24 марта 2009, 10:00
24 марта свое 88-летие празднует седьмой чемпион мира по шахматам Василий Васильевич Смыслов.
Про шахматы часто спорят. Что это - спорт, наука, искусство? Для Василия Смыслова ответ на этот вопрос был ясен всегда. И пусть одна из самых известных книг седьмого чемпиона мира называется "Наука побеждать", в игре для Смыслова главным всегда было творчество.
"Я понял, что играю удачнее и сильнее, если думаю о сопернике как о партнере, с которым мы создаем произведение шахматного искусства. Негативное психологическое воздействие оппонента не должно мешать плавному ходу мысли. Нельзя идти у него на поводу... Когда я стал смотреть на борьбу за шахматной доской с такой, позитивной точки зрения, мне удалось добиться успеха", - рассказывал Смыслов в интервью обозревателю "СЭ" Юрию Васильеву. Из всех чемпионов мира эти слова могли принадлежать только ему.
В приведенной цитате речь - не о дружеских партиях в секции москворецкого Дома пионеров, в которую шестилетний Вася Смыслов записался, подражая отцу, крепкому шахматисту первой категории, однажды обыгравшему самого Алехина. Речь - о матче на первенство мира с Михаилом Ботвинником, апологетом научного и спортивного подходов к игре. Многие считают, что на стыке 50-х и 60-х годов по пониманию шахмат, по игровому мастерству равных Смыслову не было. Частично это подтвердили и три матча с Ботвинником: из 69 партий Ботвинник выиграл 17, Смыслов - 18. Однако чемпионом он пробыл совсем недолго - 1957-го по 1958-й. Первый матч, 1954 года, завершился устроившей Ботвинника ничьей, в 57-м Смыслов вроде бы убедительно доказал свое превосходство, но уже через год Ботвинник воспользовался правом на реванш.
Позже Василий Васильевич признавался, что большую часть того года он "почивал на лаврах", а уже по ходу матча подхватил воспаление легких. Железный Ботвинник, ни на шаг не отступавший от продуманного до мелочей плана подготовки, таких ошибок не прощал. Отдав титул, Смыслов не имел права на реванш, а еще раз пройти все раунды претендентского отбора не смог. Спортивная трагедия? Возможно, но вот что говорит о своем противостоянии с Ботвинником сам Смыслов: "Я счастлив, что судьба подарила мне три матча с этим великим шахматистом".
Судьба подарила Смыслову и многое другое. Любимую жену, с которой он прожил уже более 60 лет. Отличный оперный голос - еще в 1950-м он едва не оказался в Большом театре, а почти полвека спустя, в 75 лет (!), дал сольный концерт в Большой зале Консерватории. И, наверное, главное - неутомимое стремление к поиску гармонии и счастливый талант находить ее во всем: в жизни, в музыке, в шахматах. "Пока дух борьбы не угас, пока не угасла жажда поиска истины и поиска гармонии, шахматист может играть и побеждать на самом высоком уровне!" - отнюдь не теоретический, а самый что ни на есть прикладной девиз Смыслова.
На самом высоком уровне Смыслов побеждал долго. Так долго, как представить сейчас невозможно. 17 командных и индивидуальных медалей Шахматных олимпиад - это его рекорд. Выход в финал сложнейшего турнира претендентов в 63-летнем возрасте, где его сумел остановить только втрое младший Каспаров, - это тоже Смыслов. И неофициальный титул "лучшего мастера эндшпиля в истории человечества" (так однажды написал известный гроссмейстер Сергей Шипов) - тоже его по праву. Оно и понятно: дебютную сферу можно исчислить, выучить, поместить в компьютерную базу, а в окончаниях... нужно искать гармонию. "В эндшпиле он принимал решения, поражавшие своей глубиной", - говорил о Смыслове скупой на похвалы Ботвинник.
Патриарх советской шахматной школы, как известно, были еще и пионером компьютеразации игры - процесса, к которому Смыслов всегда относился с недоверием. "Компьютер не обладает творческой сущностью, - это снова из интервью Юрию Васильеву. - Человеку дана душа, он может творить и ошибаться. А компьютер, как бесстрастный контролер, способен только проверять правильность расчетов человека и указывать на ошибки. Сам создать занимательный шахматный сюжет он не в состоянии. По крайней мере, я пока не видел компьютеров, которые могли бы сочинить какой-то красивый этюд..."
Сам Василий Васильевич, с 2001 года из-за ослабевшего зрения не принимающий участия в соревнованиях, за свою жизнь составил более 50 шахматных композиций. Гроссмейстер гармонии.