ЧЕМПИОНАТ МИРА
В субботу на чемпионате мира в Лейк-Плэсиде случилась неприятная история. Действующий чемпион мира в двойках Александр Зубков был дисквалифицирован жюри за недовес боба, потеряв свой титул без борьбы.
Сергей БУТОВ
из Лейк-Плэсида
В субботних заездах двоек до Зубкова на дистанцию вышли три экипажа: немца Максимилиана Арндта, швейцарца Беата Хефти и канадца Линдона Раша. Зубков и его разгоняющий Дмитрий Труненков показали отличный результат на разгоне - 5,11. Зубков виртуозно прошел трассу, справившись, в частности, с прохождением одного из самых коварных участков - шиканы, где почти ни один из ведущих пилотов не избежал соприкосновения с желобом. После первого заезда Зубков шел на шестом месте, однако отставал от Хефти, который занимал третью позицию, всего на три сотых секунды. Казалось, вся борьба за награды первенства впереди.
О дисквалификации за недовес боба стало известно сразу по окончании "рекламного" перерыва, наступившего после проезда десяти экипажей. Первые минуты в стане команды царила растерянность. Механик Зубкова, австриец Йохан Вальнер, отметил, что подавать протест на решение жюри бесполезно, хотя, по его словам, на этом бобе Зубков провел весь нынешний сезон, и проблем с весом не возникало.
Старший тренер сборной по старту Семен Макаров напомнил, что в прошлом году на этапе Кубка мира в Лейк-Плэсиде была дисквалифицирована за недовес четверка Зубкова.
- На первых этапах Кубка мира боб-четверка весил 211,5 кг, - сказал Макаров. - Приехали в Лейк-Плэсид, взвесили - оказалось, 209,7 кг. Сняли команду за недовес в 300 граммов. Приехали на следующее место Кубка мира - снова весы показывают 211,5 кг.
Несмотря на быстро набравшую популярность "теорию заговора", вернувшийся в стартовый городок Зубков в интервью телевизионной бригаде "России 2" отметил, что недовес, возможно, связан с тем, что накануне гонки он менял на бобе полозья, и не учел разницу в весе между ними.
Отметим, что это не первый случай дисквалификации российского пилота на чемпионате мира. Пять лет назад в Санкт-Морице после первого заезда была снята двойка Евгения Попова, прибывшего на мировое первенство в ранге лидера Кубка мира в четверках. Уже проведя контрольное взвешивание боба, Попов в ночь накануне старта продолжал работать с ним в гараже, причем расчеты производил в уме. Это привело к тому, что наутро его двойка весила вместе с пилотом и разгоняющим ровно на 1 кг больше лимита - 391 кг вместо 390. Тогда Попов прямо признал свою ошибку.
В случае с Зубковым вина пилота также очевидна. Как очевидно и то, что разделить ее Зубкову предстоит с механиком и наставниками, положившимися на опыт спортсмена. Работающий непосредственно с Зубковым Олег Сухорученко подчеркнул, что чувствует свою ответственность за инцидент, хотя и был "на сто процентов уверен, что после того случая в Лейк-Плэсиде, никаких ошибок в расчетах с весом боба у Зубкова случиться не может".
Отметим, что технический контроль осуществляется на всех турнирах под эгидой Международной федерации бобслея и скелетона (FIBT). Проходит он после первого заезда (на чемпионатах мира и Олимпийских играх - после первого заезда в каждый из двух соревновательных дней), когда экипажи прибывают на финиш. Судьи следят за тем, чтобы члены экипажа явились на взвешивание в той же экипировке, в которой они выбрались из боба.
Бобы заносят в специальную комнату, где они ставятся на весы в так называемых лыжах - узких длинных деревянных ящиках для переноски полозьев. Причем сначала лыжи взвешиваются отдельно, чтобы можно было вычесть их вес из итогового значения.
Боб-двойка обязан весить не менее 170 кг. У Зубкова он весил 169,4 кг. Разница на первый взгляд невелика, но нужно помнить, что в бобслее счет идет на сотые доли секунды. Боб, весящий на 600 граммов меньше, чем у остальных, вполне возможно, позволяет выиграть лишь "сотку" на разгоне. Но та - по неписаным законам бобслея - способна превратиться в три "сотки" на финише. С учетом четырех заездов вместо обычных двух, это дает экипажу вполне осязаемое преимущество.
Отметим также, что Зубков оказался не единственным пострадавшим в субботу от жюри. Второй голландский экипаж пилота Иво де Брюина сняли с чемпионата за перевес. Голландцы пострадали от взвешивания общего веса экипажа, во время инспекции сидящего в бобе в полной боевой экипировке - в шлемах и шиповках. Весы под ними, как когда-то под Поповым, показали больше 390 кг.
Категорически отвергали какую-либо несправедливость в отношении Зубкова и организаторы соревнований. В неофициальных беседах они связывали это, в частности, с авторитетом и принципиальностью главы бобслейного комитета FIBT Георга Верта, который, по образному выражению одного из собеседников, "за десять граммов перевеса дисквалифицирует родную мать".
