– Неделю назад завершилась трансферная кампания ЦСКА. Складывается ощущение, что вы довольны тем, какую команду удалось собрать в прошлом году.
– Сейчас никто не упрекнет нас в том, что ЦСКА гоняется за громкими именами. Два года назад мы пригласили Димитриса Итудиса и кардинально поменяли селекционную политику. Это было осознанное решение. В этом смысле триумф в "Финале четырех" в Берлине приобретает особенную ценность. И глупо сейчас отказываться от тех принципов, которые позволили нам победить.
Кому-то кажется, что сейчас мы придерживаемся правила: победный состав не меняют. Но это обманчивое впечатление. Все те ребята, которые выиграли Евролигу, находятся в расцвете сил, только поэтому приобретения и носили точечный характер. Созрел для перехода в ЦСКА Семен Антонов. С Джеймсом Огастином все проще. Мы ограничены сроками лечения Джоэла Фриленда, который только в середине мая сделал операцию на плече и сможет выйти на паркет только к ноябрю. С изменением формата Евролиги, где теперь важен каждый матч, не хотелось бы иметь дыру на позиции "большого". А Огастин нам всегда нравился. Это мобильный и атлетичный игрок, а о его человеческих качествах я получил самые лучшие отзывы. Уверен, что он нам поможет.
Точкой в трансферной кампании стало продление контракта с Димой Кулагиным. Оно способно вызвать много вопросов. Но он – талант, и все это понимают. Умеет ли Дима распоряжаться своими способностями? Думаю, он может делать это лучше. Год назад Итудис был инициатором его приглашения. Сейчас он хочет дать Диме еще один шанс проявить себя. Беседовали с Кулагиным после продления контракта, и я приветствую его желание доказывать свою состоятельность здесь и сейчас. Он умный парень, однако ему нужно немного пересмотреть баскетбольные ценности. Впрочем, это уже не тот Кулагин, которым раньше детей пугали (улыбается). Кстати, мы проходили то же самое со Шведом, когда тот был моложе. Банданы, сережки и прочее… А сейчас уже совсем взрослый человек.
– Последние сезоны роль россиян в ЦСКА растет, сейчас еще и Антонов пришел вместо Николса.
– Существует формула: победную команду можно построить только на базе "домашних" игроков. Убежден, что иначе это невозможно. Они дают фундамент, могут направить других баскетболистов. Много лет заявления, что в нашем клубе играют лучшие отечественные баскетболисты, являлись средством декларации, а не представления реальной сути. Сейчас ситуация поменялась, достаточно посмотреть на игровое время отечественных баскетболистов в "Финале четырех". Сейчас много моментов помимо титулов, которые вызывают удовлетворение, в том числе роль россиян в победах.
– Чем объясняется желание ЦСКА не отпускать игроков окончательно, а отдавать в аренду?
– Мы никогда не были и не будем "собакой на сене". Астапковича, к примеру, хотели отдать в аренду еще в прошлом году, но сам игрок выразил желание провести сезон в ЦСКА. Тренер согласился. Баскетболист, конечно, играл немного, но это был его выбор. Насильно никто никого не удерживает.
– Получается, что ЦСКА контролирует судьбы многих молодых талантов.
– Мы этих игроков вырастили. Они прошли нашу школу, молодежку. Это европейская практика – решать, где будет играть воспитанный тобой баскетболист. Тем более я же не стою с пистолетом у виска игрока, чтобы он не подписывал контракт с другим клубом. Всегда можно найти решение, которое устроит обе стороны.
ИТУДИС – ТРЕНЕР НОВОЙ ФОРМАЦИИ
– Повлияла ли победа в "Финале четырех" на продление контракта с Итудисом?
– Еще на утренней тренировке перед финальным матчем я сказал Димитрису, что мы продолжим работать вместе. По окончании сезона была уже техническая работа. Поторговались немножко и продлили соглашение.
– Был ли на протяжении сезона момент, когда судьба главного тренера висела на волоске?
– В этом сезоне не было, как, наверное, и в прошлом. Да, иногда хочется, чтобы команда меньше пропускала, на что Итудис говорит, что забиваем-то мы еще больше. Такие, как грек, – тренеры новой формации. Можно долго тасовать колоду из уважаемых европейских специалистов, но мы рискнули – нашли человека, который пошел на риск вместе с нами. Ведь если бы у него не получилось в ЦСКА, то он серьезно подпортил бы себе репутацию. Решение было обдумано, подготовлена стратегия развития, передана совету клуба, и мы получили добро. Очень рад, что минувший сезон подтвердил правоту нашего выбора.
– Что значит "тренер новой формации"?
– Я бы сказал, что Евролига, как и НБА, становится лигой игроков. Конечно, европейскому баскетболу далеко до США, где тот или иной баскетболист может сам сформировать команду. Но методика работы с игроками, которые зарабатывают серьезные деньги, сильно поменялась. Приходит новое поколение игроков, однако с Димитрисом ребята разговаривают на одном языке. Вообще сказал бы, что на данный момент среди европейцев есть два супертренера – Обрадович и Мессина. Пожалуй, в этом списке должен быть и Дэвид Блатт – он выиграл Евролигу всего раз, но его заслуги со сборной России неоспоримы. И, конечно, важно отметить Дуду Ивковича, хотя он совсем недавно завершил карьеру.
УБЕДИЛ МЕССИНУ, ЧТО ТЕОДОСИЧ НАМ НУЖЕН
– Вам не кажется, что победа ЦСКА в Евролиге будто написана умелым сценаристом? Травмы по ходу сезона, упущенное преимущество в финале, да еще и на фоне предыдущей истории неудач…
– Найти бы этого сценариста и поговорить с ним (смеется). Все, что происходило, начиная с финала в Стамбуле, представлялось каким-то иррациональным. Я всегда говорю: "Кто не прошел Стамбул – не прошел ничего". Тогда победа фактически лежала у нас в кармане, и надо было постараться самим все сломать. Ссылаться на какие-то темные силы глупо, но найти логику в творившемся после "Финала четырех"-2012 я до сих пор не могу. Как бы то ни было, психологический груз от той неудачи с каждым сезоном все увеличивался.
