Российский биатлон процветает. У нас полно талантливой молодежи. Еще год-два – и берегитесь немцы! Дрожите норвежцы! Трепещи Фуркад! Примерно такие мысли могут возникнуть у человека, взглянувшего на положение дел в Кубке IBU – второго по значимости после Кубка мира турнира. А что – в мужском зачете уверенно лидирует Матвей Елисеев, а его ближайшие преследователи – Петр Пащенко, Антон Бабиков и Юрий Шопин. Участник двух чемпионатов мира в составе сборной Германии Флориан Граф только пятый.
Не хуже обстоят дела и в женской части Кубка IBU. На текущем этапе первую строчку занимает Галина Нечкасова. Сразу за ней расположились Ольга Якушова и Светлана Слепцова. Четвертую позицию мы, правда, пока отдали Надин Хорхлер, но Виктория Сливко проигрывает немке лишь два очка. А в десятке ведь еще Ульяна Кайшева и Анна Щербинина. Есть вопросы?
К сожалению, есть. Причем немало. Основная проблема в том, что мы неэффективно используем Кубок Европы. Наши спортсмены там зачастую как неправильные пчелы. Знаете, кто выиграл первый женский спринт в розыгрыше прошлого сезона? Вероника Новаковска-Жемняк из Польши. А следующий? Россиянка Евгения Селедцова. Кто из них спустя несколько месяцев взял две медали на чемпионате мира в Контиолахти, уточнять, наверное, не нужно. Что до нашей спортсменки, то она приняла участие в четырех гонках Кубка мира и после 77-го места в Антерсельве ее отправили обратно во вторую команду.
НУЛЕВОЙ ВЫХЛОП
Таких примеров за последние годы огромное количество. Согласитесь, о двукратном обладателе Кубка Европы (в 2011 и 2013 годах) Викторе Васильеве мало кто помнит. Как и о серебряном призере (2012) Максиме Буртасове. Дважды побеждала в общем зачете Анастасия Загоруйко, единожды Наталья Соколова, в тройке заканчивали год Марина Коровина и Екатерина Шумилова.
Да и прошлый сезон – зачем ходить далеко – остался за Анной Никулиной. При этом в первой шестерке нашлось место сразу четырем россиянкам. Марен Хаммершмидт и Федерика Санфилиппо на их фоне смотрелись бледновато. Вот только подвох в том, что немка и итальянка спустя год стояли на подиуме Кубка мира, а для наших спортсменок до сих пор само участие в нем является целью. Причем для некоторых – достаточно отдаленной.
В разные годы в Кубке IBU побеждали Франциска Хильдебранд и Кати Вильхельм. Три года назад Эви Захенбахер-Штеле в общем зачете уступила лишь Загоруйко. А сама Магдалена Нойнер в сезоне-2005/06 ничего не могла поделать с Ольгой Анисимовой, Анной Булыгиной и Юлией Макаровой.
Вот только почему-то из всей этой череды российских побед и призовых мест мы получаем выхлоп, близкий к нулю. Перейти в основную команду удается лишь единицам. Да и те, как правило, в лучшем случае выстреливают в одной-двух гонках или становятся эстафетными бойцами, но никак не лидерами. В основном же наши спортсмены откровенно пересиживают в Кубке IBU, либо психологически ломаются после неудачного опыта в Кубке мира. За последние 10 лет из этой малоприятной тенденции было лишь одно исключение – Дмитрий Ярошенко. В сезоне-2005/06 он выиграл Кубок Европы, спустя год стал пятым в общем зачете Кубка мира, а еще через год – и вовсе вторым.
"СТОПОР НА ПЕРЕХОДЕ ИЗ КУБКА IBU – СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА"
– Я тоже долго "барахтался" в Кубке Европы, – вспоминает Ярошенко. – За статистикой особо не смотрел и даже не знал, кто раньше успешно выступал в этом турнире. А на этапе в Рупольдинге организаторы выставили кубки. Некоторые из них были такие же, как у меня, – за Кубок IBU. Когда я подошел поближе, то увидел, что они принадлежали Михаэлю Грайсу. То есть он также выигрывал в Кубке Европы – а потом стал трехкратным олимпийским чемпионом. Меня это вдохновило. Я понял, что иду по его стопам. Однако в основную команду я попал только благодаря стечению обстоятельств.
– Расскажите.
