Статьи

4 сентября 2014, 11:30

Как уехать в НБА?

Тимур РУСТАМОВ
Корреспондент

ЕСТЬ ТЕМА

Не исключено, в ближайшие дни у России появится новый представитель в НБА – контракт с клубом "Сакраменто Кингз" может подписать защитник нашей сборной Дмитрий Кулагин. Но стоит ли 22-летнему игроку торопиться за океан? И можно ли вообще закрепиться в сильнейшей баскетбольной лиге мира европейцу, не выбранному на драфте? Чтобы разобраться в вопросе, "СЭ" изучил биографии всех несевероамериканцев, которые попадали в НБА в XXI веке.

Тимур РУСТАМОВ

ак уехать в НБА?" Этим вопросом юные баскетболисты начинают задаваться задолго до начала профессиональной карьеры. Для уроженцев США схема прозрачна: карабкайся себе по ступенькам четко выстроенной пирамиды "школа – колледж – драфт" да не сачкуй на тренировках. И если трудолюбие и талант сложатся воедино, то оказаться вне поля зрения клубных скаутов просто невозможно.

Для представителей "остального мира" путь в сильнейшую лигу может быть куда более тернистым и извилистым. Раньше он и вовсе был доступен только уникумам – таким, как Владе Дивац, Дражен Петрович или Арвидас Сабонис. Но сейчас клубы НБА ищут таланты по всему свету не менее активно, чем у себя на континенте.

Так что перед самыми яркими экземплярами двери сильнейшей лиги мира открываются автоматически. Например, Яо Мин и Поу Газоль в один момент превратились из новичков в лидеров своих заокеанских клубов. Но таких алмазов немного даже в США. А что же делать остальным? Практика показывает, что универсального рецепта не существует. Везде есть свои плюсы и минусы.

УНИВЕРСИТЕТ – НЕ ПАНАЦЕЯ

Многие "варяги" спешат попасть в Штаты как можно раньше, получив стипендию одного из университетов, участвующих в чемпионате NCAA. Казалось бы, верный ход: оказаться под боком у потенциальных работодателей, получить прекрасные условия для тренировок и самосовершенствования. Только на деле для европейцев такой вариант малопривлекателен.

Все-таки конкуренция в профессиональных лигах Стартого света ощутимо выше, чем среди американских студентов. К тому же за океаном можно банально затеряться в общей массе темнокожих атлетов, которые раньше созревают физически. Зато для уроженцев Африки и Океании, где местные чемпионаты не являются серьезным подспорьем для прогресса, это, пожалуй, лучший и чуть ли не главный способ "попасть в обойму", заодно доказав готовность к американскому укладу жизни.

В сегодняшних реалиях заявить о себе, находясь за пределами США едва ли сложнее. Каждый год по всему миру проходит достаточно мероприятий, позволяющих скаутам НБА воочию посмотреть на потенциальных новичков-легионеров. Это и турниры молодежных сборных, и специальные лагеря для молодых талантов. Например, Hoop Summit в Портленде, где год назад поразил американцев Сергей Карасев. Или традиционные смотрины в Тревизо. Там в июне и блеснул Кулагин, заинтересовав "Сакраменто".

ДРАФТ НИЧЕГО НЕ ГАРАНТИРУЕТ

После того, как пантеон НБА пополнили легионеры – Дирк Новицки, Тони Паркер, Андрей Кириленко, Америка стала гораздо тщательнее "сканировать" европейские лиги. Если игрок где-то засветился, то избежать выбора на драфте ему вряд ли удастся. Только зачем же его избегать, если он ведет к исполнению заветной мечты?.. А вот зачем. Зачастую "лотерейный" характер драфта приводит к тому, что юный талант оказывается в клубе, где на его позиции орудуют матерые конкуренты, да еще и перед тренером стоит задача побеждать здесь и сейчас, что исключает возможность рисковать и "обкатывать" новичка. В итоге на фоне нехватки игровой практики "молодой и перспективный" превращается в невостребованного и забытого.

Самый яркий пример – Дарко Миличич, выбранный на сверхзвездном драфте-2003 сразу после Леброна Джеймса, но так и не оправдавший и самой малой части выданных авансов. Во многом потому, что в 18 лет конкурировать с Рашидом и Беном Уоллесами, Мехметом Окуром и Антонио Макдайсом объективно сложно. И похожих случаев в истории предостаточно.

В то же время нельзя сказать, что отсутствие игровой практики на первых порах – это крест на заокеанских перспективах. Оказавшись бок о бок с грамотным "опекуном", можно выйти на новые высоты и в тренировочном зале. Именно это произошло с Гораном Драгичем, который впитывал все уроки Стива Нэша и после ухода последнего из "Финикса" сам вошел в число самых ярких разыгрывающих НБА. Не исключено, что подобный прорыв ожидает и нашего Карасева, с недавним переходом в "Бруклин" получившего своего "наставника" в лице Кириленко.