Но в этом году, когда играли с "Фенербахче", команду как будто подменили. Даже за шесть секунд до конца и у меня, и у игроков сохранялось ощущение, что не все потеряно. Да, повезло. Но и в Стамбуле могло повезти. Принтезис мог не попасть, бросить на долю секунды позже. Потом был Милан и эта дурацкая перепасовка Мицова и Хряпы. А еще раньше, в 2009-м, с финальной сиреной мог попасть Шишкаускас. Все время происходят какие-то чудеса.
– Вас можно сравнить с Теодосичем. Вы оба долгое время не выигрывали Евролигу, и вот, наконец, получилось. Кто из вас больше обрадовался?
– Сложно сравнить степень радости. Может быть, мое счастье коллективное, разностороннее. Ведь тех людей, которые победили, набирали мы. И, кстати, в отношении успеха Тео испытываю особые чувства. Счастлив, что он наконец смог исполнить свою мечту. Открою вам небольшой секрет: летом 2013 года у нас были бурные дискуссии с Мессиной на тему будущего Милоша. Мы тогда очень долго размышляли, и все-таки я убедил Этторе, что Тео нам нужен. Наверное, можно было тогда отказаться от его услуг и взять одного человека на замену... Но это было бы как раз следование принципу "берем все, что блестит". Думаю, вы понимаете, о ком речь. Словом, я очень рад, что ЦСКА выиграл тем путем, который мы выбрали.
– Чувствуете, что изменились после этой победы?
– Есть ощущение свободы. Но ложиться на диван и курить сигары, конечно, не хочется. Нужно искать новые вызовы.
– В чем они заключаются?
– О своем будущем пока говорить не готов. Мне дорог ЦСКА и все, что здесь происходит. Деятельность в спортивном клубе – не работа, а образ жизни.
– В последние годы вы отошли от общественной деятельности. Может, вернетесь к этому?
– Сейчас в управлении баскетболом – настоящий профессионал, и я могу сосредоточиться на моей основной работе в клубе, и мне это нравится. Это, конечно, не значит, что я не слежу за развитием баскетбола в России и в нем не участвую. Но только в клубе получаешь такой уровень адреналина, переживаешь за результат.
– На матчах ЦСКА нередко гостит ваша мама. И в который раз подряд она отправилась с клубом на "Финал четырех". Насколько важна для нее эта победа?
– Никогда не думал, что она в таком возрасте станет фанаткой баскетбола. Может, она не понимает какие-то баскетбольные тонкости, но мне интересно ее мнение относительно человеческих качеств некоторых игроков. Глупо говорить, что я придерживаюсь ее точки зрения, но те советы, которые она дает, мне интересны. Мама очень сильно переживает за результат.
К счастью, моя семья очень увлечена тем, чем занимаюсь я. В Берлине радость победы со мной также разделила супруга Анастасия, которая, как и мама, часто ходит на баскетбол. А победу в Евролиге я посвятил дочери Веронике.
НБА ДИКТУЕТ УСЛОВИЯ ИГРЫ
– В Единой лиге ВТБ теперь 14 команд. Минус три страны – плюс клуб из Перми.
– Когда лига создавалась, в Европе была тенденция на сближение стран. Теперь же, наоборот, мир движется в сторону дезинтеграции. Поэтому сейчас идет переформатирование лиги. Фактически, от статуса международного турнира она переходит к открытому чемпионату России. Хорошо это и нет – покажет будущее. Главное, чтобы присутствовали спортивный интерес и турнирная интрига.
– Команды Евролиги из-за нового календаря готовятся к сезону, не жалея бюджета на углубление состава. Похоже, пропасть между европейскими топ-клубами и всеми остальными будет расти.
– Углубляются две пропасти. Первая – между НБА и Евролигой. Вторая – между клубами Евролиги и остальными командами Старого Света. Выиграть финансовую конкуренцию с НБА уже сейчас невозможно. Особенно это касается борьбы за "больших". Остается два варианта: либо Европа примет состояние "баскетбола второго сорта", либо владельцы клубов будут стараться увеличивать бюджеты. НБА диктует условия игры. Нравится это или нет, но за океаном больше платят, и любой нормальный игрок будет в первую очередь стремиться уехать туда.
– Глядя на то, как бросаются деньгами "Даруссафака" и "Барселона", так совсем не кажется.
– У них не было выбора. Это лето будет рекордным с точки зрения трансферных выплат. Если ты хочешь усиливаться в нынешних условиях, придется глубже лезть в карман за деньгами.
– Ваш прогноз на развитие событий в конфликте ФИБА и Евролиги.
– На сегодняшний момент никаких переговоров не ведется. Каждая сторона уверена в своей правоте. Будет продолжаться обмен "уколами". Но главное, что финансовых возможностей бороться с Евролигой у ФИБА сейчас нет. А если их нет, то включается аргумент силы. И я не думаю, что с таким подходом можно выстроить долгоиграющую историю.
Идеальным вариантом было бы оставить все, как есть сейчас, и получить еще год для переговоров. Ведь новый календарь ФИБА для сборных, который является одним из камней преткновения, вступит в силу как раз осенью 2017 года. Очень многое зависит от конкретных позиций некоторых людей. Речь о Кириленко, Бауманне и Бертомеу. Решение принимают личности. Идти до конца или договариваться? Единого мнения сейчас нет.