В этом году участником Петербургского экономического форума стала Федерация бокса России — одна из самых динамично развивающихся спортивных организаций нашей страны. Ее генеральный секретарь Татьяна Кириенко в интервью «СЭ» заявила, что сейчас не время опускать руки. Наоборот — появились новые возможности.
— В данный момент отечественные боксеры-любители не имеют возможности принимать участие в соревнованиях. Сложно?
— Сложно, но мы не растерялись. У нас не только сохранился календарь всероссийских соревнований, но и добавились старты с новыми форматами. Благодаря этому спортсмены не впадут в уныние, а наоборот, у них будет много работы, и даже третьи и четвертые номера сборных России не будут простаивать, а смогут проявить себя. Сейчас у всех спортсменов и тренеров есть понимание, что, находясь в одной боксерской семье, они могут быть уверены в завтрашнем дне. Ведь мы стали работать в разы больше, чем раньше. Хочется еще что-то сделать для страны, послужить российскому боксу, российскому спорту.
— Наших дзюдоистов вернули на некоторые турниры. А боксеров вернут?
— Есть вероятность, что нас вернут в нейтральном статусе. На международном уровне у нас все равно хорошие позиции. Мы дружим со многими национальными федерациями. Посетив два конгресса — Европейской конфедерации бокса EUBC и Международной ассоциации бокса IBA, — я наблюдала там серьезную поддержку. Все искренне переживают. Ведь если не будет российских боксеров, не будет и достойной конкуренции.
— Есть вероятность, что к олимпийской квалификации нас допустят в нейтральном статусе?
— Надеемся, что это произойдет. Мы все вместе прикладываем большие усилия. Думаю, все получится.
— Многие любители бокса сейчас ждут на международном уровне «российское дерби» Бивол — Бетербиев. — вопрос Татьяне Кириенко.
— Это два наших гениальных спортсмена, которые сами по себе являются уникальными. Но у них достаточно и других конкурентов. 18 июня надеемся, что Бетербиев досрочно закончит победой бой против Смита. Артур — умничка. У него была сложная судьба в олимпийском боксе — сколько раз ему необъективно давали оценки. Но он никогда не унывал, двигался и сейчас на профессиональном ринге показывает все свои способности. Он очень много трудится, но при этом остается талантливым и скромным.
— Состоится ли второй бой Бивол — Канело? Ведь если Дмитрий выиграет, рейтинги его популярности могут достичь уровня Хабиба.
— Конечно! Бивол даже сегодня в Америке уже герой. Те, кто любит и понимает бокс, уважают нашего боксера. Это как Костя Цзю в свое время. Есть просто легендарные личности в боксе. Они любимы всем миром.
— Денис Лебедев неожиданно возвращается на ринг 7 сентября. Зачем?
— Думаю, что лучше ему этот вопрос задать. Я не говорю, что ребята уже отслужили свой боксерский век. Они сильные, классные, они по-прежнему хотят не только себя проявить еще раз, они хотят помочь боксу. Думаю, что мы найдем точки соприкосновения, чтобы Лебедев и Поветкин работали больше в роли функционеров и двигали профессиональный бокс. Они наши умнички.
— А Поветкин уже больше функционер, чем боксер?
— Мы бережем здоровье легендарных спортсменов. Они очень многое сделали для бокса, для спорта в целом и для своей родины. Они сейчас хороши в другом. У них гуманитарная миссия — вот где они нужны.
— Нет опасений, что некоторые любители в нынешней ситуации перейдут в профи?
— Сейчас Федерация бокса России создала все условия для каждого боксера. Не важно, олимпийский бокс или профессиональный. Условия сейчас таковы, что боксеры-олимпийцы могут зарабатывать даже больше, чем боксеры-профессионалы, все зависит от самого боксера.
— Было время, когда любитель, ушедший в профессиональный бокс, оказывался потерян для сборной.
— В боксе профессионалы 25 лет существовали отдельно от любителей, это были две совершенно разные федерации, которые между собой даже не конкурировали, просто существовали параллельно. И первое, что мы сделали, — это завели под крышу Федерации бокса России именно профессиональный бокс. И при поддержке Минспорта России сделали так, что у нас профессиональный бокс был признан спортивной дисциплиной. Это пример всем другим федерациям.
— То есть оказывается поддержка не только любителям, но и профессионалам?
