26 декабря 2011, 00:02

Сергей Кущенко: "До Сочи-2014 тренерский штаб менять уже не будем"

Исполнительный директор Союза биатлонистов России в беседе с корреспондентом "СЭ" подвел итоги декабрьских этапов Кубка мира

- Российские биатлонисты завершили декабрьскую часть сезона серией ярких побед на этапе в Хохфильцене. Это можно считать признаком уже наступившей стабильности?

- Наверное, до стабильности нам еще далеко, мы делаем лишь первые шаги в этом направлении. Другое дело, что девять декабрьских подиумов дают команде возможность спокойно, без давления работать дальше, а нам - быть уверенными, что весной были приняты правильные решения. Мы пошли на кардинальные изменения в тренерском штабе, получили поддержку Минспорта и расширили пул спортсменов на централизованной подготовке до восьмидесяти с лишним человек, сделали ставку на более качественную подготовку резерва, а в технологической части усилили сервис-группы всех команд. Все это должно было дать результат.

Но, честно говоря, настолько яркие два декабрьских этапа даже для нас оказались несколько неожиданными. Так что нынешние успехи мы воспринимаем достаточно осторожно, эйфории в команде нет - позади только декабрь, а впереди три ключевых месяца. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что соперники пока находятся не в максимальной форме. Например, в Хохфильцене в смешанной эстафете, которую мы выиграли, не участвовала норвежская сборная - сильнейшая на сегодняшний день национальная команда.

Да, мы находимся на правильном пути, и результаты стали приходить. Но эти результаты ставят перед тренерским штабом новые задачи. Набрав хорошую форму, надо постараться ее удерживать, при этом не перегрузив нашего явно выраженного лидера женской команды - Ольгу Зайцеву. Не дать забуксовать Ольге Вилухиной, которая пока идет очень неплохо. Стоит детально проанализировать: почему после большой и успешной летней работы не получается у Светы Слепцовой, а вот Анна Богалий-Титовец уже показывает свой достаточно высокий уровень? Чего не хватает Жене Устюгову, чтобы подниматься на подиумы, в то время как большая часть мужской команды уже побыла на пьедесталах? В общем, вопросов достаточно, даже несмотря на то, что минувший декабрь - самый успешный для российской команды после 2009 года.

- А что, кстати, для руководства СБР является критерием в оценке работы тренерского штаба?

- Результат, конечно. Но не только сегодняшний - нам принципиален результат в перспективе. Уже к следующему сезону мы должны видеть основу команды, которая будет выступать на Играх в Сочи-2014. С этими спортсменами тренерскому штабу предстоит работать по индивидуальным программам. Плюс результатом работы тренеров должна стать усовершенствованная система подготовки.

Сегодня мы вместе с министерством спорта делаем все возможное, чтобы у команды были идеальные условия. Задача тренеров - эффективная тренировочная программа, объективный отбор в команду и продуктивная ротация. Эта система должна работать: чтобы приехал Дима Малышко, с первого раза пробежал блестяще четвертый этап и потом не потерялся. Нам сейчас очень важны результаты команды в целом и стабильная ситуация: чтобы два человека были в первой пятерке общего зачета и еще двое - в десятке или максимум в в первых пятнадцати. Когда четыре спортсмена находятся в пятнадцати лучших, то можно рассчитывать на хороший результат в каждой гонке.

- Если к началу следующего сезона предстоит очертить круг спортсменов, которые поедут на Олимпиаду в Сочи, то когда вы решите, какой тренерский штаб их будет к Играм готовить?

- У нас нет планов менять тренерский штаб до Сочи. Возможны небольшие перемещения, но не более того. Очень тяжело, когда постоянно кардинально меняются планы подготовки - это отражается на спортсменах. Посмотрите на немцев, норвежцев, другие биатлонные державы - как правило, тренеры приходят на олимпийский цикл.

У каждого тренера есть своя программа, свои идеи. Например, в этом году он дает такую нагрузку, в следующем - чуть меньше или чуть больше. У него весь цикл расписан, есть долгосрочное видение подготовки. Это как раз то, что нужно. Мы доверили этому штабу команду и менять его накануне предолимпийского сезона не собираемся. Возможно, будем выходить на индивидуальные планы подготовки, станем больше подключать к работе личных тренеров, которые принимают философию СБР и наставников национальных команд, но все это будет происходить при нынешнем тренерском штабе. Вполне вероятно и то, что биатлонисты будут тренироваться парами, как это делают немецкие и норвежские сборники, но все эти решения мы будем обсуждать весной.

- То есть если Зайцева скажет: я, мол, хочу готовиться отдельно, в паре с Богалий-Титовец, - вы не будете против?

- Если кто-то из спортсменов захочет тренироваться индивидуально, этот вопрос будет обсуждаться. Та же Оля Зайцева настолько опытна и настолько хорошо понимает свой организм, что вполне может готовиться самостоятельно. Однако в этом году Ольга приняла решение тренироваться с Пихлером, и возникшее взаимопонимание между ней и Вольфгангом - большой вклад в сегодняшний успех. Пихлер четко контролирует спортсменку в части функциональной подготовки, тогда как Ольга, опираясь на свой опыт, сообщает ему о том, как ей комфортно подводить себя к главным стартам. Это идеальная ситуация, но не все спортсмены готовы сейчас так работать.

