21 мая 2013, 13:03

Шарапова на вкус

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей БУТОВ

Дегустировал я на днях сладости Марии Шараповой.

Мария, многие помнят, побывала в Москве в самом конце апреля, чтобы объявить о запуске продаж конфетной продукции под своим именем на территории России. Сам я в те отпускные дни мучился животом в антисанитарных условиях Индии и с трудом уворачивался от слонов, гоняя на моторикше по центральным улицам пыльного Джайпура, но коллега Ласицкас любезно пообещал конфеты на пробу постфактум предоставить. И слово свое сдержал.

Конфеты при первом осмотре оказались жевательной резинкой, но дареному коню в зубы не смотрят - жевать так жевать.

И я жевал.

И глядел в этот момент на упаковку с силуэтом явно женских губ (мужские так сладострастно рисовать еще не научились, хотя сейчас это в тренде). Лишь слегка приподняв паруса фантазии, в них легко было угадать губы самой Шараповой, томно приоткрытые в сторону потребителя.

Я закрыл глаза, и было мне очень приятно и спокойно на душе от поддержки отечественного производителя.

Шарапова стала, пожалуй, первым российским спортсменом, выпустившим под своим именем продукт, о котором узнали миллионы. Да, легенда Игорь Ларионов выращивает в калифорнийских виноградниках приличную лозу, но об этом его бизнесе в родной стране, где исторически в почете иные напитки, известно немногим. Гитарные баллады Алексея Зуева, игравшего когда-то в воротах футбольного "Спартака"? Ну, тоже все-таки продукт не для массового потребителя.

А остальные-то что?

Коммерциализация, захлестнувшая мировой спорт еще в 1980-х, привела к поразительным результатам. Любой выдающийся из общей массы спортсмен превратился в ходячий бренд и стал, все сильнее год от года, даже на чрезвычайно конкурентном рекламном рынке рассматриваться в качестве идеального проводника.

Все это дело, понятно, придумали американцы - великие выдумщики и гении маркетинга. Серьезные пробоины в семейных бюджетах еще в 1980-х наделали кроссовки-первопроходцы "от Майкла Джордана". Постепенно пламя перекинулось на весь мир, и теперь многие с уверенностью в голосе говорят о том, что собственно сам статус звезды мирового спорта находится в прямой зависимости от того, снимается ли спортсмен в рекламе. И если нет, какая он к чертовой матери звезда?

Наснимавшись вдоволь, спортсмены постепенно разобрались в финансовых масштабах рекламного рынка, и, разумеется, для многих из них встал вопрос: а нужны ли им для продвижения их собственного имиджа посредники-рекламодатели? И пошли первые отрицательные ответы.

Сегодня, в 2013-м, рынок спортивных товаров переполнен "именными" продуктами. Давно уже зарегистрировал собственный товарный знак Криштиану Роналду и теперь торгует с одним из гигантов данной индустрии. Ясное дело, что прямой конкурент гиганта немедленно разработал детскую коллекцию одежды под брендом Лионеля Месси.

Война за лидерство на футбольных полях продолжается теперь в шопинг-моллах.

Два Бьорна: теннисист Борг и лыжник Дэли продвигают собственные линии одежды. Борг радует глаз разудалого цвета нижним бельем, а экипировка для занятий зимними видами спорта Дэли вполне устраивает норвежского покупателя, кое-что в холодах понимающего. Вот-вот, похоже, начнут "продаваться" Роджер Федерер с Рафаэлем Надалем - специальные торговые знаки под каждого уже разработаны. Про давно уже бизнесмена Дэвида Бекхэма вообще можно промолчать - там одной туалетной воды продано на несколько сотен миллионов долларов.

Очевидно, что непременным условием для выхода на мировой рынок со своим продуктом является долгая успешная международная карьера (здесь ключевые все четыре слова), желательно не омраченная скандалами или допинговыми разоблачениями. И здесь непреодолимые трудности возникают у каждого второго потенциального российского "производителя".

Все это приводит к тому, что наши предпочитают капитализироваться, рекламируя чужую продукцию. Более того, это устраивает обе стороны: есть возможность заработать даже на сиюминутном успехе и атлета, и атлету.

Самый поверхностный анализ не говорит даже - кричит о том, что выпуск собственного продукта и контроль за его качеством для российских спортсменов, бывших и действующих, является процессом куда менее привлекательным, чем избрание в Госдуму по партийным спискам и голосование там за все подряд законы.

В общем, ситуация такая, что не знаешь, кому жаловаться. Прямо хоть Госдуму запрещай…

6