— Мы развиваем профессиональный бокс вместе с олимпийским. Сейчас Федерация бокса России привлекла много спонсоров, которым интересны эти обе дисциплины. Турниры по олимпийскому боксу смотреть так же интересно, как и вечера профессионального бокса. Мы постоянно вводим новые форматы, создали призовой фонд, поддержали спортсменов, тренеров. С призовым фондом наша федерация никогда не дешевит, всегда ставит очень высокую планку. Это замечательно, когда спортсмены и тренеры получают достойные деньги.
— Сколько, если не секрет, в среднем зарабатывают боксеры, которые входят в сборную?
— Неплохо. Думаю, в среднем свыше 100 тысяч рублей получается. Это для всех спортсменов прилично, государство эту планку удерживает, а мы еще помогаем на разных мероприятиях.
— В том числе и на чемпионате России?
— Да. Я думала, что уже ничего придумать особо нельзя из стандартного чемпионата страны. Ничего подобного! Оказывается, стереотипы можно ломать. Мы перестали награждать на пьедесталах, а делаем это в ринге, как в профессиональном боксе. Кроме того, у нас создан совет чемпионов. Объединились все! В федерации для каждого найдется свое место, чтобы он вносил свой вклад. Также стараемся расширять географию чемпионатов — за последние годы это и Грозный, и Оренбург, и Самара. Все ради того, чтобы дать импульс развитию бокса в регионах.
Можно, конечно, проводить в столицах, в Москве и Петербурге, но мы расширяем границы. Зачастую это бывает сложно — нет спортсооружений достаточного уровня, аппаратуры для трансляций и так далее. Но мы помогаем с инфраструктурой, работаем с телевидением, организуем шоу — красивое открытие и закрытие. То есть это все делается вместе с федерацией, на уровне губернаторов. Не местечково, а ведь раньше даже мэры городов не приходили на соревнования. Сейчас обязательно губернаторы регионов возглавляют оргкомитеты. Вот насколько мы подняли престиж турниров.
В нынешнем году на мужском чемпионате страны в Чите у нас общий призовой фонд будет 26 миллионов рублей. Обычно мы еще добавляли автомобили для победителей, но на этот раз заменили их на денежные призы, пусть ребята сами решат, что себе купить. Благодаря этому растет конкуренция.
— Как думаете, в России мы дойдем когда-нибудь до такого, что наши телеканалы будут давать большие бюджеты?
— Я думаю, к этому все и идет. И сейчас телевидение пересмотрело свои форматы и отношение к спортивным организациям. Совершенно все по-иному. Я не говорю, что раньше плохо относились. Имеется в виду развитие. Сейчас все заинтересованы в том, чтобы у нас все было хорошо.
— Часто бывает, что медийные личности выясняют отношения. Федерация бокса готова предоставить площадку, чтобы медийные люди на ней разбирались?
— У нас периодически такое происходит, но больше на бытовом уровне. Дескать, давайте вый дем на ринг и разберемся. Мы не любим интриги, мы люди прямые, хотим, чтобы все было открыто. Широким массам это интересно, но это больше элемент шоу. Ну а федерация здесь является гарантом, чтобы никто никого не обижал — ни словом, ни делом, ни мыслями. Каждый делает свое дело.
— Какое будущее у нашего бокса?
— Мы обязательно поддерживаем ближайший резерв, 17-18-летних спортсменов. Новые форматы вводим даже в юношеских соревнованиях. Сейчас ребята, не имеющие возможности выезжать на первенства Европы и мира, будут готовиться вместе на внутрироссийских турнирах. Не только те, кто проходил в сборную, но и представители региональных команд. Начнем проводить сборы, а потом участвовать в соревнованиях.
При этом, так как это все-таки дети, они должны между собой дружить, организуется обучение. Изучается история России, история олимпийского движения, мирового и отечественного бокса. Также мы объясняем, как правильно вести себя в соцсетях, что такое реклама, маркетинг и так далее. Мы формируем спортсменов нового поколения. Но надо понимать, что это командная работа, мы все в рамках единого социума, и боксерская семья — не просто громкие слова.
Стратегия федерации выстроилась так, что у нас на первом месте спортсмен и тренер. У нас 85 региональных подразделений федерации, которые развивают бокс. За последние пять лет даже кадровая политика изменилась, в том числе в регионах.