Впрочем, далеко не все задрафтованные легионеры тут же отправляются штурмовать НБА. Выбор на драфте лишь закрепляет за клубом эксклюзивное право на заключение контракта с игроком. А когда это сделать – решают менеджеры команды. Правда, иногда вопрос переезда упирается в действующие соглашения новичков. Так, Рикки Рубио ждал своего билета в США два года, будучи связанным с "Барселоной": сумма выкупа для "Миннесоты" оказалась слишком кусачей.

И все-таки обычно решение о том, чтобы оттянуть дебют новичка в НБА, принадлежит клубам. Они драфтуют игроков "на вырост", позволяя им окрепнуть за пределами США, а себе – подольше понаблюдать, подходит ли этот кусочек к их паззлу. А когда баскетболист дозревает, его призывают под свои знамена. Этим путем прошли и Кириленко, и Ману Жинобили, и Тьяго Сплиттер. Получив признание и став звездами в Европе, они приезжали в свои новые команды не чтобы учиться и ждать шанса, а чтобы выходить на площадку и приносить пользу.

Впрочем, куда чаще случается иначе: задрафтованный игрок так никогда и не перебирается в НБА. Причем по европейским меркам это могут быть очень добротные исполнители, но дорасти до заокеанского уровня им не удается. Представителей этой категории можно перечислять долго: Каун, Веремеенко, Принтезис, Сейбутис, Копонен, Маврокефалидис, Ракович, Юй, Прельджич, Бьелица…

"СВОБОДНЫЙ АГЕНТ" – НЕ ДИАГНОЗ

В последние годы входит в обиход переезд в НБА в качестве свободного агента. Возможно это в том случае, если баскетболиста не выбрали на драфте до 23 лет. После этого все легионеры автоматически получают возможность свободного ведения переговоров с любой заокеанской командой. Возникает резонный вопрос: а зачем это самим клубам? Ведь если бы игрок был достоин попадания в лучшую лигу мира, он бы обязательно оказался на чьем-то радаре в предыдущие годы.

В общем случае так и есть. Но исключения попадаются все чаще. В первую очередь потому, что в силу физического развития и особенностей подготовки многие баскетболисты расцветают уже в том возрасте, когда драфтоваться поздно. Взять хотя бы Мозгова, чье имя до перехода в "Химки" знал лишь узкий круг специалистов. А в подмосковный клуб он попал аж в 20 лет. Так что его путь до "Нью-Йорка" длиной в четыре года можно даже назвать коротким.

Для игрока выгоды такого варианта тоже очевидны – человека приглашают в команду под конкретные задачи, которые, как правило, четко оговариваются заранее. Но бывает – и с видом в будущее. Допустим, Алексей Швед пока явно не раскрыл весь свой потенциал, и в США все это понимают. Хочется верить, Швед возьмет пример с Хосе Кальдерона, который, подписав контракт, не довольствовался самим по себе попаданием в НБА, а продолжил прогрессировать и постепенно стал твердым игроком стартовой пятерки "Торонто".

ЗА ОКЕАН НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

Наконец, есть категория игроков, которые и в зрелом возрасте не перестают лелеять мечту о том, чтобы ступить на паркет НБА. И у заокеанских клубов тоже есть интерес в том, чтобы приглашать таких "новичков" в свои ряды. Фабрисио Оберто, например, дебютировавший в лиге в возрасте 30 лет, идеально вписался в схемы Грега Поповича, подменяя Тима Данкана в "Сан-Антонио". В выигрыше тогда оказались обе стороны. "Шпоры" получили проверенного и надежного исполнителя, а Оберто – шанс побороться за чемпионский перстень, который он в итоге добыл. Это создало прецедент, и с тех пор на такие же точечные роли согласились его соотечественник Пабло Приджиони, ставший чемпионом Евролиги с "Олимпиакосом" Перо Антич и выигравший приз лучшему баскетболисту Италии Луиджи Датоме.

На многочисленных примерах видно, что единого алгоритма, который подошел бы всем желающим отправиться играть в НБА, нет. Единственное, что можно посоветовать молодым амбициозным баскетболистам, – не торопиться. Совсем необязательно "ломиться" за океан как можно раньше, уповая на то, что тамошние специалисты сделают из тебя нового Джордана. Главное, правильно оценивать свои силы на данный конкретный момент и помнить, что чемпионом НБА можно стать, даже дебютировав там в 30 лет.

