1993
Нападающий ЦСКА Олег Сергеев принес первую победу сборной России в турне по Америке.
Это турне сборной России по США пошло по прошлогоднему сценарию поездки команды СНГ, которая в конце января-92 со счетом 1:0 выиграла свой первый матч. Разница лишь в том, что повзрослевшая на год американская сборная из ученика превратилась в серьезного экзаменатора. Подготовку к игре с российскими футболистами команда США вела на своей новой базе в Мишн-Вьехо (штат Калифорния). "В последнее время я перестал любить пляжи, которые всегда в моем сознании ассоциировались с солнцем, маслом для загара и несколькими банками холодного пива. Сегодня мы по часу бегаем по вязкому песку, и это меньше всего напоминает мне пикник", – говорил перед игрой ветеран Брюс Мюррей, который в свои 26 лет провел уже 79 матчей за сборную – в этой встрече ему, правда, не довелось выйти на поле. "У нас наконец-то есть возможность работать профессионально. Футболисты живут вместе, ежедневно тренируются и регулярно проводят товарищеские матчи", – сказал тренер американцев Бора Милутинович.
Возможно, тяжелые тренировки – а занимаются американцы по 2-3 раза в день – не могли не сказаться на их игре. Несмотря на то, что у российской команды почти не было времени на акклиматизацию, выглядела она свежее и значительно превосходила соперников в скорости. Сказалось, правда, отсутствие игровой практики – завершающие удары были, как правильно, неточны. Что касается легионеров, то обе команды были в равном положении: Павел Садырин не призвал в команду никого из "иностранцев", а на приглашение Милутиновича откликнулся только нападающий Фрэнк Клопас из греческого АЕКа. Гол Олег Сергеев – единственный неспартакоцев в стартовом составе – забил, перебросив мяч через Тони Меолу после навесной передачи Дмитрия Радченко. Американцы действовали довольно робко и редко появлялись в штрафной Черчесова.
2002
Когда выступаешь так, как вчера ночью выступал Алексей Ягудин, никакие, даже самые предвзятые, судьи не поставят под сомнение твою победу. И никакие, даже самые оголтелые, журналисты и болельщики не потребуют отнять у тебя медаль. Высшая степень сложности, потрясающий артистизм и – максимальные оценки. Фантастический мировой рекорд на Олимпийских играх: никогда прежде фигурист-одиночник не получал от арбитров сразу четыре "шестерки"! И никогда прежде все девять судей не отдавали единогласно чемпиону первое место! Ягудин – единственный. И неповторимый.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Солт-Лейк-Сити
Четырнадцатое февраля... Алексей Ягудин ждал этого дня с особым трепетом. Дело вовсе не в том, что накануне его тренер Татьяна Тарасова отмечала особую дату: не только свой день рождения, но и тридцатилетие олимпийской тренерской карьеры, которая началась в Саппоро в 72-м. И уж тем более не Валентинов день был тому причиной. На Олимпийских играх - не до общих праздников. 14 февраля - день олимпийского финала в мужском одиночном катании.
Выступление Ягудина стало по-настоящему рекордным: ни один олимпийский чемпион не прыгал четыре оборота в сочетании с тройным и двойным прыжками. Ни один олимпийский чемпион не включал в программу два четверных (другой звездный ученик Тарасовой Илья Кулик в Нагано исполнил этот элемент лишь раз). Наконец, ни один олимпийский чемпион не получал от судей больше одной "шестерки". Последними, кто удостаивался такой оценки на Играх в Нагано, были Стойко и француз Филипп Канделоро. Ягудин же получил четыре высшие оценки. Описывать то, как он катался, бессмысленно. Оставалось лишь вспомнить слова, сказанные как-то Тарасовой: "Когда Леша катается так, как он может кататься, выиграть у него невозможно".
Собственно, этим блистательным со всех точек зрения прокатом Алексей расставил все точки и акценты. И дал понять всем, что ему совершенно наплевать, ошибся или нет Плющенко в короткой программе, какое количество четверных делает Гебель, есть ли в судейской бригаде "свой" арбитр... Счет по раскладу мест между ним и вторым призером оказался не 5:4 - как в дуэли с Евгением в финале "Гран-при", и не 6:3 - как в единоборстве с Абтом на чемпионате Европы в Лозанне, а 9:0! Чистая победа. Туше!
- Что сказала вам Татьяна Тарасова перед выходом на лед? - спросила я Алексея Ягудина, когда он появился в смешанной зоне после церемонии награждения.