- У меня сложилось ощущение, что у главного тренера сборной Валерия Польховского существует очень хороший контакт с наставником мужской команды Андреем Гербуловым. А вот с тренером женской команды Пихлером у него если и есть контакт, то в основном через Павла Ростовцева. Вас это не беспокоит?

- Это не совсем так. Польховский и Пихлер общаются напрямую, но, может, в силу разных причин не так часто, как Польховский и Гербулов. Вы же понимаете, что отсутствие нормального общения внутри тренерского коллектива способно убить все то, что уже сделано. Поэтому у нас налажена абсолютная коммуникация со всеми. Иной ситуации быть не может - мы должны работать одной командой. И в этом году благодаря такой вот командной работе уже получили первые плоды - нашли Лапшина, вернули Вилухину, тогда как Глазырина, Шумилова и Малышко получили свой шанс.

В этом году в системе централизованной подготовки, как я уже сказал, находилось восемьдесят биатлонистов. Именно в этом году нам нужно было просмотреть как можно больше резерва. В следующем же сезоне останутся, скорее всего, лишь команды "А" и "Б". В первой команде будут находиться спортсмены, готовые уже сейчас бороться на самом высоком уровне, а во второй - те, кто на подходе, включая молодежь. Они должны будут создавать конкуренцию членам команды "А".

Кстати, в этом году по итогам летних стартов в Уфе мы просмотрели 270 биатлонистов. В России очень много спортсменов именно среднего уровня, которые получают качественное финансирование. Нам кажется, что необходимо более эффективно использовать региональные и федеральные возможности, а также ресурсы СБР, и сейчас обсуждается система, в рамках которой претенденты в сборные разного уровня будут готовиться на местах, а на централизованную подготовку будет попадать действительно элита.

- Многих волнует еще один вопрос: когда нам ждать возвращения Ивана Черезова, Максима Чудова и Максима Максимова?

- Давайте идти шаг за шагом. Мы сделали практически все, чтобы их психология как спортсменов не поменялась. Хотя все эти травмы, конечно же, поменяют их философию жизни. Излечившись от них, ребята будут уже иначе относиться к своей карьере.

Ваня в ближайшие дни встанет на лыжи - покатается месяц, ему надо вернуться в то психологическое состояние, которое у него было раньше. Находясь на лечении в США, Черезов занимался стрелковой подготовкой, так как мы привезли ему туда винтовку. Американцы вообще были в шоке от его трудолюбия. Макс Чудов на прошлой неделе тоже приступил к тренировкам, и после Нового года тренеры определят, к чему ему надо готовиться и на какой уровень выходить. Максим Максимов уже стартовал на "Ижевской винтовке", но после травмы спины ему пока сложно набрать нужные кондиции.

Радует, что все трое приняли решение вернуться и работать. Несмотря на то, что прекрасно понимают: конкуренция за место в сборной высокая и им будет непросто.

- А при отборе в сборную у этой тройки какие-то привилегии будут?

- Сейчас в вас больше говорит болельщик, чем спортивный журналист (улыбается). Это же спорт - здесь важны голы, очки, секунды. Если Малышко выиграет у более именитого спортсмена, то Малышко и поедет, например, на чемпионат мира.

Мы стараемся соответствовать выбранным нами же критериям. Так что если в регионах вырастет спортсмен, который на отборочных стартах выступит лучше остальных, то именно он будет представлять нашу страну. Хотя и про элемент случайности забывать все же не стоит.

Отборочные старты заслуживают отдельной аналитической работы. Ветер, снег, неправильно подобранные лыжи - все это может сказаться. Лидер сборной может и приболеть, но... В запасе всегда есть еще и решение тренерского штаба, и этот люфт мы тоже оставляем. В конце концов, именно тренеры лучше всех видят и чувствуют потенциал спортсмена.

- В конце года принято называть лучших...

- У нас в Новый год сборная тренируется, а итоги года подводятся в мае! (смеется.) В общем, предпочту ответить так: сейчас мы становимся сильны именно командой. То, что на данный момент обе наши сборные лидируют в Кубке наций, - для меня лично лучший из новогодних подарков. Значит, весенние головоломки мы решали не зря, да и работа, проделанная в межсезонье, не прошла даром.

Владас ЛАСИЦКАС

КУБОК НАЦИЙ

Мужчины

1. РОССИЯ

2140

2. Франция

2109

3. Норвегия

2045

4. Германия

1969

5. Австрия

1923

6. Чехия

1911

7. Швеция

1896

8. США

1660

9. Италия

1526

10. Швейцария

1509

Женщины

1. РОССИЯ

2141

2. Германия

2079

3. Франция

2067

4. Норвегия

1948

5. Польша

1857

6. Белоруссия

1835

7. Швеция

1799

8. Украина

1779

9. Италия

1682

10. Словакия

1497

 
9