Россия

16 июля 2019, 12:00

Что принесли нашему баскетболу 15 лет лимита?

Особое мнение генерального директора БК УГМК Максима Рябкова

После окончания чемпионата Европы прошла неделя, в течение которой различные спикеры высказали свое мнение по поводу текущего состояния дел в сборной и в российском женском баскетболе в целом. Мне бы хотелось отодвинуть в сторону эмоции и высказать несколько мыслей, которые не вписываются в контекст запретительного мейнстрима, сфокусированного в основном на популярной и примитивной проблеме лимита, а попытаться рассмотреть ситуацию комплексно.

Сборная за последние два года

При всей неудовлетворенности результатом невозможно сказать, что выступление сборной оставило чувство безысходности – абсолютно понятно, что потенциал команды выше, чем ее положение в итоговой таблице. И этот очевидный на сегодня потенциал – результат совместной работы федерации, школ и клубов, которые воспитали и сегодня работают с игроками на разных стадиях их становления вплоть до матча со Швецией, в котором неудачно прошли две заключительные минуты.

Эти две минуты не должны заслонять собою объективные факты, лежащие на другой чаше весов. Во-первых, сборная России успешно прошла квалификационный турнир – одержано 6 побед в 6 матчах. Во-вторых, в преддверии Евробаскета проведена успешная серия товарищеских матчей, в ходе которой на их площадке были обыграны будущие чемпионки Европы – сборная Испании, и только в овертайме была проиграна игра будущим финалисткам – сборной Франции. В-третьих, нам досталась объективно тяжелейшая группа на первом этапе со сборными Сербии, Бельгии и Беларуси, названная "Группой смерти" всеми экспертами, включая официальный портал fiba.com, что предопределило тяжелую сетку на плей-офф с попаданием уже в четвертьфинале на сборную Испании.

Не надо забывать и о том, что сборная лишилась из-за тяжелой травмы Джамирры Фолкнер – основного плеймейкера. Проблемы на позиции первого номера усугубила и травма Елены Бегловой на турнире в Сарагосе, из-за чего ей пришлось пропустить почти две недели тренировочного процесса и выйти на стартовые матчи с Бельгией и Сербией практически "с листа". По сути, первые два матча чемпионата нам пришлось играть без обеих основных разыгрывающих. Помимо этого, сотрясение мозга во время подготовки к чемпионату Европы получила Раиса Мусина, из-за операций вообще не смогли приехать на турнир Татьяна Петрушина и Ксения Тихоненко. А к решающему матчу со Швецией добавилась и травма Марии Вадеевой в четвертьфинале с Испанией с последующим отеком коленного сустава и проведенным МРТ, вследствие чего Мария вышла на решающий матч со Швецией с большими ограничениями в своем физическом состоянии.

Безусловно, все эти факторы оказали влияние на итоговый результат сборной.

О фигуре тренера

За последнее десятилетие были опробованы различные подходы на тренерском мостике сборной – тренеры-ветераны (Анатолий Мышкин, Борис Соколовский), тренер-иностранец с бэк-граундом советского баскетбола (Альфредас Вайнаускас), отечественный тренер новой волны (Александр Васин), тренер с опытом работы в WNBA (Олаф Ланге). В этом перечне мы видим и тренеров-тактиков, и тренеров-мотиваторов. Подобное разнообразие (при одинаковом невыполнении задач) показало, что в данном вопросе универсальной формулы успеха не существует – должно сложиться воедино множество факторов, плюс в спорте бывает и так, что руководителям нужно применить и "шестое чувство", чтобы выбрать верную кандидатуру. На сегодняшний момент явного лидера тренерского цеха среди российских специалистов нет.

О лимитах в наших турнирах

Жесткие лимиты на легионеров существуют в нашем чемпионате уже 15 лет. Более того, они были пересмотрены в сторону ужесточения после Евробаскета-2013. Лимит в женском чемпионате России – 4 иностранных игрока на матч из 12 заявленных – намного жестче, чем в мужском чемпионате России – 6 иностранных игроков на матч. При этом в женской премьер-лиге есть только 3 клуба, которые используют квоту целиком.

Помимо ограничений в чемпионате, в 2014 году введен новый формат Кубка России – вовсе без участия иностранных игроков. В итоге турнир, являвшийся одним из топ-событий в мировом женском баскетболе и подаривший множество матчей, вошедших в золотой фонд Игры, почти полностью утратил свой статус и интерес зрителей, не принеся ожидаемой инициаторами "реформы" отдачи игрокам-россиянкам. Кстати, в этом году впервые с 2004 года не будет разыгран "Финал четырех" Кубка страны.

