«Я уже давно не смотрю биатлон». Комментарий вроде этого легко встретить на каждом спортивном сайте. В результате может появиться иллюзия, что рейтинги этого вида спорта падают. Признаюсь, мне самому так казалось. Нынешние спортивные результаты с теми, что были во времена Ольги Зайцевой с Ольгой Пылевой и Максима Чудова и Иваном Черезовым, сравнивать невозможно. Разные планеты.
А с завершением карьеры Антона Шипулина в команде не осталось по-настоящему ярких звезд. Силен на лыжне Логинов, но он закрытый и совершенно не медийный. И если с Шипулиным считались все, начиная от Йоханнеса и Фуркада, то к Александру отношение в пелотоне, мягко говоря, нейтральное. Екатерину Юрлову-Перхт, несмотря на личное золото чемпионата мира, суперзвездой и всенародной любимицей тоже назвать сложно. По харизме лыжники Сергей Устюгов и Александр Большунов дадут всей биатлонной сборной 1000 очков вперед. Как и по результату. Но вот по рейтингам — нет.
Итак, по данным исследовательской программы Mediascope из 10 самых популярных спортивных ТВ-трансляций прошлой недели сразу семь — биатлонные. У провального в пух и прах женского масс-старта в Оберхофе, где наши девушки заняли предпоследнее и последнее место, рейтинг 1,5, а доля — 6. У полуфинала Суперкубка Испании по футболу «Барселона» — «Атлетико», например, показатели в два раза ниже.
Отматываем еще на неделю назад. Там в топе, конечно, финал хоккейной молодежки. Матч Россия — Канада по Первому смотрел практически каждый пятый, у кого был включен телевизор. Хорошие цифры у финального этапа лыжного «Тур де Ски»: 1,5 — рейтинг, 5,3 — доля. Но, если сравнить с биатлоном в Оберхофе, то сразу четыре трансляции из Германии собрали больше. В том числе — тот безнадежный женский масс-старт.
Еще раз. Биатлон, в котором Россия проваливалась из гонки в гонку, в нашей стране смотрели больше, чем феерические лыжи с победным дублем Большунова и Устюгова, которые транслировали по Первому.
В декабре картина была той же серии. Биатлон в одну калитку выносил и матч «Барса» — «Реал», и еврокубки с участием наших клубов. Единственное, что сейчас перекрывает биатлон — фигурное катание. Его рейтинги — это вообще что-то сумасшедшее.
Пошли топ-результаты в лыжах — читать и смотреть их стали гораздо лучше. Фигурное катание в России любили исторически, но бум группы Тутберидзе просто взорвал все. Футбол-хоккей — это понятно. Но за счет чего держится биатлон? По большому счету, мы уже целое десятилетие в этом виде спорта — середняки. На ЧМ-2016 был установлен абсолютный рекорд — ни одной медали. И его все равно продолжают смотреть! Где еще такое возможно?
Скорее всего, этот феномен — во многом заслуга Дмитрия Губерниева и его команды. Как бы сейчас не было популярно хейтить его в сети, отрицать, что именно он придал этому продукту такой вес, глупо. Еще когда у российской сборной все было хорошо, Губерниев начал подсаживать зрителей на иностранных звезд и на все, что так или иначе связано с биатлоном. И в результате превратил свой любимый вид в бесконечный сериал. Каждая домохозяйка, которая включала ТВ, чтобы поболеть на Шипулина или Слепцову, знала, что Нойнер любит вязать, Санфилиппо учит русский, Коукалову перед стартом похлопывают по попе, а братья Бе — невероятные весельчаки. У россиян появились любимчики в других командах. И когда результат нашей сборной сошел на нет, большую часть аудитории это ничуть не отпугнуло.
Плюс прикипели к ведущим. Кто из биатлонистов по узнаваемости сейчас выше Трифанова и Занина? Губерниев для России вообще самый популярный человек из биатлонной тусовки. Посмотрите на количество комментариев под любой новостью, связанной с ним. Неслучайно именно его, а не, например, Евгения Гараничева постоянно зовут на популярные молодежные YouTube-шоу. Сам Губерниев говорит, что, когда комментатора обсуждают чаще, чем спортсменов — это странно, и он был бы рад обратной ситуации. Но реальность на сегодня такова.
С другой стороны, если бы не комментатор, который цепляет всех, кому бы постоянно перемывали кости в этой сборной? А так биатлон всегда на информационной передовой. Даже когда сама команда поводов не дает.
Хотя это было далеко не всегда. Когда нынешний президент федерации Драчев феерил в 1990-е, журналисты не то что на этапы Кубка мира, даже на чемпионат мира не ездили. И о том, что Владимир Петрович выиграл Большой хрустальный глобус, в стране в 1996-м знали разве что журналист Константин Бойцов и его друзья, которым он рассказал. Преувеличиваю я не сильно. Так, например, золоту Драчева в гонке преследования на ЧМ-98, где он обыграл самих Бьорндалена и Пуаре, в «СЭ» было посвящено три абзаца. Под североамериканский студенческий баскетбол отдали в два раза больше.
Биатлон сейчас — это не только статьи, интервью и трансляции. Сотни людей из России каждый сезон летают на этапы Кубка мира. Под это берутся отпуска. Некоторые часами готовы стоять возле стадиона — чтобы сфотографироваться после гонки с любимцем. Спросил о том, как спад результатов сказывается на спрос на поездки у двух самых известных организаторов биатлонных туров в нашей стране.
— Мне кажется, популярность биатлона два-три года назад была выше, — делится Анна Маслова. — Может быть, это связано с уходом Шипулина, Малышко? Их очень любили. Сейчас не хватает того, кто притягивал бы всех. Плюс мне сложно судить по турам, потому что люди, которые раз-другой организованно съездили с группой, вникают во все процессы, и потом начинают двигаться сами. Что точно могу сказать: болельщики стали другими. Сейчас они обо всем знают, не стесняются безапелляционно критиковать всех направо и налево. Конфликт, допинг, решения тренеров — каждый рассказывает, как должно быть правильно. И только его точка зрения единственно верная. Нет никаких авторитетов.
— Последние два сезона спрос на поездки хороший, — рассказывает Елена Копылова, у которой в этом деле фантастический опыт. В этом сезоне, например, она организует выезды на семь этапов из девяти. — Вот после кризиса 2014 года спад был катастрофический. В сезонах-2016/17 и 2017/18 было получше, но тоже не фонтан. А в прошлом и этом становится нормально. Спады, которые были, связаны скорее с курсом евро. К зрительскому интересу отношения это не имеет. Те, кто ездит на биатлон — уже очень продвинутая публика. Их такой мелочью, как 30-е место любимца, не проймешь.
Остается только предполагать, какие рейтинги были бы у биатлона, если бы наша сборная сейчас выступала на уровне лыжников. Настанет ли такое время?