28 марта 2016, 16:30

Четыре тренера для женской сборной

Владимир Иванов
Обозреватель
Какие перестановки могут произойти в тренерском штабе нашей национальной команды.

В понедельник в Ханты-Мансийске прошла первая часть тренерского совета, на которой обсуждались итоги сезона. Вторая, на которой будут заслушаны доклады тренеров основного состава, состоится в среду.

В понедельник выступление мужской юниорской сборной, которой руководил Максим Ихсанов, было признано удовлетворительным, а женской, с которой работал Ильгиз Самигуллин, – нет. Особенно отмечалась работа Андрея Падина. Оно и неудивительно. Его группу перед началом сезона открыто называли резервной, но готовившиеся в ней спортсмены навели немало шороху. Антон Бабиков был незаменимым членом основной сборной уже в Холменколлене, а другие ребята (Матвей Елисеев, Юрий Шопин, Александр Поварницын, Семен Сучилов и Александр Дедюхин), по крайней мере часть из них, наверняка будут пробоваться в первой команде в следующем сезоне.

Единственная косвенная претензия, которую можно предъявить Падину, – это допинговая дисквалификация Эдуарда Латыпова. Но виноват в этой ситуации прежде всего сам спортсмен. В биатлонной команде неоднократно поднимался вопрос о запрете милдроната, и как эта информация прошла мимо ушей двукратного чемпиона мира среди юниоров – загадка.

В МУЖСКОЙ КОМАНДЕ МЕНЯТЬ НЕКОГО?

Самое жаркое на тренерском совете будет происходить в среду, когда с отчетами выступят тренеры основных команд. Сумеют ли специалисты найти внятные объяснения провальному сезону – вопрос открытый. Но, судя по тому, что до сих пор их не было вообще, верится в это с трудом. При этом все понимают, что если после столь невыразительного выступления не последуют перестановки, ни обычные болельщики, ни Министерство спорта этого не поймут. Другой вопрос – кого менять? И вариантов, на самом деле, не так много.

Президент Союза биатлонистов России (СБР) Александр Кравцов в недавнем интервью "СЭ" сказал прямо: "Хочу доказать, что с этой командой я могу добиться результата". Очевидно, что об уходе со своего поста речи не идет. В общем-то, все и так понимали, что такой поворот крайне маловероятен. Когда Кравцов принимал команду после Сочи-2014, речь шла именно о четырехлетнем цикле работы. Соответственно и глобальные выводы следует делать по его истечении. К тому же у нас в стране просто нет человека, которому можно было бы доверить отечественный биатлон и быть в уверенности, что со следующего сезона все будет хорошо. А если так, то какой смысл в перестановках?

По большому счету, изъявить соответствующее желание после мог сам Кравцов. Но его не последовало. И это вполне объяснимо. Уйти сейчас было бы равносильно признанию некачественно выполненной работы. При этом понятно, что хуже в следующем сезоне уже не будет. Меньше нуля на чемпионате мира мы не завоюем. А вот одна-две медали в Хохфильцене-2017 однозначно будут восприняты как шаг вперед по сравнению с прошлым сезоном, и картина в преддверии олимпийского сезона будет уже совсем не такой грустной.

Идем дальше. Главный тренер. Несмотря на громкую должность, Александр Касперович сейчас, по сути, никого не тренирует. В его обязанности входит скорее общая организация, бытовые вопросы и координация между группами. То есть вопросы вроде "почему не бежит Виролайнен?" или "почему мажет Малышко?" следует задавать не ему. Другое дело, что Касперович комментирует все за тех тренеров, которые делать это отказываются – и посему порой создается впечатление, что именно он в ответе за все. Но замена главного тренера, который напрямую отношения к готовности спортсменов не имеет, скорее показательный момент. И сдвига в функциональной, стрелковой или психологической подготовке у команды после этого не последует. Кравцов это прекрасно понимает. И совсем не исключено, что Касперович останется на прежней должности.

Старший тренер мужской команды. Рикко Гросс. Вопрос о том, продолжит ли работу немецкий специалист, даже не стоит. Если у всех отечественных тренеров контракты заключены до 31 мая и при желании их можно просто не продлевать, то у Гросса соглашение до 2018 года. К тому же – не с СБР. Веских причин для того, чтобы разрывать контракт и платить солидную неустойку, очевидно, нет. А значит, Рикко остается.

Нет никакого желания возвращаться на самоподготовку у Антона Шипулина. Практически наверняка консультировать его продолжит Андрей Крючков. Выражает желание продолжить работу в той же группе и Алексей Волков. Получается, что по части мужской команды какие-либо тренерские замены вообще маловероятны.

ПАДИН, ПОЛЬХОВСКИЙ, КОРОЛЬКЕВИЧ? ИЛИ ВСЕ СРАЗУ?

Зато женскую команду перестановки наверняка коснутся. Во-первых, можно быть уверенным, что позицию старшего тренера покинет Сергей Коновалов. Вероятно, он перейдет на роль тренера по стрельбе. Во-вторых, едва ли останется в роли тренера по физподготовке Сергей Ефимов – загадочный специалист, от которого по ходу всего сезона мы так и не услышали ни единого комментария.

Скорее всего, тот, кто придет на его место, и станет старшим тренером. В том, кто это будет, и заключается самый большой вопрос. Возможны различные варианты.

Так, еще во время чемпионата мира ходили разговоры, что было бы неплохо доверить женскую команду Андрею Падину. 47-летний специалист уже доказал, что знает толк в функциональной подготовке, а именно ее нашим спортсменкам и не хватает.

Второй вариант – возвращение Валерия Польховского. После отличного сезона в Казахстане этот достаточно неудобный руководству, но очень продуктивный тренер взял паузу. Его контракт с нашими соседями истекает 31 марта. Казахи готовы с руками и ногами взять Польховского обратно на повышенных условиях, но тот выжидает. Понимает, что могут последовать еще более интересные предложения. В том числе и из России. Правда, здесь есть одна большая загвоздка – Польховский далеко не в самых хороших отношениях с Кравцовым и Касперовичем и в откровенно плохих с Александром Тихоновым. Сумеют ли все стороны усмирить личные амбиции и сесть за стол переговоров ради общего блага – пока непонятно.

Третий вариант – очень маловероятный, но не фантастический: камбэк Владимира Королькевича. В белорусской команде он не прижился. Точнее, изначально против его прихода была Дарья Домрачева. А это, поверьте, много значит. Не изменила она своего отношения к специалисту и по ходу сезона. Так что его перспективы в родной стране весьма туманны. В России же от работы Королькевича остались довольно позитивные воспоминания. В прошлом сезоне он сумел вывести команду на пик формы именно к чемпионату мира, а Ольга Вилухина неоднократно изъявляла желание продолжить работу именно с этим специалистом.

Наконец, четвертый вариант. Разделение сборной на несколько групп. Сейчас в женской команде на индивидуальной подготовке находится только Екатерина Юрлова, которую готовит Анатолий Хованцев. Однако уже во время чемпионата мира стало понятно, что готовиться вне команды хочет и Ольга Подчуфарова. После этого не для печати выражали такое же желание и некоторые другие спортсменки. В этой связи нельзя исключать вариант, при котором, скажем, Падин будет старшим тренером, но появится еще и дополнительная группа, руководить которой будут Польховский, Королькевич или, чем черт не шутит, какой-либо другой специалист. Перед Сочи-2014 у нас уже был подобный опыт, и он дал результат в виде двух медалей на Олимпийских играх.