Корреспондент "СЭ" прибыл в расположение российской сборной, которой в ближайшие выходные предстоит взять старт на очередном этапе Кубка мира.
Сергей БУТОВ
из Сестриере
Над Сестриере, небольшой итальянской деревушкой, где функционировала одна из двух олимпийских деревень в ходе туринских Игр, светит яркое солнце, освещая сопки Доломитовых Альп. Уже завтра на старт третьего по счету этапа Кубка мира олимпийского сезона выйдут скелетонисты. В субботу и воскресенье пройдет турнир бобслеистов.
Тем не менее главной темой для обсуждения по-прежнему остается чудовищная авария, случившаяся 23 ноября на трассе в немецком городе Кенигзее.
В минуты, когда вы читаете этот репортаж, 20-летняя Ирина Скворцова продолжает бороться за свою жизнь.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В КЕНИГЗЕЕ?
На утро вчерашнего дня ситуация была следующей. До клиники, где продолжает находиться в состоянии искусственной комы Скворцова, добралась группа отечественных специалистов в области хирургии. "СЭ" уже писал о том, что они прибыли в Германию на спецсамолете Федерального медико-биологического агентства.
По мнению врачей, в ближайшие несколько дней транспортировка Скворцовой в Россию невозможна. Состояние Ирины остается критическим - она подключена к аппарату искусственного жизненного обеспечения. Врачи зафиксировали заражение организма, пока не справляющегося самостоятельно с последствиями травм, полученных в результате аварии. Как вы уже знаете, произошла она из-за того, что на трассе по невыясненной пока причине оказалось сразу два экипажа.
У Ирины почти полностью раздроблен таз, куда пришелся основной удар выпущенного следом по трассе боба, внутри которого по роковому стечению обстоятельств оказались ее товарищи по юниорской сборной России Евгений Пашков и Андрей Матюшко. Скворцовой по-прежнему угрожает ампутация ноги. У нее серьезно повреждены внутренние органы, и хирургам пришлось удалить прямую кишку. Конек боба пропорол мягкие ткани и едва не достиг брюшной полости.
…23 ноября пилот Надежда Филина и разгоняющая Ирина Скворцова упали на так называемом кольце, связке из нескольких виражей. Такое кольцо есть не только в Кенигзее - практически на любой санно-бобслейной трассе. Очевидно одно: не соверши Филина со Скворцовой падение, доберись они до финиша - трагедии, скорее всего, удалось бы избежать. Пришедший на финиш через несколько секунд боб Пашкова наверняка успел бы затормозить. И пусть без контакта, скорее всего, не обошлось бы, последствия столкновения были бы относительно легкими. Но Пашков не мог видеть девушек. Выйдя на полной скорости из виража, он воткнулся прямо в боб Филиной.
Разгоняющая Скворцова лежала в машине на боку позади пилота. После падения спортсменов как будто "высасывает" из машины, а они всеми силами пытаются удержаться в ней, чтобы не оказаться на льду и избежать жутких ледяных ожогов. Филиной удалось остаться в бобе, а Скворцова скрылась за бортом не полностью. В итоге в беззащитную спину и таз 20-летней девушки пришелся удар 300-килограммовой машины, шедшей, по предварительным данным, на скорости 116 км/ч. Это была страшная картина. Скворцову экстренно эвакуировали на вертолете в специализированную клинику в соседнем с Кенигзее баварском городе.
Нельзя сказать, что случившемуся в Кенигзее нет аналогов в истории. Увы, есть. И не так уж мало. Однажды на трассе в норвежском Лиллехаммере оказавшимся одновременно на трассе бобслейному экипажу и саночнику удалось разминуться. Саночники ходят на трассе по менее высоким траекториям, нежели бобслеисты, и тогда пилот боба просто объехал человека на санях на одном из виражей, куда центробежная сила забросила его под самый козырек желоба. Трагедии в Лиллехаммере удалось избежать. А вот в латвийской Сигулде в 2004-м - нет. Тогда на трассу по трагической случайности выехал пустой боб. Благополучно доехав до финиша, он принялся "фланировать" туда-сюда по зоне финиша, и в него на полной скорости влетел стартовавший следом латвийский скелетонист, угодивший головой (напомню, что на скелетоне спортсмены лежат головой вперед) в конек боба.
