6 марта 2016, 20:40

Александр Касперович: "За неделю научить мы не можем"

Владимир Иванов
Обозреватель

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Пять из 11-ти гонок чемпионата мира позади. В копилке сборной России медалей по-прежнему нет.

Владимир ИВАНОВ
из Холменколлена

Последний раз с баранкой в графе призовые места к экватору главного старта наша команда подходила в 2011 году. Во время чемпионата мира в Ханты-Мансийске. Того самого, который в итоге оказался одним из самых провальных в истории. Того, когда прямо по ходу женской эстафеты был уволен старший тренер Антолий Хованцев. Очень маловероятно, что и в Норвегии на эмоциях полетят тренерские головы, но в остальном между чемпионатом мира пятилетней давности и нынешним немало общего. И не факт, что в Холменколлене команде удастся повторить скромный результат пятилетней давности, когда она завоевала три серебряные медали.

Рассказывать о женской гонке преследования, в которой у нас изначально были минимальные шансы на медаль, смысла не имеет. А вот почему к главному старту сезона команда подошла в таком состоянии, узнать хочется. С этим вопросом мы и обратились к главному тренеру Александру Касперовичу.

ЧУДЕСА БЫВАЮТ

– Что делать женской команде со стрельбой из положения стоя?

– Эта ошибка прослеживается с самого начала сезона. Но сейчас глобальная коррекция уже невозможна. За неделю научить мы не можем. Тем более на тренировках девочки работают просто идеально. Ошибки на соревнованиях – чистая психология.

– Вам не кажется, что в команде остро ощущается нехватка психолога?

– Так не считаю. Мы работали с психологом в Санкт-Петербурге. Опыт привлечения таких специалистов есть. Но самый лучший психолог – это тренер.

– Но тому же Гараничеву тяжело общаться с Гроссом в силу языкового барьера.

– Не согласен. За самый короткий период Рикко неплохо начал говорить на русском. Они могут общаться на любые темы один на один. А сегодняшние ошибки Евгения на стрельбе – это просто недоводка. Его передавило слишком большое желание завоевать медаль.

– Вчера Шипулин проигрывал лидерам ногами минуту, а сегодня обыграл Фуркада. Как это можно объяснить?

– Стартовый номер. И неудачная смешанная эстафета.

– Что вы имеете в виду под стартовым номером?

– Антон уходил первым. Это волнение. И скольжение в начале гонки было совершенно другое.

– Но Фуркад вышел на дистанцию через четыре минуты.

– Форма Фуркада сегодня не обсуждается. Однако первый и восьмой стартовые номера – две большие разницы. Даже первый и второй номера – разные позиции.

– Гараничев на Олимпиаде выиграл бронзу с первым номером.

– И Редькин стал олимпийским чемпионом в Альбервиле. Чудеса бывают.

ПОДЧУФАРОВОЙ ХВАТАЕТ НА ОДИН СТАРТ

– В Антерсельве команда ходом смотрелась лучше. Это мы просели или соперники прибавили?

– Предвкушая ваш следующий вопрос, по поводу того, не на пике ли формы мы были в Италии, я отвечу: нет. Просто проводя много времени в Поклюке и Хохфильцене, мы хорошо адаптировались к горам. Плюс все собранно отработали на рубеже. Но вспомните, сколько там же, в Антерсельве, проиграла Подчуфарова ногами в преследовании. Девочка просто не держит скорость. Ее хватает буквально на один старт. Думаю, следует полностью изменить методическое направление работы с этой спортсменкой. Нужно досконально изучить особенности ее физиологии, посмотреть, как организм реагирует на аэробную и анаэробную работу.

Что мы хотим? Чтобы женская команда за один-два года сократила отставание от лидеров? Это невозможно.

– Но хочется, чтобы была положительная тенденция.

– В прошлом году мы подошли к чемпионату мира великолепно. Шумилова тогда стала четвертой с падением. Подводка к главному старту получилась очень грамотной.

– А в этом году не получилась?

– Не сказал бы, что спортсменок подвели безграмотно. Я контролировал весь план подготовки. Внимательно наблюдал за происходящим аналитический отдел. Все шло нормально. На заключительном сборе девочки смотрелись здорово. Подчуфарова показывала тоже время, что и остальные, а порой даже лучше. Но тут проигрывает по две минуты.

