Статьи

24 ноября 2016, 23:30

Илья Мерензон: "Шахматы очень привлекательны для спонсоров"

Кирилл Зангалис
Приглашенный автор
Глава компании "Агон", которая является организатором матча на первенство мира, дал эксклюзивное интервью "СЭ".

Поединок за звание лучшего шахматиста планеты между россиянином Сергеем Карякиным и норвежцем Магнусом Карлсеном выходит в классический эндшпиль. До конца матча осталось два тура. Глава компании "Агон" Илья Мерензон делится своими впечатлениями от проходящего соревнования.

– Илья, расскажите кратко о своей компании…

World Chess by Agon Limited основана четыре года назад и занимается проведением шахматных мероприятий, в частности поединка на первенство мира в Нью-Йорке. Компании были переданы все коммерческие права на цикл чемпионата мира, включая спонсорство, медиаправа и так далее. Международной шахматной федерации (ФИДЕ) был необходим постоянный партнер для организации мероприятий, а спонсоры нуждались в возможности планировать долгосрочные проекты с шахматами.

– Почему вы выбрали местом проведения матча именно Нью-Йорк?

– Чемпионский поединок в этом городе для нас, и в первую очередь для шахмат – это презентация в новом, современном виде. Все, что происходит в этом мегаполисе, освещается во всем мире. Нью-Йорк – сейчас столица медиа, финансовый центр и бизнес-хаб. Нам было важно показать глобальным корпорациям возможности шахмат, ажиотаж вокруг них и феноменальное внимание со стороны СМИ, чтобы они начали включать наш вид спорта в свои маркетинговые планы.

– Матч на первенство мира – это очень серьезный бренд. В городе чувствовался ажиотаж?

– В Нью-Йорке последний матч проводился в 1995 году между Каспаровым и Анандом, за это время выросло новое поколение игроков, для которых Карлсен и Карякин – суперзвезды. Дети занимались шахматами в школе, изучали партии своих кумиров, и теперь они имеют возможность посмотреть на них рядом со своим домом вживую. Конечно, на площадке очереди, но все равно всех мы вместить не можем. А для тех, кто следит за матчем онлайн, понадобилось бы более 300 залов размером с Madison Square Garden.

– Кто из знаменитых людей посетил турнир?

– Первый ход делал актер Вуди Харрельсон и звезда сериала "Красавцы" Эдриан Гренье. Были политики, ученые, экономисты. На первой партии присутствовал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, который тоже искренне любит шахматы.

– Знаю, что знаменитый актер Арнольд Шварценеггер – большой любитель шахмат. Были мысли пригласить его на матч?

– Среди голливудской элиты много фанатов шахмат. Кроме Шварценеггера это Кевин Спейси, Джуд Ло и так далее. Мы направили приглашения многим, и от многих получили подтверждения. Думаю, что церемония закрытия станет очень интересным событием для светской хроники.

– С какими проблемами вы столкнулись при организации?

– Были логистические трудности – найти огромную площадку в центре Нью-Йорка на полтора месяца непросто. Нужно было, чтобы она соответствовала высоким требованиям ФИДЕ, отвечала стандартам безопасности и пожеланиям игроков. Также наша задача – коммерциализировать шахматы, сделать их привлекательными для спонсоров, в частности из США. Ведь они никогда еще не видели турнира в его новом, современном режиме. Теперь эта проблема позади.

– Можно ли хорошо заработать на матче на первенство мира?

– У компании World Chess by Agon Limited права на чемпионат мира на много лет вперед. Так что инвестиции и доходы не привязаны к одному мероприятию, даже такому значительному. Большие инвестиции были сделаны в технологию. Например, в возможность смотреть трансляцию в режиме виртуальной реальности. Шахматы – многомиллионный бизнес, но чтобы реализовать свой потенциал, необходимы финансовые вложения.

– Каких спонсоров вам удалось привлечь?

– Основными спонсорами чемпионата стали компания ФосАгро и фонд EG Capital Advisors – они относились к спонсорскому контакту очень профессионально, и мы согласовали KPI с точки зрения освещения, хоспиталити и так далее. Глава ФосАгро Андрей Гурьев делал первый ход в одной из первых партий.

– Как вы считаете, в будущем спонсоры будут бороться за право проведения такого матча? Станет ли конкуренция за возможность организации чемпионского поединка по шахматам такой же острой, как борьба за право стать, скажем, столицей Олимпиады?

– Право проведения матча за звание чемпионата мира – это важное преимущество. Но я считаю, что для шахмат, которые на 99,9 процента живут онлайн, важно не то, где матч проходит, а как представлены спонсоры. Например, наш партнер – S.T.Dupont и ручки Дюмон – стали самыми фотографируемыми ручками в ноябре просто потому, что запись ходов – обязательная часть матчей за звание чемпиона мира. Игроки обязаны записать ход перед тем, как его сделать, чтобы избежать ошибки. Я надеюсь, что компании оценят преимущества шахмат, и спонсорство этого вида спорта станет не только престижным, но и очень выгодным: аудитория шахмат сравнима с аудиторией фейсбука.

– Расскажите о вашей знаменитой трансляции.

– Турнир можно смотреть бесплатно, и более двух миллионов человек ежедневно следят за ходом партии на официальном сайте турнира. Но есть также премиальная подписка, которая стоит 15 долларов. Она дает возможность наблюдать за Карлсеном и Карякиным в виртуальной реальности, с комментариями ведущих мировых гроссмейстеров, выбирать камеры и так далее. На трансляцию подписалось более 20 тысяч человек, и это, по нашему мнению, отличная возможность сделать шахматы самоокупаемыми в долгосрочной перспективе, и даже привязать размер призового фонда к количеству подписчиков.