На прошлой неделе несколько родителей юных баскетболистов СДЮШОР ЦСКА обратились к руководству ЦСКА и в Генпрокуратуру с жалобой на директора школы Сергея Чистякова. Его обвинили в краже бюджетных средств и продаже мест в составе команды. На первый взгляд – понятная история. Скольких таких уже было. Однако стоило чуть копнуть, как выяснилось, все не так просто. Эта история с небольшой школой показывает, почему с российским спортом все далеко не так здорово, как хотелось бы.
Жалобу в прокуратуру подписали несколько родителей. Смысл ее в том, что тренер группы 2008 года рождения Владислав Павленко и директор школы Сергей Чистяков плохо исполняют свои обязанности и ведут свои финансовые игры. В интервью каналу "360" мама одного из детей даже назвала все это "коммерческой ОПГ". В итоге Чистякова отстранили от должности, которую он занимал 15 лет. За дисциплинарное нарушение.
В течение нескольких следующих дней письма в поддержку директора написали более 30 родителей и весь тренерский коллектив школы, однако это не помогло. Официально Чистяков еще не уволен, но его кабинет уже опечатан, а самого его не пускают даже на порог.
Сам Сергей уверен: дело в связях. Дети родителей, подписавших жалобу, не попадают даже во второй состав. Они пытались надавить на директора, чтобы он поставил более удобного тренера, но Чистяков отказался. В ответ получил угрозу, что в таком случае сам потеряет свое место. Ему толсто намекнули, что имеют прямой выход на Артема Громова – начальника большого ЦСКА. И теперь все оборачивается по наихудшему для него сценарию. Впрочем, есть и другой взгляд на ситуацию.
– Ожидали, что после жалоб родителей все так закрутится? – вопрос Чистякову.
– Все началось с финала первенства России для 2004 года рождения. Мы выиграли все игры по ходу сезона и очень хотели провести финал дома. Чтобы родители могли посмотреть на своих детей. Тем более на арене, где играет ПБК ЦСКА. Хотели устроить праздник. Родители пошли на то, чтобы взять на себя расходы по присутствию скорой помощи на соревнованиях, за работу персонала, судей, на воду. От ЦСКА финансовых затрат не требовалось. Я пришел к руководству – и мне дали добро.
А за день до начала от начальника ЦСКА пришла команда: не пускать никого. Мол, сначала мы должны заплатить за аренду. Мне выставили счет – 2,6 миллиона рублей. Хотя играла наша команда! В итоге мы стали чемпионами России, но вместо благодарности я стал неугодным и услышал, что должен вернуть деньги за аренду. Откуда у меня такие суммы? Знаете, какой у нас уровень зарплат? У меня тренеры получают от 5 до 40 тысяч. Хотя выигрывают все, что только можно. У замов в управлении суммы на несколько порядков выше. Тренеры работают у нас из-за коллектива и бренда ЦСКА.
– Хотя условия, по словам родителей, далеко не самые лучшие.
– С приходом Громова (возглавил ЦСКА 25 июля 2017 года. – Прим. "СЭ") все сильно урезали. Так, по федеральным стандартам, положено три сбора. Нам сделали один. И тот сократили с 18 дней до 14. Почему так? Куда идут эти деньги?
Я трижды подавал заявление на замену табло. Оно висит с 60-х годов. Ничего! Из-за несоответствия зала требованиям нас даже хотели исключить с первенства Москвы. В раздевалках последний ремонт делал я сам – лет 15 назад.
Ни один турнир, включая международные, нам не был оплачен. Говорят, деньги выделяются, но куда они идут – неизвестно. Интересно, что сейчас, когда закрутился этот скандал и возможны проверки, тренерам звонят с управления и спрашивают, остались ли билеты и чеки за питание/проживание – они готовы оплатить. Пару месяцев назад нам говорили, что денег на эти турниры не предусмотрено. Выходит, они были?