– Даже после победы в общем зачете Кубка Европы в первую сборную я не проходил. Хоть и выглядел на контрольных тренировках сильнее многих. Однако о завершении карьеры объявил Павел Ростовцев. Правда, и за это вакантное место пришлось побороться. Выбирали между мной и Андреем Маковеевым. При этом доходило до того, что на контрольных тренировках в Ханты-Мансийске мы занимали первое-второе места, оставляя всех лидеров той команды позади. Но вопрос об исключении кого-то еще даже не поднимался. К счастью, тогда мне удалось пробиться.
А на первом этапе в Эстерсунде мне снова подфартило. Все наши ребята отказались бежать в первой группе. Мне же было нечего терять. Плюс прямо перед стартом я испортил свои лыжи. Мне дали другие, сказали хорошие. А оказалось, что они просто изумительные. Ну, я отстрелялся чисто – и сразу же оказался на втором месте. Сам обалдел, а остальные еще больше. Выхожу на преследование – снова второй. Все, закрепился. Хотя я просто был в хороших кондициях и оказался в нужном месте. Дали бы мне шанс в конце января, как это обычно бывает, такого яркого выступления не получилось бы. Все-таки к этому периоду времени форма явно шла бы на спад. И меня вернули бы во вторую команду.
– Между Кубками мира и Европы огромная разница?
– Что вы. Выступающие на Кубке IBU всегда примеряют свои результаты на Кубок мира. И практика показывает, что победитель первого турнира может попадать в десятку во втором. При условии хорошей работы лыж и той же формы. Так было раньше. Да и сейчас. Вспомните, как здорово проявил себя в Антерсельве Антон Бабиков. Да и Слепов в случае успешной стрельбы выступает уверенно. Хороший потенциал есть у всех, кто находится на лидирующих позициях в Кубке Европы. Но это я про мужской зачет. У девушек все-таки чуть иначе.
– Почему тогда у наших спортсменов редко получается проявить себя в Кубке мира после успехов на турнире рангом ниже?
– Важно оказаться готовым в нужное время. А то как бывает – подходят и говорят: "Мы на тебя насмотрелись. В принципе, выступаешь неплохо. Давай-ка собирайся, попробуем тебя на Кубке мира". Но с кондачка получалось не у многих. Навскидку вспоминается только Ольга Пылева. В основном же первый блин всегда комом. Дело ведь в психологическом стрессе. Вот Санфилиппо в этом сезоне выиграла серебро, хотя в прошлом году выступала по большей части в Кубке Европы. Но ведь у нее сейчас нет никакого пресса. Ей никуда не надо отбираться. О сборной России такого сказать нельзя. У нас в команде всегда есть конкуренция. Это держит в напряжении.
Вот на свой второй сезон в основной команде я чувствовал себя уверенно. Знал, что меня не будут дергать всевозможными отборами. И в итоге стал вторым в общем зачете.
– Как, по-вашему, можно отладить переход в основную команду? Чтобы успешность зависела не только от везения и совокупности большого количества факторов.
– Многое зависит от тренерского чутья. Но тут вот еще какое дело. Одна история, если основа не показывает результатов. А взять нынешнюю мужскую команду. Ну, кого можно взять и просто убрать оттуда? Парни-то выступают хорошо. Некоторые неплохо. Да, со стороны кажется, что кого-то можно отправить на Кубок IBU и вместо них дать шанс молодым. Но полную картину видят лишь те, кто находится в команде.
– Но в переходе российских спортсменов из второго состава в первый все-таки есть серьезные просчеты. Свидетельством тому пугающая статистика успешных "траншей" из Кубка IBU в Кубок мира.
– Полностью согласен. Мы и на чемпионатах мира по юниорам всегда выступаем здорово. А по юношам еще лучше. Кажется, что на подходе просто сверхспортсмены. Но потом немцы, норвежцы и французы добавляют, а наши ребята останавливаются в росте. Конечно же стопор на переходе из Кубка Европы в Кубок мира – серьезная проблема. И руководство наверняка в курсе ситуации и знает что делать. Давать советы по исправлению ситуации с моей стороны было бы неправильно. Я же не великий спортсмен.
Могу лишь сказать, что по потенциалу, любви к биатлону и количеству занимающихся им с нашей страной может сравниться разве что Норвегия. И мы должны выступать как минимум не хуже, чем в те сезоны, когда у нас была "золотая четверка", когда рвали и метали Сергей Чепиков и Сергей Тарасов.