– В прошлом году женская сборная готовилась к чемпионату мира в Рупольдинге. Почему на этот раз в Норвегии?

– Мы рассматривали вариант проведения сбора в Санкт-Петербурге или где-то в Европе. Но женские тренеры меня убедили, что в Россию ехать не стоит из-за эпидемии гриппа, которая ходила в нашей стране. А в Бейтостоллене тот же часовой пояс, схожая структура снега. Да и до Осло добираться недалеко. В принципе, там были идеальные условия.

ЮРЛОВА – НЕ БЬОРНДАЛЕН

– У вас есть конкретные причины неубедительному выступлению нашей женской команды?

– Посмотрите на женский биатлон в России вообще – на тех же юниорок, вторую команду. Стабильности нет. У нас сейчас нет закаленных спортсменок, которые способны показывать высокие результаты. Нужно пройти хорошую школу, набраться практики в Кубке мира. Вот возьмите Юрлову – она же год назад вообще думала закончить. Но все сложилось на чемпионате мира – и она пошла дальше. И вы видите, что понемногу она добавляет. Но многого ждать там сложно…

– У нее синдром достигнутой цели?

– Не знаю. Но она мотивирована и, думаю, Катя будет готовиться к Олимпийским играм-2018. Идем дальше. Виролайнен. У нее два ярких выступления на этапах Кубка мира – Поклюка и Антерсельва. Ну, не могут они держать соревновательный блок. Нет у нас таких спортсменок.

– Это недостаток таланта? Или промашки в тренерской работе?

– А, может, не хватает базовой работы?

– Я не знаю.

– Я тоже не знаю.

– Разве нельзя команде пытаться точечно подводиться именно к главным гонкам, как это делает, например, Бьорндален?

– Нельзя.

– Почему? Потому что Юрлова – не Бьорндален?

– Абсолютно верно.

– Но у некоторых получается. Например, шведка Брорссон, будучи 45-й в общем зачете, заняла пятое место в спринте.

– Это биатлон. Тут всякое бывает. Бывали случаи, когда люди выстреливали разово даже на Олимпийских играх, а потом заканчивали.

– Все-таки ответьте: почему нельзя точечно подвестись к конкретным гонкам?

– Если спортсмен способен бежать 100 м за 10,5, то за 10,0 он эту дистанцию никак не пробежит. Мы можем сократить время работы на огневом рубеже, поработать над качеством стрельбы. Но дистанционная скорость – это другое. "Убрать" минуту за один год просто нереально.

ЭТАПЫ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ –
САМАЯ НАСТОЯЩАЯ ГЛУПОСТЬ

– Ваше мнение по североамериканским этапам Кубка мира.

– Это самая настоящая глупость со стороны IBU. Хотя есть и наша вина. Лететь в Америку за две недели до чемпионата мира…

– Сергей Коновалов сказал, что по-прежнему считает участие основного состава там правильным решением. А вы?

– Я думаю, это все-таки одна из наших ошибок. Реакклиматизация прошла очень тяжело. Подчуфарова уже рассказала о своих проблемах со сном. Я сам неделю ходил, как пьяный.

– Впереди два дня перерыва. Собираетесь устроить команде какую-то встряску?

– 8 марта поздравим женскую часть команды. А в остальном – предоставим всем отдых.

– Уже определились с составом на индивидуальные гонки?

– У мужчин побегут Шипулин, Гараничев и Волков. На четвертую позицию претендуют Малышко и Елисеев. А в женской готовим Загоруйко и Шумилову. У Юрловой есть индивидуальная квота, как у действующей чемпионки мира. Выходит, на два оставшихся места у нас есть три девочки. Будем смотреть по тренировкам и состоянию.

ХОЛМЕНКОЛЛЕН (Норвегия). Чемпионат мира. Женщины. Гонка преследования, 10 км. 1. Дальмайер (Германия) – 30.49,2 (0 штрафных кругов). 2. Вирер (Италия) – отставание 48,3 (2). 3. Дорен-Абер (Франция) – 57,3 (3). 4. Ф. Хильдебранд (Германия) – 1.01,8 (1). 5. Пидгрушная (Украина) – 1.18,6 (1). 6. Пройсс (Германия) – 1.19,0 (0)... 21. ЮРЛОВА – 2.50,6 (3)... 26. АКИМОВА – 3.13,0 (3)... 37. ВИРОЛАЙНЕН – 4.11,3 (5).

35