– История с жалобой на вас в Генпрокуратуру. Как так получилось?
– У некоторых амбициозных родителей дети перестали попадать даже во второй состав. Они подошли ко мне и прямо сказали мне: "Нужно сменить тренера". Я сказал, что не буду этого делать. Павленко – прекрасный специалист. При нем команда выиграла четыре первенства России и сейчас идет на первом месте. На что мне было сказано: "Тогда мы снимем вас, а потом и этого тренера".
– А вы?
– Сказал, что не им это решать, а начальнику ЦСКА. В ответ услышал: "Громов сделает то, что мы ему скажем". Некоторые из них вхожи к нему в кабинет. Но у меня за деньги никто и никогда не играл. И не будет. Руководить тренировочным процессом домохозяйкам я тоже не позволю.
– И через какое-то время вас уволили?
– Мы выступаем в детской Евролиге. В госзадании этого турнира нет. Соответственно, и денег на участие в нем не выделяется. Я писал приказ о выезде за счет привлеченных средств – за счет вложений родителей. Прикладывал туда протокол родительского собрания, где было указано, что они добровольно готовы оплатить проезд, питание и проживание. Мне было сказано, что если в госзаказе Евролиги нет, то и приказы не надо делать.
В итоге ребята выиграли турнир. А тренер получил выговор за… прогулы. Якобы в эти дни он не был на рабочем месте. Меня обвинили, что я отмечал ему эти дни, как заграничную командировку. Так ведь и было! Он отвечал за детей 24 часа в сутки. Я тоже получил выговор за эту историю. И вскоре мне было предложено написать заявление об уходе по собственному желанию. Или же, мол, меня уволят по статье.
– По какой?
– Вот и я спросил. Ответа тогда не нашлось. На нервной почве у меня обострился панкреатит. Я ушел на больничный. В это время поступило указание сверху – и мой кабинет опечатали. А меня (и почему-то моего сына) – не пускают в УСК ЦСКА. Хотелось бы, чтобы этой историей занялась прокуратура. На каком основании это вообще возможно? Ведь я все еще являюсь директором.
Хотя они уже собрали тренеров и сообщили, что новым директором будет Олег Фокин. Которого уволили из РФБ, не взяли в ПБК ЦСКА.
– Какие последние новости?
– Тренеры провели собрание. Все отказываются тренировать 2008-й год.
– С недовольными родителями встречались?
– Одна мама говорила, что нужно убрать тренера – тогда они заберут заявление из прокуратуры и меня оставят в покое. Но я по жизни шел с установкой, что лучше попасть на деньги, чем на совесть. Свое место потерять не боюсь, а вот честь – не потеряю точно. Мне бояться нечего. Пусть хоть один родитель скажет, что давал мне деньги, чтобы их ребенок попал в состав. Ну, что за смех? За меня выступили все возраста с 2002 по 2011 г.р. Родители подписывают коллективные письма, тренеры готовы уйти из школы. А за ними уйдут дети.
Это станет трагедией. Развалить такую школу из-за прихотей трех родителей, вхожих к начальнику ЦСКА?
– С Громовым говорили?
– Он сказал, что решение о моем увольнении уже принято. И чтобы я не создавал ажиотажа в СМИ.
– Вы его не боитесь?
– Думаю, мы живем в правовом государстве. И буду сильно разочарован, если это окажется не так. Поймите, я не хочу ни с кем воевать и ругаться – это не мое. Мое дело – заниматься спортом. И я готов идти до конца. Моя совесть чиста, общественность на моей стороне. Были бы у меня прегрешения – я бы стал сейчас открывать рот? Все же легко проверить, включая поступления на мои счета. У меня ни дачи, ни сбережений.
