Новости

12 февраля 2008, 00:37

Герой и викинг

      В ближайшую субботу, 15 февраля, стартует 25-й "Линарес". Священный турнир, как назвал его Каспаров в том памятном году, когда давал мне свое последнее интервью в качестве профессионального шахматиста.

      Прежде этот турнир проходил только в маленьком андалусском городке Линаресе, который и прославился благодаря шахматам. Ежегодная поездка в Испанию - это было так же привычно, как отрезание ушей у поверженных быков на корриде, куда время от времени приглашали гроссмейстеров и журналистов.

       10 марта 2005 года мы с Гарри последний раз прогуливались по ночному Линаресу, и я спросил у него:

      - Не будешь скучать?

      - Надо делать вещи, от которых что-то меняется… Можно играть 15-й "Линарес", 16-й "Линарес"… Можно бороться за эту победу, за ту победу. Но какой в этом смысл?

      Гарри отыграл 14 "Линаресов", в девяти из них был первым. И очень долго он видел в этом смысл. Но Король устал побеждать. Да и делать это после сорока становилось все труднее. И тогда Король ушел искать новый смысл. А турнир, который для него был "священным", в результате его ухода раздвоился.

      Алькальд  (мэр) Линареса Хуан Фернандес Гутьеррес за бокалом доброго испанского вина так объяснял мне новые веяния:

      - Гарри - на выход, я - в Мексику...

      Для наглядности артистичный политик сложил пальцы левой руки "лодочкой" и, имитируя безутешные рыдания, принялся собирать в нее правой рукой невидимые слезы. Впрочем, это была не только имитация. Глаза дона Хуана предательски покраснели и подернулись влагой: он успел привязаться к Неистовому Гарри за те годы, которые тот выигрывал турнир за турниром в его родном Линаресе.

      Участие Супергероя Шахмат украшало турнир. А без него турнир потерял не только былое величие, но и былой  интерес спонсоров.

       Пришлось руководителю оргкомитета "Линареса" протянуть руку в Латинскую Америку. Причем дон Хуан говорил мне, что вынужден был протянуть руку именно за деньгами: турнир-то очень дорогой для маленького городка в Андалусии…

       Раздвоение больно ударило по игрокам: сказываются разные часовые пояса, смена мексиканского высокогорья на равнину в Испании - и все это с перерывом, который явно недостаточен для полноценной адаптации. Есть игроки, которые готовы терпеть эти неудобства, а есть те, кто не желает играть первые партии второй половины турнира, борясь со сном. К таким относится, к примеру, чемпион России, четвертый шахматист мира Александр Морозевич. Узнав про очередное "раздвоение", он от участия отказался. Владимир Крамник тоже считает, что турнир надо проводить в одном месте - или в Мексике, или в Испании.

      Вот, кто будет играть в турнире Морелия - Линарес-2008: Вишванатан Ананд (Индия, январский рейтинг ФИДЕ - 2799), Веселин Топалов (Болгария, 2780), Алексей Широв (Испания, 2755), Петер Леко (Венгрия, 2753), Василий Иванчук (Украина, 2751), Левон Аронян (Армения, 2739), Теймур Раджабов (Азербайджан, 2735) и, наконец, Магнус Карлсен (Норвегия, 2733).

       Средний рейтинг турнира - 2755,6, что соответствует наивысшей из возможных - 21-й категории трудности.  В 24 предыдущих "Линаресах" собрать 21-ю категорию удавалось только дважды - в 1998 и 2000 годах. В первом победил Ананд (проиграв Каспарову), на рубеже веков - Каспаров и Крамник.

      Как все сложится в третьем 21-категорнике, мы узнаем 7 марта, когда турнир завершится.

      К счастью, мне не обязательно лететь в Мексику, а можно отправиться в уютный и милый Линарес на вторую половину турнира. Для меня это будет уже 15-й "Линарес", и я ловлю себя на мысли, что у Супергероя было только 14…

      Мудро говорят, что свято место пусто не бывает: на смену супергероям приходят новые. Невероятный интерес вызывает участие в 25-м "Линаресе" 17-летнего Шахматного Викинга - Магнуса Карлсена. В начале года он сотворил оглушительную сенсацию - на турнире в Вейк-ан-Зее обошел чемпиона мира и двух экс-чемпионов и поделил 1-е место. Таких успехов в таком возрасте не было даже у Каспарова…

      Возможно, в недалеком будущем дону Хуану не надо будет собирать символические слезы в ладошку, и от спонсоров вновь не будет отбоя, ведь, по признанию первого игрока мирового рейтинга Крамника, Карлсен - это "шахматный Федерер"! Если у юного норвежца уже сейчас "пойдет подача", то знаменитый турнир может вернуться к месту своего привычного базирования - в священный для шахмат Линарес.

      Юрий ВАСИЛЬЕВ