Допинг

26 декабря 2015, 15:00

Виталий Мутко: "2015 год для российского спорта - положительный"

Министр спорта России и глава РФС Виталий Мутко в эфире "Матч ТВ" подвел итоги 2015 года и поделился своими ожиданиями от года предстоящего, который вместит ЧМ по хоккею в Москве и Санкт-Петербурге, Euro-2016 по футболу во Франции и Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро.

 

– В целом, год достаточно позитивный, – подчеркнул Мутко. – Мы закрываем некий этап развития. В 2006 году была принята программа, которую в 2015-м мы закрываем.

Что касается спорта высших достижений, то мы – в мировых лидерах. Также была задача провести в России десятки крупных спортивных событий, мы рассматривали это, как путь к популяризации спорта в стране.

Да, год был не простым, но очень позитивным. В зимних видах спорта мы подтвердили свой уровень и класс. Показали, что победа на Олимпиаде в Сочи была неслучайной. Так что, за зиму в преддверии Игр-2018 мы более-менее спокойны.

В летних видах мы на третьем месте – выиграли 25 золотых медалей за этот год. Даже в легкой атлетике, в которой есть проблемы, появились Мария Кучина и Сергей Шубенков.

Все-таки, в целом год получился положительным.

 

Олимпиада в Рио – главный старт следующего года. Я достаточно с оптимизмом смотрю вперед. Потенциал у нашей команды серьезный – на сегодняшний день мы на третьем месте. Рассчитываем выступить как минимум не хуже, чем в Лондоне. Возможно, даже сделать шаг вперед, несмотря на ситуацию в легкой атлетике. У нас есть резервы – это стрельба, гребля, плавание, батут, борьба.

ФУТБОЛ

– В этом году произошло важное событие – мы завоевали путевку на Euro, причем с новым тренером. На смену Фабио Капелло пришел Леонид Слуцкий. Не рановато ли с восторгом говорить о национальной команде?

– На мой взгляд, потенциал сборной нам самим пока неизвестен. На самом деле, то же самое и у соперников. Точно знаем, что все будут выступать с запредельной самоотдачей. Euro – такой турнир, где многое решают подготовка, эмоциональное состояние и самоотдача.

Задача – однозначно надо выходить из группы. Не выйдем – будет неудача. А на ЧМ-2018 будет задача уже пройти и следующий этап – надо двигаться в этом плане.

 

– Будет ли меняться отношение к Слуцкому в зависимости от результата?

– Как говорят в футболе – надо смотреть на табло. Если говорить серьезно, надо понять, что мы сами считаем успехом, а что неудачей. Поражение ведь тоже пораженью рознь. Важно то, какую игру этой команды мы увидим. Ведь было много случаев, когда мы уступали, но стыдно за команду не было.

– Отношение к иностранным тренерам поменялось?

– Здесь должен быть обычный прагматизм. На мой взгляд, надо отдавать предпочтение отечественным специалистам. Но если у нас таковых нет, мы вынуждены приглашать. Но сейчас много своих молодых. Видим, что потенциальный круг тренеров расширяется.

– По данным ВЦИОМа, спортсменом года в России стал Антон Шипулин. Это заговор домохозяек против Артема Дзюбы? – вопрос министру от известного телекомментатора Дмитрия Губерниева.

– Если серьезно, Антон – большой спортсмен. Ему – удачи в нынешнем сезоне. А у Артема, уверен, звездный час наступит на Euro-2016.

– А что происходит с женской сборной по биатлону?

– Что касается девочек, надеюсь, они наберут форму. Абсолютно уверен, что у них большие перспективы.

 

– Поговорим о лимите. Эта мера дает свои плоды?

– Абсолютно уверен, что дает и еще даст. Элементарная арифметика, интерес развития футбола своей страны. Абсолютно уверен, что лимит нужен, и мы продолжим его сохранять.

Ведь чтобы довести молодого игрока до уровня сборной или клуба, нужно время. Возьмем пример Эльмира Набиуллина. Сколько терпения потребовалось, чтобы парень рос и рос. А ведь можно было просто купить португальца или немца или кого-нибудь еще. Поэтому лимит будет. Пока "6+5". Будем ли менять – примем решение в межсезонье.

– Что можете сказать о натурализации спортсменов?