КАК В XXI ВЕКЕ НЕСЕВЕРОАМЕРИКАНЦЫ ПОПАДАЛИ В НБА

Сразу после драфта (возраст)

РОССИЯ: С.КАРАСЕВ (19), ХРЯПА (22), КОРОЛЕВ (18), ПОДКОЛЬЗИН (19). Австралия: Богут* (20), Джавай (22), Беннет* (20), Миллз* (21). Бразилия: Барбоза (21), Нене (20), Варежао (22). Великобритания: Арчибальд* (22). Венесуэла: Г.Васкес* (23). Габон: Ласме (25). Германия: Шредер (20). Греция: Адетокумбо (18), Фоцис (20), Куфос* (19). Грузия: Пачулия (19), Шенгелия (21), Цкитишвили (19). Израиль: Касспи (21). Испания: П.Газоль (21), С. Родригес (20). Италия: Барньяни (21), Белинелли (21), Галлинари (20). Камерун: Мба-а-Муте* (22), Бумтье-Бумтье* (23). Китай: Яо Мин (22), И Цзяньлянь (20). Латвия: Биедриньш (18). Литва: Клейза* (20). Польша: Лямпе (18). Сербия: Чабаркапа (22), Враньеш (20), Миличич (18), Недович (22), Павлович (19), Радманович (21). Словения: Г.Драгич (22), Нахбар (22), Б.Удрих (22), Вуячич (20). Турция: Ильясова (18), Кантер (19). Финляндия: Моттола* (24). Украина: Фесенко (20), Лэнь* (20). Франция: Ажинса (20), Батюм (20), Бобуа (21), Диао (21), Фурнье (20), Гобер (21), Мойзо* (22), Ноа* (22), Т.Паркер (19), Петро (19), М.Пьетрус (21), Серафен (21), Си (22). Хорватия: Багарич (20), Маркота (19), Планинич (21). Чехия: Веселы (21), Велш (22). Черногория: Вучевич (21). Швейцария: Сефолоша (22). Швеция: Еребко (22).

Был задрафтован, но уехал позже (через сколько лет, возраст)

РОССИЯ: КИРИЛЕНКО (2, 20), МОНЯ (1, 22). Австралия: Д.Андерсен (7, 29). Аргентина: Дельфино (1, 22), Жинобили (3, 25), Скола (5, 27). Бразилия: Сплиттер (3, 25). Великобритания: Фрилэнд (6, 25). Греция: Н.Калатес* (4, 24), Глиниадакис (3, 25), Спанулис (2, 24). Испания: Клавер (3, 24), Фернандес (1, 23), М.Газоль (1, 23), Ибака (1, 20), Р.Лопес (1, 22), Наварро (5, 27), Рубио (2, 20). Китай: Ван Чжичжи (1, 23). Литва: Мотеюнас (1, 22), Сонгайла (1, 25), Валанчюнас (1, 20). Польша: Гортат (2, 23). Сербия: Дробняк (4, 26), Пекович (2, 24), Ярич (2, 24), Крстич (2, 21), Перович (1, 22), Ракочевич (2, 24), Ребрача (7, 29). Словения: Илич (1, 22), Брезец (1, 22), Слокар (1, 23). Турция: Ашик (2, 24), Эрден (2, 24), Окур (1, 23). Украина: Печеров (1, 21).Франция: де Коло (3, 25), Желабаль (1, 23), Маинми (2, 21), Тюриаф* (1, 23). Хорватия: Гиричек (2, 25), Касун (2, 24), Укич (3, 24).

Как свободный агент до 26 лет (возраст)

РОССИЯ: МОЗГОВ (24), ШВЕД (23). Австралия: Деллаведова* (23). Аргентина: Ночиони (25). Бельгия: Мбенга (23). Бразилия: Фаверани (25). Великобритания: Менса-Бонсу* (23). Венесуэла: Торрес (25). Израиль: Мекель* (25). Иран: Хаддади (23). Испания: Кальдерон (24). Литва: Мацияускас (25). Новая Зеландия: Пенни (23). Польша: Трыбански (23). Сербия: Радулица (25). Франция: Диавара* (24). Украина: Кравцов (25). Уругвай: Батиста (22).

Как свободный агент после 26 лет (возраст)

Австралия: Бэйнс* (27). Аргентина: Эрманн (27), Оберто (30), Приджиони (35), Волковиски (27). Босния: Телетович (27). Греция: Ренциас (26). Испания: Гарбахоса (28). Италия: Датоме (26). Литва: Ясикявичюс (29). Македония: Антич (31). Турция: Кутлуай (30).Франция: Ригодо (32).

* – Выступали за студенческие команды NCAA. Жирным шрифтом выделены игроки, становившиеся чемпионами НБА.