3 августа 2011, 00:30
ШАХМАТЫ
На имя председателя правления Российской шахматной федерации Ильи Левитова поступило заявление главного тренера сборной России Евгения Бареева с просьбой об отставке. Она связана с тем, что на чемпионате мира в Китае мужская российская команда заняла лишь 4-е место.
РШФ выразила Барееву благодарность за его работу в должности главного тренера. Напомним, что на Олимпиаде-2010 в Ханты-Мансийске сборная Россия впервые с 2004 года завоевала медали, став второй.
Что же касается анализа причин неудачного выступления главной мужской команды в Китае, то он, как сказано на официальном сайте РШФ, будет проведен ее правлением совместно с тренерским советом, членами наблюдательного совета и шахматной общественностью. Кандидатуры на пост нового главного тренера будут также обсуждены на ближайшем тренерском совете.
Хотя все мы прекрасно знаем крылатое выражение: "Выигрывает команда, проигрывает тренер", далеко не каждый раз после тяжелой неудачи главный тренер подает в отставку так, как Бареев. Бывает, когда за то, чтобы остаться у руля, борются "до последнего патрона".
Евгений же сделал гордый и честный шаг. Он словно ответил хулителям и злопыхателям, которых на просторах шахматного интернета у него на удивление много: "Вам нужен крайний?! Извольте! Пусть пробуют другие!"
Сильный гроссмейстер, Бареев выигрывал престижные супертурниры, а в составе команды четырежды побеждал на Олимпиадах. Как игроку, ему знакомы и неудачи. Вспоминаю одну из них, на Олимпиаде-2006 в Турине, где командой, лежа на кровати, руководил Сергей Долматов. Он сломал ногу, играя в футбол на сборе, мог отказаться от поездки, но очень хотел "совершить подвиг". Вместо подвига получился конфуз: мы заняли более чем скромное 6-е место.
Потом была Олимпиада-2008 в Дрездене, уже с новым тренером, Александром Мотылевым, человеком исключительно мягким, необыкновенно скромным и деликатным.
И опять за Россию играли сильнейшие во главе с Крамником. И опять мы выступили скромно, оказавшись на 5-м месте.
Но вот наступили новые времена. Сменилось руководство РШФ, у нее появился наблюдательный совет. Были заключены профессиональные контракты с игроками. Сборную возглавил Егений Бареев - человек со своеобразным, слегка мрачноватым юмором, жестковатый, пожалуй, но всегда самокритичный и очень сильный профессионал.
После унизительных провалов в Турине и Дрездене его подопечные на Олимпиаде в Ханты-Мансийске завоевали серебряные медали. Но кто-то похвалил Бареева за этот успех? Нет, конечно. Все почему-то уверены, что мы всегда должны быть первыми. Но времена нашего тотального доминирования канули в Лету. Нынче представители великой советской шахматной школы играют за все страны - кроме разве что Китая.
Спору нет, неудача в Нинбо болезненна. Впервые на мировом чемпионате Россия - без медалей.
По-видимому, была допущена ошибка в начальной расстановке шахматистов. Сережа Карякин не справился с ролью лидера, а Крамник, набравший просто бешеную форму, играл "за себя" в Дортмунде. А это был тот самый случай, когда сборной России он был очень нужен.
Теперь можно говорить, что взяли "не тех": за бортом сборной остались Дмитрий Яковенко и Евгений Томашевский. Но кто ж знал, что "эти" будут играть неуверенно и скромно? Мог ли это предвидеть тренер? Не знаю. Не уверен.
Понимаю и одобряю мужество и честность Бареева - перед самим собой прежде всего. А тренерскому совету РШФ, которому предстоит найти ему замену, хочется пожелать не ошибиться в выборе на эту важную должность.
"Расстрельную", как выяснилось.
Юрий ВАСИЛЬЕВ