– Если человек, как Гильерме, семь лет живет в России и хочет получить гражданство – почему бы и нет? Другой вопрос – если это попытка просто обойти лимит, то такие меры мы поощрять не будем. Все должно идти естественным путем. Тот период, когда за деньги мы хотели привлечь кого-то для выступления на короткий срок, уже прошел. Будем идти по пути натурализации Виктора Ана, который захотел посвящать свои выступления и свою работу России.

БЛАТТЕР И ПЛАТИНИ 

– Проблемы ФИФА – дело в личностях Блаттера и Платини или в системе? И выдержит ли система?

– Должна выдержать. ФИФА – организация самодостаточная. Да, много проблем. Но Блаттер в ФИФА уже 40 лет. Не совсем по-человечески было вот так заставлять его уходить из футбола. Мы все должны его поблагодарить. Может, ему не надо было в мае выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах. Возможно, идет атака и персонально на него.

Платини был великим футболистом, много сделал в УЕФА. Посмотрите на Лигу чемпионов, на расширение Euro. Fair play – тоже его инициатива. Он привнес в футбол много интересного. Считаю, не совсем верно было его изгонять на восемь лет.

– Известно, что Блаттер и Платини лояльны были к России. Насколько их отстранение плохо для нас?

– Думаю, это никак не скажется. Без участия Блаттера и Платини уже прошло три исполкома. На последнем я докладывал про подготовку к ЧМ-2018, нам в очередной раз выразили поддержку – проблем нет. Ключевая дата – 26 февраля, когда будет выбран новый президент ФИФА.

Каких-то угроз проведению ЧМ не существует. Наш чемпионат мира будет первым проектом обновленной ФИФА и поможет организации вернуть свое место.

ДОПИНГ

 

– Что можно сказать о ситуации с допингом?

– Это серьезнейшая тема, непростая. У нас тут общественно-государственная система управления. Государство поддерживает финансами, платит премии, покупает инвентарь. А в итоге, если результат есть – заслуга федерации. Нет – ответственность государства, то есть министерства.

Спорт застолбил в последние годы за собой понятие независимости и невмешательства. Сейчас это проблема всех спортивных министерств мира. Есть столько федераций, но они не всегда эффективно управляются.

 

Я когда стал министром, мы столько вложили в тяжелую атлетику – построили центры для подготовки, базы. Взяли всех на ставки, одеваем-обуваем, платим зарплаты и премии. Мы все делаем.

Надо, чтобы увеличивалась роль федераций. Мы так все радовались за Ловчева – он вернул стране мировой рекорд…

Тяжелоатлеты на чемпионат мира уехали абсолютно проверенными. Ну а что они делают на соревнованиях, сложно ответить.

 

С другой стороны, драматизировать проблемы допинга не надо. Это не проблема России, это проблема всего мира. Допинг – не наше изобретение, мы все знаем, откуда он пришел. Мы – огромная страна, мы – лучшие, поэтому с нас и спрос большой. Но мы сделали все, чтобы бороться с допингом.

Если смотреть на ситуацию в легкой атлетике, то там есть треугольник ВФЛА – ВАДА – ИААФ. И государство туда не вхоже. Допинг еще долго будет сопровождать мировой спорт. Но Россия – один из мировых лидеров, поэтому к нам такое пристальное внимание.

ХОККЕЙ

– В подготовке к ЧМ-2016 все идет по плану. Турнир будет проводиться в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге. Билетную программу уже запустили. В целом надеюсь, что все пройдет на хорошем уровне. Подготовка идет полным ходом.

– Интересно, что ИИХФ думает о чемпионате мира и Кубке мира? Есть шансы объединить эти два турнира, чтобы не делить престиж?

– Серьезная тема. Когда я ИИХФ за это критикую, Рене Фазель на меня немного обижается. А ведь чемпионат мира из-за Кубка становится второсортным с точки зрения престижа. НХЛ на него не обращает внимания. Во главу угла ставятся деньги. Соответственно, Кубок мира получает преимущество. Вообще, НХЛ и НБА не очень признают международные организации. Даже иногда на Олимпийских играх. Я считаю, желательно чемпионат мира и Кубок мира объединять.

Понимаете, некоторые лиги хотят стоять выше федераций. Но надо же расставлять приоритеты – первоочередной задаче должна быть подготовка сборной.

32