Иностранные специалисты также совершенно не собирались развивать "теорию заговора" против кого бы то ни было. Вице-чемпион Игр в Солт-Лейк-Сити-2002 американец Тодд Хэйс рассказал, как был однажды снят с этапа Кубка мира в Калгари за перевес в 100 граммов, что стоило ему победы в итоговом зачете Кубка. Причем решение о дисквалификации принял член жюри, американец по национальности, когда-то учившийся с Хэйсом в одном колледже.
Сам Георг Верт, которого разыскал спецкор "СЭ", охарактеризовал недовес двойки Зубкова как "глупую ошибку".
- Жюри сообщило мне о факте нарушения, я дал добро на дисквалификацию, - пожал плечами глава бобслейного комитета. - Взвешивание - простейшая процедура, точно такая же, как и измерение температуры полозьев перед заездами. Есть весы, они сертифицированы, ошибка исключена. Перевес случается чаще, чем недовес. Причем иногда он связан с тем, что после заезда в боб в большом количестве попадает снег. Зная об этом, жюри дает экипажу пять минут на то, чтобы очистить боб от снега. Меня вообще удивляет, как такая глупая ошибка могла произойти с Зубковым. Тем более - на чемпионате мира. Ведь он опытнейший пилот, который прекрасно знаком с регламентом. Вы говорите, что проблемы в Лейк-Плэсиде возникли у него второй год подряд. Мне очень жаль, но эти проблемы не имеют ничего общего ни с Лейк-Плэсидом, ни с жюри, состоящим из людей разной национальности и давно себя зарекомендовавших.
По словам менеджера сборной США, выходца из СССР, Ленни Кастена, в Лейк-Плэсиде к россиянам относятся подчеркнуто уважительно и с симпатией. В октябре прошлого года российская сборная провела на здешней трассе двухнедельный сбор, что, по словам Кастена, "не позволили бы сделать, к примеру, немцам". Более того, в Лейк-Плэсиде не скрывают особого расположения к российским спортсменам с 2001 года. Тогда санно-бобслейная трасса, принимавшая Олимпийские игры 1932 и 1980 годов, подверглась масштабной реконструкции. По ходу ее был допущен ряд технических неточностей, что привело к повышенному травматизму спортсменов. В ходе международной гомологации трассы в феврале 2001 года на специальном заседании все сборные проголосовали против дальнейших испытаний в четверках. Рискнуть согласились два американских экипажа, Хэйса и Стивена Холкомба, и два российских - Зубкова и Попова.
- В Лейк-Плэсиде тогда сильно упал немец Рене Шпис, - вспоминал известный в прошлом разгоняющий Сергей Голубев, который сейчас тренирует женскую сборную России. - И все отказывались ездить. Мы тоже, кстати, в бой особо не рвались. Но пришел Валерий Лейченко (первый президент Федерации бобслея России. - Прим. "СЭ") и сказал: "Едем!" Ну мы и поехали. Тот заезд я, конечно, запомню на всю жизнь. Я был в четверке Попова, с нами были Петя Макарчук и Алексей Андрюнин. Помню, что трясло ужасно. Но после этого никто уже не мог сказать, что в Лейк-Плэсиде нельзя кататься в четверках.
В итоге, трасса была одобрена, хотя за ней прочно закрепилась репутация, возможно, наиболее технически сложной из числа тех, где проводятся этапы Кубка мира. Американцы, вложившие в реконструкцию несколько десятков миллионов долларов, даже провели мини-парад в честь российских бобслеистов и установили памятную доску с именем Лейченко. Именно в Лейк-Плэсиде два года спустя после гомологации, в феврале 2003-го, Зубков завоевал первую свою медаль на чемпионатах мира - бронзовую.
В отсутствие россиянина претенденты на медали в Лейк-Плэсиде-2012, безусловно, стали дышать глубже. Сам турнир, как и ожидалось, превратился в североамериканскую дуэль: Холкомба против канадца Линдона Раша. В субботу Раш уехал с трассы лидером, не в последнюю очередь потому, что наошибался в первом заезде американец. Однако в решающих воскресных заездах все встало на свои места.
Вывод тут простой. Чтобы вырвать золото из рук Холкомба в четверках, всем остальным, включая Зубкова, придется совершить через неделю спортивный подвиг.
Чемпионат мира. Лейк-Плэсид (США). Мужчины. Двойки. 1. Холкомб/Лэнгтон (США) - 3.42,88. 2. Раш/Люмсден (Канада) - отставание 0,46. 3. Арндт/Куске (Германия) - 0,55… 16. КАСЬЯНОВ/БЕЛУГИН - 3,45… 19. ЗАХАРОВ/СЕЛИХОВ - 4,09. ЗУБКОВ/ТРУНЕНКОВ - дисквалифицированы.
Женщины. 1. Хамфрис/Чиокетти (Канада) - 3.48,54. 2. Кириазис/Ламмерт (Германия) - отставание 0,33. 3. Майерс/Эберлинг (США) - 1,00… 11. ФЕДОРОВА/ТИМОФЕЕВА - 3,00… 13. ТАМБОВЦЕВА/УДОБКИНА - 3,35. 14. ТОКОВАЯ/ПАХМУТОВА - 4,71.