10 июня 2020, 14:15
Совет Международной лыжной федерации и Международный союз биатлонистов синхронно изменили правила проведения соревнований. Теперь в работе сервис-бригад запрещено использовать порошки с содержанием фтора. Вам кажется, это мелочь, которая ни на что не влияет? По оценке специалистов, новый запрет снизит скорость скольжения лыж на целых 15 процентов!
Объясняем: все сервис-бригады активно используют в своей работе порошки-ускорители. Это, пожалуй, главное средство, которое помогает повысить скорость скольжения лыжи. Причем повысить очень сильно, разница между лыжами с порошком и без него видна будет невооруженным взглядом. Но выяснилось, что выделения фтора вредны для окружающей среды. Они ведут, в том числе, к глобальному потеплению. Рисковать экологией из-за лыжников точно никто не станет.
Поэтому сейчас в Европе действует запрет на продажу и использование фтор-содержащих порошков не только в профессиональном спорте, но и вообще. В Норвегии они уже официально запрещены на детских соревнованиях. Скоро мази и порошки с фтором будет негде купить, а их распространение станет вне закона, то есть чем-то вроде распространения наркотиков. А лыжников и биатлонистов теперь будут проверять перед стартом на использование «запретных» средств. Как конкретно будут проходить проверки, пока не ясно. Говорят о приборе, который будет засекать частицы фтора на поверхности лыжи, подобно тепловизору. Если фтор найдут — спортсмена снимают с гонки без права замены лыж. Правда, о длительной дисквалификации, в отличие от допинга, пока речи нет.
— Изменения в скольжении будут очень сильными, разница примерно как между пластиковыми лыжами и деревянными, — рассказал «СЭ» сервисмен сборной России по биатлону Илья Ямбаев. — Образно говоря, теперь все будут бегать на деревянных. Те материалы, которые нам представили и которые останутся разрешены, хуже прежних процентов на 15. Может, процентов 7 мы еще компенсируем за счет новых структур и шлифтмашины, но не больше. Это сильно изменит, в том числе, тренировочный процесс, ведь скорости станут как 20 лет назад.
— Нет опасений, что некоторые команды теперь будут жульничать и все равно использовать фтор? Ведь 15 процентов преимущества — это очень много, столько даже допинг не дает.
— Опасения есть всегда. IBU обещал тщательно контролировать этот момент и мы будем законопослушными ребятами. Важно, что мы все начинаем с нуля. Все прежние наработки, опыт, где и какие порошки использовать — все в топку. Это новый вызов, я как бывший спортсмен ему даже рад. Единственное, внутри России новые правила пока не действуют. И я так думаю, что чемпионат России все побегут на фторе, и так будет еще не один год.
Почему российские власти, в отличие от остальной Европы, не заботятся об экологии — сложно сказать. Вероятно, у нас в стране не так много лыжников, готовых покупать дорогие порошки с фтором, чтобы говорить о каком-то заметном уроне атмосфере. Но теперь получается, что быстрые лыжи становятся исключительно уделом внутрироссийских турниров. И если мы на тех же отборах хотим видеть реальный расклад сил, а не соревнования смазчиков, фтор следует немедленно запретить и внутри страны.
— Принцип нашей работы остается прежним: ты выбираешь лучший вариант из имеющихся продуктов, — сказал «СЭ» сервисмен сборной России по лыжным гонкам Виктор Головин. — Новые порошки без фтора мы тестировали в прошлом году, и они, конечно, гораздо медленнее. В принципе, у нас в России есть их производство в Кирово-Чепецке. Возможно, это даст какой-то плюс. Но сейчас все большие фирмы начинают быстро перестраиваться.
— Я правильно понимаю, что теперь работа сервис-бригад станет менее вредной для здоровья — по крайней мере, вы не будете вдыхать вредные испарения фтора?
— Отчасти да. Но хуже всего даже не испарения, а мелкая пыль, которая летает в воздухе. Иногда на свет смотришь — у нас в кабинке все в ней, хотя постепенно привыкаешь и незаметно. И в этом плане ничего не изменится.
— Как лично вы относитесь к изменениям в правилах?
— По большому счету, мы все начинаем с «нуля». Годами тестировали продукты, нарабатывали опыт, что и на каком снегу, при какой влажности работает, а теперь это все не нужно. Единственное исключение — твердые мази, которые кладутся под колодку лыжи в классическом стиле. Там фтор тоже есть, но их пока не запретили. Ну, и еще вопрос — что делать с запасами старых материалов, которые есть у всех команд в больших количествах. У нас в фуре осталось огромное количество порошков, которые теперь, получается, нигде нельзя использовать...