НБА

13 апреля 2018, 16:45

Прохоров продал акции "Бруклина". Что все это значит?

Антон Бабошин
Корреспондент
Российский бизнесмен Михаил Прохоров перестал быть единоличным владельцем клуба НБА "Бруклин Нетс". Подробности сделки – в материале "СЭ".

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ХОЗЯИН

Итак, теперь это официально – Прохорову удалось найти покупателя на "Бруклин". Как сообщил официальный сайт НБА, управляющий совет лиги единогласно одобрил завершение сделки по продаже российским бизнесменом 49 процентов акций клуба канадскому миллиардеру тайваньского происхождения Джозефу Цаю.

– Главным приоритетом было найти того, кто разделяет наше глобальное видение и страсть к будущему развитию "Бруклин Нетс", – приводит пресс-служба клуба слова Прохорова. – Мы сосредоточены на строительстве собственной культуры, она должна отражаться во всем, что мы делаем – в игроках, персонале и руководстве. Нам было важно выбрать партнера, который разделяет нашу приверженность высочайшим стандартам, ведь мы создаем отличную франшизу НБА. Я приветствую Джо в клубе. С нетерпением жду возможности работать с ним на протяжении долгих лет.

При этом структуры Прохорова продолжат контролировать клуб, но у сделки есть один очень важный параметр – Цай через три года может приобрести у россиянина еще одну долю в "Нетс". И если это условие будет выполнено, то из партнера Прохорова китайский бизнесмен превратится в хозяина команды.

По сообщениям американских СМИ, клуб был примерно оценен в 2,35 миллиарда долларов, следовательно, Цай заплатил Прохорову около 1,15 миллиарда.

Джозеф ЦАЙ. Фото REUTERS
Джозеф ЦАЙ. Фото REUTERS

"АЛИБАБА" СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

54-летний Цай, хоть и является гражданином Канады, но образование получал в США – в 13 лет родители отправили его в престижную частную школу Лоуренсвилл в Нью-Джерси, а затем в Йелльский университет, который заканчивал и отец бизнесмена. Получив степень доктора юриспруденции, Цай еще пять лет работал в Нью-Йорке, после чего вернулся на историческую родину.

В 1999-м он познакомился с Джеком Ма, вошел в число основателей корпорации Alibaba и сейчас является в ней вторым человеком после Ма. Но особо подчеркивается, что в "Бруклин" Цай вложил не деньги корпорации, а собственные средства – Forbes оценивает его состояние в 9,7 миллиарда долларов. И это не единственный спортивный актив бизнесмена – ему принадлежит клуб Национальной лиги лакросса "Сан-Диего Силз". А в марте Bloomberg сообщал, что Цай вошел в группу инвесторов, возглавляемую Майклом Рубином, которая пытается приобрести команду НФЛ "Каролина Пантерз".

– Как давний поклонник спорта, я горд стать одним из владельцев "Бруклина" и семьи НБА, – сообщил уже через свою пресс-службу Цай. – Я некоторое время прожил в Нью-Йорке, и этот город занимает особое место в моем сердце. Я разделяю видение будущего "Нетс" и подход к клубной культуре, который предлагают нынешние руководители во главе с Михаилом. Баскетбол – глобальный вид спорта, а НБА – один из самых узнаваемых брендов в мире.

Кстати, ничего удивительного, что любимым игроком Цая является защитник "Бруклина" Джереми Лин – на данный момент, пожалуй, самый известный баскетболист китайского происхождения. Разыгрывающий "Нетс" пропустил весь сезон из-за тяжелой травмы колена, полученной еще в первой игре "регулярки", но недавно Лина видели беседующим с Цаем и главным тренером команды Кенни Аткинсоном после выездной игры с "Голден Стэйт" – в Калифорнии у Цая дом.

И Прохоров, и комиссионер НБА Адам Сильвер надеются, что новый совладелец "Нетс" поможет продвижению как клуба, так и лиги в целом на огромный и обладающий почти безграничным потенциалом китайский рынок – и Лин этому тоже поможет.

 

A message of thanks from the squad. Forever thankful for your support ?

Публикация от Brooklyn Nets (@brooklynnets) 12 Апр 2018 в 6:53 PDT

АРЕНА ОСТАЛАСЬ ЗА ПРОХОРОВЫМ

Поисками еще одного инвестора для "Бруклина" Прохоров занимался достаточно давно – еще в декабре 2016-го он заявил о намерении найти миноритарного акционера. Сам россиянин стал владельцем "Бруклина" (и первым иностранцем-хозяином команды НБА) в 2010-м, приобретя в клубе долю в 80 процентов. В 2012-м он перевез команду из Нью-Джерси в Бруклин, а в 2015-м стал единоличным хозяином "Нетс". Но, очевидно, ноша оказалась не из легких, ведь уже через год Прохоров принялся подыскивать партнера.

Желающих не находилось около полутора лет, хотя россиянин постепенно увеличил долю клуба на продажу до 49 процентов. Как сообщали источники, интерес потенциальных инвесторов к "Бруклину" был крайне слабым, и возрос лишь после того как Прохоров объявил, что в перспективе готов уступить контроль над организацией.

К тому же в июле прошлого года он получил разрешение НБА не включать в потенциальную сделку новую арену "Нетс". "Барклайс Центр", построенный уже при Прохорове, который "Бруклин" делит с хоккейным "Нью-Йорк Айлендерс", на 100 процентов остается в собственности российского бизнесмена. Вообще, такие соглашения не в правилах лиги, которая обычно не терпит разделения клуба и его дворца, и Прохоров добивался решения проблемы около года. С точки зрения финансов арена является менее привлекательным активом, чем команда – "Барклайс Центр" приносит меньше дохода, чем ожидалось, и ее исключение из сделки ускорило поиски потенциальных партнеров.

В целом, Прохоров остался от продажи доли в "Бруклине" в плюсе – если, опять же, не считать арену. В свое время он вложил в покупку клуба примерно 223 миллиона долларов и погасил долги "Нетс" еще на 180 миллионов. А оценка стоимости клуба в 2,35 миллиарда долларов является рекордом для НБА – прошлой осенью за 2,2 миллиарда был продан "Хьюстон", причем вместе с правами на свою арену.