Я пришел сюда в 2004 году. А спустя 15 лет мне говорят, что должен увольняться при таких обстоятельствах. За эти 1,5 десятка лет я практически вырастил ребенка. Когда возглавлял школу, мы даже на первенстве Москвы в призы не попадали. Сейчас выигрываем детскую евролигу. Чтобы понять, что я чувствую, представьте, что вашего ребенка забирают из-за клеветы.
Верю, что сила в правде. И за тренеров буду стоять горой. Они это чувствуют и отвечают взаимностью. Несколько людей мной недовольны, но в мою поддержку подписались уже 600 человек. Писали и в прокуратуру, и в Госдуму. Сам я тоже намерен бороться до конца. Руководство ЦСКА для этой школы не сделало вообще ничего, но хочет, чтобы ушел я.
Теперь к противоположной точке зрения. Слово Максиму Баланину, одному из родителей, которых происходящее в СДЮШОР не устраивает.
– Начнем с того, что писем мы писали несколько, – объяснил Баланин. – Первые – в ФАУ ЦСКА, руководству. Там было немало подписей. А вот в прокуратуру жалобу я подписывать не стал. Это чушь. Считаю, что это не тот случай и ФАУ должен разобраться сам.
– Почему вы подписывали письма руководству ЦСКА?
– Мой ребенок в команде четыре года. Тренировался у Павленко. Я занимаюсь родительским чатом, всех знаю. Первые два года было хорошо. В какой-то момент в группу пришел мальчик. И его папа Денис Завьялов сразу начал тренировать. Хотя теперь Чистяков утверждает, что он вообще не тренер, а просто родитель. Но он активно участвовал в процессе, проводил персональные тренировки. И все бы ничего, но он склонен к алкоголю. Вот недавний турнир в Риге. Оттуда звонили организаторы и просили больше не присылать этого Завьялова, потому что он позорит клуб. Человек вел игры в пьяном виде.
Когда родители делали ему замечания, он говорил, что такой, как есть, а кому не нравится – могут идти в другие спортшколы. К Чистякову подходили родители с просьбой убрать Завьялова. Но действий не предпринималось. Только обещания. Официальный тренер Павленко все это покрывал. Поэтому ситуация и вышла за пределы ЦСКА. Хотя лично я надеялся, что все решится мирно и внутри коллектива.
– Тренеры на стороне Чистякова.
– Сейчас объясню, – вмешалась в разговор супруга Максима Наталья. – Мы, кучка родителей, пошла против такой системы. Тренеры на территории ЦСКА вели платные индивидуальные тренировки. Неофициальные. Ни в каких бумагах этого не было. И кто теперь из тренеров пойдет против начальника, который на каждого из них имеет свой компромат?
Пишется про двух родителей – высокопоставленных чиновников, которые добились решения вопроса. Да если бы не они, наше восстание просто смяли бы физически. Вот этот тренер – Завьялов. Ему же сделали диплом. Как иначе, если он днями напролет торчал в ЦСКА, а параллельно у него шло обучение на тренера. При этом с его стороны идет унижение детей.
Как-то на сборах избили ребенка впятером одного. Ногами. А недавно произошла бытовая драка в раздевалке. В итоге один парень получил сотрясение. Мой сын разнимал драку, но теперь обвиняют не только дравшихся, но и его. Хотят отчислить. Потому что он неугодный – его родители подписывают письма против руководства. Есть вопросы и по финансовой непрозрачности. Но с этим пусть разбирается ФАУ.
– Нам и так не финансируют выезды, а теперь еще стали наказывать тренеров, которые самостоятельно ищут средства на это. Вместе с ними – Чистякова, – рассказывает известный продюсер Дмитрий Рудовский. Среди работ которого, например, сериал "Молодежка". Его сын как раз тренируется в СДЮШОР ЦСКА. – Мой сын сейчас в сборной, но заслуги руководства ЦСКА тут никакой. Она принадлежит тренерам и директору, которые делали все для детей.
– Что не так с руководством ЦСКА?