Нельзя победить "по паспорту"

Я с огромной теплотой и любовью отношусь к российским баскетболисткам, со многими из них сложилась крепкая дружба и по ходу, и по окончанию их спортивных карьер – но для профессионального роста в спорте в нужные моменты необходимо жестко и четко расставлять акценты. Многие годы настаиваю на том, что спорт – это сфера чистой конкуренции, где невозможно получать преимущество за счет "правильного" паспорта.

В России целое поколение баскетболисток в условиях лимита успело начать карьеру и уже закончить ее. В итоге эти игроки на протяжении всей карьеры были поставлены в привилегированные условия – им в меньшей степени приходилось доказывать свое право на серьезные контракты в больших клубах, чем ведущим зарубежным игрокам. Это была медвежья услуга нашим баскетболисткам – в результате некоторых из них это привело к объективному снижению мотивации и, как следствие, – к снижению уровня подготовленности. Ведь контракты многим российским игрокам, по сути, гарантированы действующим регламентом с жесткими лимитами.

В результате дефицита качественных российских игроков цены на них возросли. Эти же факторы привели к тому, что российским баскетболисткам в подавляющем большинстве стало неинтересно уезжать в зарубежные чемпионаты и пробовать себя в конкурентной среде.

Протекционизм может принести определенную отдачу только в тех сферах, которые направлены исключительно на внутреннее потребление, но в сфере спорта-то мы стремимся к успехам на внешней арене! Когда во внутреннем чемпионате игроки выращиваются "в теплице" – трудно ожидать, что в условиях реальных "джунглей" на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх они смогут быть конкурентоспособными на регулярной основе, а не раз от раза.

Секрет "золотого поколения" 2000-х

Успехи сборной России в 2000-х годах были связаны в первую очередь с тем, что она была сформирована из поколения игроков, еще в молодости прошедших суровую школу выступлений за рубежом, когда им каждый день приходилось доказывать свою профессиональную состоятельность, право на кусок хлеба, право на место в составе, когда жизнь требовала от них быть на голову выше окружающих их местных игроков.

В такой ситуации и сформировалось поколение Марии Степановой, Илоны Корстин, Светланы Абросимовой, Натальи Водопьяновой, Татьяны Щеголевой, Оксаны Рахматуллиной, Елены Карповой и других членов той сборной. Не было льгот на ее пути к успеху и у натурализованной россиянки Бекки Хэммон. По схожему сценарию сложились и карьеры представителей предыдущего поколения сборниц во главе с Еленой Барановой и Анной Архиповой. К нынешним российским баскетболисткам "благодаря" существующему уже полтора десятилетия лимиту спортивная судьба таких требований не предъявляла никогда.

Лимиты и зарубежные сборные

На последних четырех Евробаскетах мы проиграли командам, в чьих странах нет лимитов на легионеров, чьи игроки функционируют в баскетбольном мире без границ, руководствуясь исключительно рыночным соотношением уровня их мастерства и зарплат, за право на которые приходится биться, ежедневно повышая свой уровень. Достаточно проанализировать составы сборных, которые обыграли нашу команду на минувшем Евробаскете.

Все 12 игроков сборной Сербии выступают за пределами своей страны – отсутствие национальных преференций не помешало им обыграть сейчас нашу сборную, а до этого и вовсе стать чемпионками Европы в 2015 и призерами Олимпиады в Рио в 2016 году. Также все без исключения 12 игроков сборной Швеции выступают в чужих чемпионатах. У обыгравшей нас сборной Бельгии 8 лучших игроков выступают за рубежом, большая часть сборной Испании, включая всех лидеров, также находятся в "легионерской шкуре".

И такие примеры мы можем привести по итогам любого из чемпионатов Европы последнего десятилетия. Они красноречиво показывают, что лимит на легионеров в своем чемпионате не является панацеей от всех бед и гарантией успехов на уровне сборных. Скорее наоборот – на нынешнем Евробаскете это демонстрируют примеры и неудовлетворительные результаты стран, где жесткие лимиты на легионеров существуют – России (11 игроков из 12 играют в своем чемпионате) и Турции (все 12 игроков выступают дома). По иронии судьбы именно эти команды играли между собой в финале Евробаскета-2011 – последнем перед тем, как в обе сборные пришли поколения "детей лимита".

Максим Рябков – генеральный директор БК УГМК, 4-кратный чемпион Евролиги, 11-кратный чемпион России?

10