Баскетбол

8 июля 2013, 17:00

Возвращение чемпионов. Майкл Джордан и Мэджик Джонсон

ЕСТЬ ТЕМА
Зачем возвращаются чемпионы? // Марио Лемье // Джордж Формэн // Ким Клийстерс и Жюстин Энен // Лэнс Армстронг

В истории спорта было много громких возвращений. Сегодня мы вспоминаем некоторые из них.

Эпоха Мэджика Джонсона вывела НБА из телевизионного небытия в ведущие спортивные лиги мира. Эпоха Майкла Джордана, пришедшая ей на смену, была высочайшей точкой в истории мирового баскетбола. Так мы привыкли думать. И так оно, наверное, и есть. Однако чистого перехода от одной эпохи к другой на самом деле не было: во-первых, они наложились друг на друга, а во-вторых, ни та ни другая с первого раза не закончились. Обе звезды уходили из баскетбола дважды и дважды возвращались. С переменным успехом.

Комиссар НБА Дэвид Стерн, для которого следующий сезон станет последним, недавно вспоминал, что самым эмоциональным моментом его профессиональной карьеры стало вручение Мэджику Джонсону приза лучшему игроку Матча звезд-1992. Набрав 25 очков, Мэджик привел "Запад" к разгромной победе в одном из самых высокопрофильных матчей в истории. Кроме Мэджика и Джордана там играли Берд, Юинг, Баркли, Томас, Пиппен, Уилкинс, Дрекслер, Робинсон, Стоктон, Мэлоун и Оладжьювон – в общем, цветник, что и говорить. Но запомнилась игра именно как проводы Мэджика.

Уже поведавший миру о том, что является носителем ВИЧ, и пропустивший весь сезон-1991/92 (он вернулся только для Матча звезд), великий разыгрывающий уходил не только из НБА, но, как многим думалось, и из жизни. "Я обнял его, вручив приз, и подумал, что, наверное, обнимаю его в последний раз", – рассказывал Стерн прерывающимся голосом. Про ВИЧ и СПИД тогда знали куда меньше, и Мэджик многим казался ходячим трупом. Кстати, позже во многом благодаря ему отношение к ВИЧ-инфицированным в Америке быстро и резко изменилось.

Летом 1992-го Мэджик принял предложение сыграть в команде-мечте на Олимпиаде в Барселоне, однако вернуться в НБА ему не удалось – испуганные коллеги были против. Более того, поскольку в те годы СПИД считался "болезнью геев", по баскетбольному миру тут же пополз-ли слухи. Позже Мэджик обвинил в их распространении своего давнего врага Айзейю Томаса. Невежество и страх общества украли у баскетбола четыре года Мэджика – еще не старого, еще одного из величайших в мире.

А год спустя, пока Мэджик, вовсе не собираясь умирать, проходил курс лечения, из баскетбола ушел и Майкл. Тоже небезболезненно: на него повлияла гибель отца, убитого двумя подростками при попытке ограбления. Джордан, только что приведший непобедимый "Чикаго" к третьему подряд чемпионству, заявил, что потерял интерес к баскетболу и решил заняться бейсболом – любимым видом спорта своего отца.

В бейсбол Майкл играл вполне себе нормально, будучи не последним хиттером команды "Бирмингем Бэронс" – фарм-клуба "Чикаго Уайт Сокс". О том, что его появление в составе "Баронов" делало для посещаемости бейсбольных матчей в самой заштатной из американских глубинок, и говорить нечего. Представьте на секунду, что Месси ушел из футбола и решил попробовать себя в качестве хоккеиста в волжской "Ариаде"… А вот бейс-больные пуритане оскорбились, и обложка журнала Sports Illustrated призвала Джордана прекратить эту клоунаду.

Весной 1994-го, пока Джордан махал битой, в баскетбол вернулся Мэджик – в качестве тренера "Лейкерс". Несмотря на то, что в НБА не было более уважаемых людей и что тренерская работа всегда была мечтой Джонсона, эта его эскапада завершилась крахом – пять побед и 11 поражений.

Джордан вернулся под конец сезона-1994/95, обнародовав пресс-релиз, состоявший из двух слов: "Я вернулся". Проследив эту хронологию событий, нетрудно догадаться, что первая половина 1990-х была лучшим временем в истории для того, чтобы быть баскетбольным болельщиком. Второе пришествие Майкла было даже покруче первого: еще три чемпионства, эпический матч финала, сыгранный с температурой под 40, и уже абсолютно, до смешного непобедимые "Быки", существовавшие в какой-то своей, отдельной стратосфере баскетбола.

Под такое дело еще раз вернулся и Джонсон – уже в качестве игрока. Мэджик сильно потяжелел и перешел на позицию мощного форварда, но его ловкость рук и игровое чутье никуда не делись. Сыграв полсезона-1995/96 и в целом не испортив "Озерным" погоды, Мэджик ушел в последний раз. "Сейчас я ухожу на собственных условиях в отличие от 1992-го", – заявил он на прощание.

Эпоха Джордана завершилась в 1998-м. 35-летний Майкл ушел на самом что ни на есть пике – лучшим игроком в мире, лучшим бомбардиром НБА, чемпионом и легендой на все времена… Точнее, так было бы, кабы неугомонная легенда не явилась в баскетбол еще раз – три года спустя, медленной, полноватой и в составе безнадежного "Вашингтона". Сейчас об этом бесславном завершении карьеры Джордана предпочитают не вспоминать, а зря. В сезоне-2001/02, несмотря на травму колена, Майкл был лучшим бомбардиром "Магов", а также лидировал по передачам и перехватам. Не говоря уже о том, что всю свою зарплату перечислил в фонд помощи семьям жертв 11 сентября.

А в следующем сезоне Джордан был единственным игроком "Уизардз", сыгравшим все 82 матча, девять раз набрал более 30 очков и трижды – более 40. В эти два сезона "Маги", не выходившие в плей-офф, были второй по общей посещаемости (дома и на выезде) командой НБА.