольной команде, да и просто познакомиться с другими городами.
С другой стороны, понятно, что даже не 50 процентов могут взять на просмотр, еще меньше людей задержатся затем в клубе, но у каждого есть шанс себя проявить. Те, кто в Санкт-Петербурге прошел в финал городского этапа, уже сделали шаг по лестнице. А те, кто поедет на Суперфинал в Москву или окажется на просмотре, пройдут не то что несколько ступеней – целый этаж. Я в свое время тоже проходил подобный путь. До вершины небоскреба, правда, не добрался.
– Но вы активно карабкаетесь.
– Да. Хотя сейчас, скорее, двигаюсь задним ходом. Моя задача – показать молодым спортсменам, что все возможно, потому что все наставники проекта тоже начинали свой путь естественно, с низов. Закономерно, что на смену одним героям приходят другие. И кто будет следующим в этом списке – очень может быть, решать на площадке этим ребятам.
– Вернемся к сборной. Было много разговоров о натурализации вашего коллеги по амплуа Джоэла Боломбоя. Что можете сказать о его выступлениях за ЦСКА? И насколько он необходим национальной команде?
– По игре сказать нечего, потому что не видел ни одного матча с участием Боломбоя. Что касается разговоров о натурализации, насколько помню, у Джоэла папа из Конго, а мама с Украины. Ему дали российский паспорт и многие решили, что это проблема. Если помните, в нашей сборной был такой баскетболист – Джон Роберт Холден. Американец. При этом внес огромный вклад в победу на чемпионате Европы 2007 года, где, помимо прочего, золотой мяч забросил. Тогда никто не рассуждал, натурализованный Холден или доморощенный.
Да, сейчас Боломбой не сделал и десятой части того, что тогда Холден, но если тренер считает, что Джоэл полезен, тогда вопросов нет. А что касается моего отношения к натурализации в целом, то прекратил бы подобную практику и дал бы шанс нашим ребятам. Не умаляю заслуг того же Холдена и не вижу проблемы конкретно в Боломбое, тем более, что Джоэл уже натурализован. Остается только жить с этим фактом и смотреть, способен ли он приносить пользу сборной. Рассуждать о том, правильным было решение дать ему паспорт или нет, уже поздно.
– Ваш партнер по национальной команде Алексей Швед высказывал недовольство по поводу появления Боломбоя в сборной…
– И правильно делал. Не знаю, как Джоэл получил гражданство: с подачи федерации, ЦСКА или же из-за того, что у него в России корни, но, повторю, лично у меня раздражения нет, но просто в дальнейшем отказался бы от такой практики.
– Ваша позиция по натурализации относится только к баскетболу или ко всем видам спорта?
– Ко всем. Мы уже не раз показывали, что можно вылезать из разных ям только своими силами. Но у каждой федерации есть свой президент, и всех свои мнения. Нет общего федерального закона, в котором было бы написано, что мы натурализуем кого-то или нет. Каждая организация сама решает, как и что делать.
Классно, что у нас есть медали в разных видах спорта. Ни в коем случае не умаляю достоинств натурализованных ребят, которые помогли их добыть. Спасибо им огромное. Но через пять-десять лет хочется видеть в сборных своих воспитанников, а не взятых откуда-то.
– Такие проекты как KFC BATTLE помогают развитию юношеского спорта?
– 200 процентов. Потому что ребята тренируются, играют. У большей части нет возможности делать это в залах. Они занимаются на улицах со своими друзьями, получают удовольствие. А затем – поддержку от организаторов на местах, в виде классного турнира и возможности его посетить. Могу поспорить, что среди них есть талантливые парни.
– Победа ЦСКА в "Финале четырех" стала, на ваш взгляд, закономерной?
– Заслуженно выиграли.
– Решающие матчи смотрели?
– Финал одним глазом. Молодцы армейцы. Многие так поражаются: "О, ЦСКА победил". Но клуб в последние двадцать лет – один из сильнейших в Европе. И не стоит удивляться.
– Что происходит с вашей бывшей командой "Химками"? Вот она выступает неудачно.
