16 марта 2013, 20:07

Уроки Фуркада для Устюгова и Ко

КУБОК МИРА

В субботу в Ханты-Мансийске состоялась последняя мужская гонка преследования в Кубке мира-2012/13. Малый хрустальный глобус завоевал Мартен Фуркад, а замкнул тройку лучших россиянин Антон Шипулин, который проиграл французу 141 очко.

ШИПУЛИН И ПСИХОЛОГИЯ

С одной стороны, преимущество Фуркада огромно. Он лишь дважды в сезоне не попадал на пьедестал гонок преследования. Но, с другой, российской команде тоже есть кем гордиться. Шипулин не входил в десятку сильнейших лишь дважды, праздновав при этом победу на этапе в Антхольце и еще два раза поднявшись на третью ступень пьедестала почета.

Несколько гонок в исполнении Шипулина вспоминать особенно приятно. Например, на стартовом этапе в Эстерсунде, когда один из лидеров нашей мужской команды стал третьим. Для Антона контактные гонки вообще конек. Даже находясь не на пике формы, он способен показать максимум и бросить вызов тому же Фуркаду или Эмилю Хегле Свендсену.

- Все межсезонье мечтал бороться со Свендсеном! — говорил Шипулин в Эстерсунде. - На этот раз мне удалось, но чувствовалось, что Эмиль не сумел предъявить все свои козыри. Честно говоря, ждал от него большего. Мне нравится контактная борьба. Буду продолжать в том же духе.

Но даже такой опытный спортсмен, как Шипулин, утверждающий, что соперники, которые дышат в спину – лучшая мотивация, не всегда может победить самого себя. Всему виной психология, которая так часто становится камнем преткновения даже для великих биатлонистов.

- Стал пятым и обижен сам на себя, потому что не справился с лишними мыслями: увидел, что немец Андреас Бирнбахер промахнулся и подумал, что место в призах у меня уже в кармане, - сказал Антон после гонки в Хохфильцене.

Обидно признавать, но справиться со своей психологией россиянину удается только тогда, когда он находится в прекрасной физической форме. Например, в Антхольце ни о ком из соперников биатлонист не размышлял и на стрельбе чувствовал себя спокойно и уверенно. А вот в Ханты-Мансийске опять начались сомнения - и волнение взяло верх.

- Корю и ненавижу себя за то, что промазал. Это непрофессиональные, недопустимые ошибки. Мне очень стыдно за свой последний рубеж. Что случилось? Ну, немножко растерялся, снег застрял в затворе. Ну и, конечно, очень хотел закрыть все мишени, потому что видел: было реально бороться даже за первую пятерку, - сокрушался Шипулин.

МАЛЫШКО И СТАБИЛЬНОСТЬ

Другой россиянин, Дмитрий Малышко, по итогам сезона стал в зачете пятым в зачете гонок преследования, уступив Фуркаду 157 очков, также отмечает, что пасьют – его конек. Но одному из самых быстрых и талантливых российских биатлонистов явно не хватает стабильности. Понятно, что он проводит первый полноценный сезон в Кубке мира и пройти все этапы без срывов задача не из простых.

Более того, уже говорилось о том, что пик формы Малышко пришелся на начало января, когда ему не нашлось равных на этапе в Оберхофе, а потом выступать приходилось на остатках сил и эмоций. Тем не менее, его результаты в гонках преследования стали по сравнению с другими дисциплинами самыми лучшими.

- Не знаю даже, как объяснить свои результаты. Просто так складывается, что в контактных гонках — преследовании и масс-старте — у меня лучшие показатели. Наверное, это мое, - заметил Малышко в Хохфильцене.

А вот его слова после старта в Оберхофе:

- Волновался на дистанции безумно, особенно на последнем рубеже.  Сам рад и, честно говоря, немного не ожидал. Это первая гонка, когда я все четыре рубежа прошел с нулем. На данный момент Оберхоф — лучший старт в моей карьере. Гонки преследования мне явно удаются.

УСТЮГОВ И ТЫСЯЧА ПРИЧИН

Раз уж зашел разговор о стабильности, то стоит рассмотреть и выступления Евгения Устюгове. Олимпийский чемпион-2010 на пьедестал почета в гонках преследования в этом сезоне не поднимался ни разу. Причины - все те же. Психология, волнение, акклиматизация, плохое самочувствие. Да как же так получается, что на каждое неудачное выступление находится тысяча оправданий? Никто не спорит, что это правда. Но что же это? Невезение? Выходит, какой-то злой рок преследует нашего спортсмена, не позволяя ему закрывать мишени на огневых рубежах и подходить в хорошей форме к главным стартам.

- Если говорить о промахах на последней стойке, то это сказывается начало сезона. Не хватало концентрации, поэтому допустил простые ошибки. Но ничего страшного не произошло, - сказал Устюгов в Хохфильцене.

- Ноги на последнем рубеже затряслись не от страха или волнения, а от мышечного тремора. За физическую готовность поставлю себе "четверку", а за стрельбу — "тройку с минусом", - слова красноярца уже в Поклюке.

- На мои результаты сказывает акклиматизация. Сейчас 11–12 дней нахожусь на высоте. Наш тренер говорит, что все идет по плану. Невозможно провести столько времени на высоте, чтобы тебя не "обрубило". Немного недоволен стрельбой, есть обидные недоработки. Это огорчает больше всего, - так сетовал Устюгов в Антхольце.

В общем, что-то здесь не так…

А на выходе получается, что результаты у сборной есть, а добраться до Фуркада еще никому, кроме Свендсена, не удавалось.

Но тут есть одно веское "но". Россияне серьезно трепали нервы тому же Фуркаду, но не вместе, а по очереди, на отдельных стартах. При этом француз методично атаки от старта к старту отбивал. И ни разу мы не слышали от него слова о проблемах с акклиматизацией, о дрожащих ногах на стрельбе или о пробелах в психологической подготовке.

Может, стоит взять это на заметку?