– Просто придите в залы и посмотрите, в каком они состоянии. Некоторые из них не ремонтировали со времен московской Олимпиады. Тогда же, похоже, было повешено и табло. Знаете, мы будем снимать картину про знаменитый "отравленный матч" ЦСКА – "Олимпиакос", и нам можно даже декорации не строить. Зайдем в раздевалки школы – и вот вам 1995-й год.
За все время у нас, родителей, не было ни одной встречи с руководством ФАУ ЦСКА. Вот поинтересовались бы, чем мы довольны, а что хотели бы изменить, рассказали бы о планах и задачах школы. Ситуация ухудшается с каждым днем. Залы постоянно забирают под коммерческие мероприятия. То по тхэквондо соревнования проводят, то среди черлидерш. А что, час аренды стоит 6700 рублей. Неплохо. При этом только недавно детям, занимающимся там, стали давать взамен зал в Лефортово. Прежде просто отменяли занятия.
– Как отреагировали на обвинения некоторых родителей о продаже мест в составе?
– Возьмите составы команды по всем возрастам и посмотрите, сколько титулов они выиграли (24 победы на первенствах России по разным годам рождения, пять в юношеской Евролиге. – Прим. "СЭ"). Разве столько побеждать с "покупными" ребятами можно? Или параллельно еще соперники подкупаются? В том числе, иностранные.
Удалось дозвониться до Артема Громова. Он сказал, что по ситуации с увольнением Чистякова полную информацию даст заместитель начальника отдела по работе со спортивными школами Дмитрий Грамотин.
– Чистяков преподносит, что его увольняют из-за жалоб родителей, – отметил Грамотин. – На самом деле мы привлекли его к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 3.1.5 и 3.1.27 должностной инструкции. Выразилось это в отправлении подчиненного работника в поездку в не место постоянной работы – 29-30 ноября в Ригу и с 31 января по 4 февраля в Вильнюс. То есть он отправил работника вместе с детьми за пределы государства, не согласовав этот вопрос с управлением ЦСКА. За это мы и планируем его к увольнению. Согласно законодательству, сделать это можем только после его выхода с больничного. Но соответствующее решение начальника ЦСКА ему уже доведено.
Причина только в этом, а не в домыслах, которые муссируются в СМИ. Со стороны Чистякова идет специальное нагнетание обстановки, чтобы каким-то образом надавить на руководителей. Все дело в дисциплинарной ответственности. У директора уже имелось два выговора и одно замечание. То есть у него были систематические нарушения. В соответствии с законодательством, для увольнения достаточно было одного выговора и одного замечания.
– Какие именно нарушения были у Чистякова прежде?
– Предыдущие были в ноябре, летом. Это другие пункты, но также касающиеся нарушения должностной инструкции.
– Почему его кабинет уже опечатали?
– Он – материально ответственное лицо. За ним числится определенное имущество – костюмы, кепки, мячи и т.п. И когда работник увольняется, всегда назначается инвентаризационная комиссия по проверке того, что есть. Это плановая процедура. И касается не только его кабинета, а всех тренерских, кладовой.
– Чистяков говорил, что все были в курсе той поездки в Ригу и он подходил с письмом, но ему сказали, что этих соревнований нет в госзадании, поэтому подписывать ничего не надо.
– Никого он в известность не ставил. Как это бывает? Пишется рапорт. "Прошу разрешить убытие того-то и туда-то"… А когда уже совершенно дисциплинарное нарушение, говорить после этого: "Кажется, я кому-то об этом говорил", – это неправильно. Человека должны были уволить еще после второго выговора, но дали шанс. А он опять совершает дисциплинарные проступки. Самое интересное, что тренер директора в известность об отъезде поставил. Он написал рапорт и все сделал правильно. Поэтому было принято решение Павленко к ответственности не привлекать. Он сопровождал детей на соревнования с разрешения своего непосредственного руководителя. А вот директор свое руководство поставить в известность как-то забыл.