– Большая проблема была в том, что Швед получил травму и долго восстанавливался. Алексей важная часть коллектива, и тренеру становится тяжело выстраивать игру без лидера. Видел победную встречу химчан с УНИКСом. Будем надеяться, что пройдут дальше, попадут в финал и завоюют путевку в Евролигу. За "Химки" сильно переживаю.
– Знаете, что 1 апреля клуб на официальном сайте разместил сообщение, что вы возвращаетесь. Как отреагировали?
– Не скажу, что хохотал.
– Репостили?
– Нет. Мне позвонили пару человек. Я им говорю: "Ребят, 1 апреля. Вы чего?"
– Какие планы на будущее?
– Вы так спрашиваете, как будто знаю, что будет завтра. Постараюсь, сделать все, чтобы остаться в сильнейшей лиге мира. Если смогу там играть до конца карьеры, будет классно.
– Думали остаться жить в Америке после спорта?
– Начинаю прикидывать. Очень тяжелое решение придется принимать. У меня есть ребенок, который родился в Штатах, большую часть времени проводит там, ходил в детский сад, будет учиться в американской школе, пока моя карьера продолжается. Надо смотреть на его реакцию, сможет ли он вернуться в Россию, где захочет получать образование. Надеюсь, что к тому времени, когда я лет через шесть закончу, а сыну исполнится 13, у него сформируется мнение по этим вопросам. И, надеюсь, что это будет мнение человека, которые уже умеет правильно формулировать мысли.
– Сын занимается баскетболом?
– Пока с этим у нас туго. Не хочу его подталкивать – сам придет.
– Но в плане антропометрии отпрыск пошел в вас?
– Да, здоровый лоб с длинными ногами. Сыну семь, а размером уже с 12-летнего пацана. Все думают, что такой взрослый, а он еще ребенок. (Смеется.)
– Не было мыслей открыть свою спортивную школу?
– Чтобы делиться с детьми знаниями, надо постоянно находиться рядом – чтобы не получилось, что открыл Мозгов академию, а сам появляется раз в году. Так что пока о таком не задумываюсь. Когда организовываем турнира, приезжаю и общаюсь с детьми, а на школу пока не хватит времени. Для ребят важно внимание.
– Как оцените шансы Никиты Михайловского из "Автодора" на драфте НБА? Каких ошибок посоветовали бы ему избежать?
– Если Никита закрепится в НБА, буду дико рад за него, это очень круто. Для российского баскетбола это станет большой победой. Пускай звонит мне – поговорим. Постараюсь помочь, всегда буду на связи. Самое главное, никого не бояться и все пойдет хорошо.
– Три величайших баскетболиста в истории по вашей версии?
– Уилт Чемберлен, Майкл Джордан и Леброн Джеймс. Не важно, в каком порядке. Эти трое самых сильные – только из разных эпох.
– Тройка самых великих тренеров?
– Назову двоих – Грегг Попович и Фил Джексон. Это более современные версии тренеров.
– Почему вы почти совсем не интересуетесь футболом?
– Меня не захватывает. Когда во дворе гоняешь, мне нравится, сам поиграл бы. На своих кривых ногах, против таких же ребят, даже забить. А на профессиональном уровне ребята проводят на поле 90 минут – ничего не забивают... Это не интересно. Вот круто видеть матчи, которые заканчиваются со счетом 5:5, 7:5.
– Даже на чемпионате мира в прошлом году за наших не болели?
– Нет-нет – конечно, смотрел, переживал. Я болею за сборную России. Парни – большие молодцы, выступили на таком уровне. А самая главная их заслуга даже не в том, что дошли до четвертьфинала, а в том, что продемонстрировали всем самоотдачу, показали, что им небезразлично происходящее и они хотят выигрывать.
И команду сразу же полюбили! Публику не обманешь. Какие у нас с вами могут быть претензии к человеку, который отдал на поле все, но не получилось? Никаких.
– Кем вы стали бы, если бы не баскетбол?
– Пианистом. У меня длинные и красивые пальцы. Был бы хорошим исполнителем. (Имитирует игру на пианино.)