Многим также памятна история, произошедшая с главным тренером сборной Германии по бобслею Раймундом Бетге, едва не потерявшим обе ноги после столкновения с бобом в 2006-м как раз на олимпийской трассе. Экипажу дали зеленый свет, а судья-информатор не сумел из-за технических проблем дать команду: "Боб на трассе!". Машина настигла Бетге на нижнем участке трассы, где экипаж успел набрать максимальную скорость.
Как видите, история, подобная той, что приключилась со Скворцовой, может произойти в бобслее отнюдь не только с россиянами.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
На первый взгляд ответ на вопрос о том, кто виноват в трагедии, лежит на поверхности. Ответственность за это должны нести работники трассы, выпустившие россиянок на лед, несмотря на красный свет светофора, которым оборудованы оба старта: основной (оттуда поехали Пашков с Матюшко) и расположенный чуть ниже юниорский (там стартовали Филина со Скворцовой). Однако со стороны работников трассы поначалу были сделаны попытки представить ситуацию так, что россияне чуть ли не самовольно забрались на трассу, и давай кататься.
На самом деле инцидент случился во время тренировочной недели перед этапом Кубка Европы. Это вполне официальное мероприятие, где присутствуют представители Международной федерации бобслея и скелетона (FIBT), существует регламент тренировок, печатаются протоколы, которые визируются работающими на трассе судьями и жюри. Объясняю так подробно для того, чтобы стало понятно: тренировки на Кубке Европы - это никакие не покатушки.
Немедленно после аварии началось полицейское расследование. Были опечатаны оба боба, не поддающиеся, к слову, восстановлению. Ситуация осложняется тем, что никого из руководства и тренерского штаба "большой" сборной России в Кенигзее не было. В тот день вся команда возвращалась с этапа Кубка мира в Лейк-Плэсиде, и об аварии узнали уже на месте. Более того, Скворцова в день тренировки формально не имела никакого отношения к сборной России, так как по документам была командирована в Германию московской федерацией бобслея.
Поначалу расследование вел следователь из Кенигзее, бывший бобслеист. Однако затем он отказался от дела. По слухам, с формулировкой - "мне еще в Кенигзее жить". Дело было передано другому следователю, которому теперь предстоит обнаружить состав преступления, завести уголовное дело и передать его в суд. Или не обнаружить такового, ничего не завести и никуда ничего не передать.
Настораживает и то, что инцидент со Скворцовой, как это часто бывает, начал приобретать определенный политический окрас. Произошло это после того, как в конфликте оказалась замешана и FIBT, на которую пытается переложить ответственность директорат трассы. Той, в свою очередь, по-своему выгодно обвинить во всем именно немцев, так как FIBT давно и безуспешно пытается усилить влияние на чересчур самостоятельных чиновников от сильнейшей бобслейной нации в мире.
К сожалению, далеко не факт, что решение по "делу Скворцовой" будет таким, каким бы его хотели увидеть мы, а также семья Ирины, находящаяся сейчас рядом с ней в клинике.
Тем временем судья, давший россиянкам команду на старт, как ни в чем не бывало обнаружился спустя несколько дней уже на официальных соревнованиях в рамках Кубка Европы в том же Кенигзее! Российская сторона подала протест. Возможно, этому человеку не будет предъявлено обвинения (например, в преступной халатности), однако его появление на старте вызвало у наших спортсменов состояние близкое к шоковому.
Как бы то ни было, спецкор "СЭ" успел убедиться в том, что вся сборная продолжает следить за развитием событий и желает Ирине выздоровления. И можно практически не сомневаться в том, что посвятит ей свои будущие победы, которых мы ждем от россиян уже на итальянском этапе.