- Что Тимоти Гебель сделал три четверных прыжка. И было бы неплохо, если я прыгну два, а не один. Тяжело ли это было? Очень. Комбинацию 4+3+2 я сделал в соревнованиях впервые в жизни. Мог бы остановиться на каскаде из двух прыжков, но подумал: если хватает сил и есть шанс попробовать, то почему бы не сделать тройной каскад?
- Падение Евгения Плющенко в короткой программе успокоило вас или добавило стресса?
- Немного успокоило. Однако сильнейший канадский фигурист Курт Браунинг как-то очень правильно сказал: "Короткой программой Олимпиаду выиграть нельзя. А проиграть можно". Я знал, что Игры - это не чемпионат мира или Европы. Это совершенно другие соревнования, на которых могут происходить невероятные вещи. И надо быть готовым ко всему.
- Для вас имело значение, с какими оценками выиграете?
- Если честно, да. Я даже слегка расстроился из-за того, что в короткой программе выступал в середине группы. Был бы последним, "шестерки" мог получить и там.
Когда в ожидании оценок, при слегка затянувшейся паузе, Тарасова, сидевшая рядом с Ягудиным в Kiss & Cry Corner, закрыла глаза, прижав к груди руки, и еле заметно перекрестившись побелевшими пальцами. Восьмая Олимпиада, седьмая золотая медаль. И каждый раз - это ожидание, на грани помешательства: как оценят твою работу и оценят ли? Потом она обессилено сидела в уголке зала для пресс-конференций и слушала, как Алексей Мишин, отвечая на чей-то вопрос, рассуждал о вкладе тренеров (и своем в том числе) в только что свершившуюся олимпийскую победу. Когда же заметил, что горд тем, что на пьедестале стоят два его ученика, Ягудин, не выдержав, взял микрофон: "Эта медаль принадлежит мне и Татьяне Тарасовой".
– Хочу задать встречный вопрос: что вы испытывали, когда Леша катал здесь короткую и произвольную программу? – спросила тренер во время разговора с обступившими ее журналистами.
- Мурашки по коже бегают.
- Вот вам и ответ. Это прежде всего хореография. Хотя не так давно я читала в российских газетах слова Алексея Николаевича Мишина о том, что хореография Ягудина - ужасна. Такие высказывания очень обидны для спортсмена и недостойны - для тренера, позволяющего себе так говорить о чужой работе.
2004
Вчера в матче "Ванкувер" - "Анахайм" Сергей Федоров, сделав две результативные передачи, обеспечил гостям победу – 2:1 и стал первым российским хоккеистом в истории НХЛ, достигшим отметки 1000 очков! Отметки, которая, по североамериканским традициям, отделяет хороших мастеров от великих. Таким образом, 34-летний серебряный призер Олимпиады-98 и бронзовый призер Олимпиады-2002 оказался первопроходцем в "Клубе 1000 российских бомбардиров", учрежденном "СЭ".
- Спасибо за внимание и поздравления, - начал интервью "СЭ" Федоров. - Признаюсь, все эти статистические выкладки, которыми так славится НХЛ, изучать не люблю. Но на сей раз повод для празднований действительно достойный: 1000 баллов - не шутка. В связи с этим хочу поздравить и "СЭ": идея создания "Клуба 1000" кажется мне очень интересной. В конце концов, чем мы хуже футболистов?!
- Мы собирались открыть клуб еще два месяца назад, когда Александр Могильный с 989 баллами находился в нескольких шагах от отметки "1000". Но он, как назло, получил серьезную травму и лег на операцию.
- Могу сказать только одно: извини, Саша! Если же серьезно, то я перешел дорогу своему лучшему заокеанскому другу. У нас с Могильным судьбы похожие - оба не просто уезжали еще из СССР, оба прорубали окно в НХЛ, оба, что называется, люди старой закваски.
***
Достижение Сергея Федорова подтолкнуло отдел хоккея "СЭ" к созданию "Клуба 1000" российских бомбардиров. Он ни в коем случае не перечеркивает предыдущих достижений, но отражает изменившуюся ситуацию. "Клуб 1000" создан для российских хоккеистов, которые после 1991 года играли (или играют) или в отечественном первенстве, или в НХЛ. Мы суммируем баллы (по системе "гол плюс пас"), набранные российскими хоккеистами как за клубы, так и за первую сборную. Открытие "Клуба 1000" мы приурочили к описанному достижению Федорова. При этом только в НХЛ и Кубке Стэнли, а также в национальной команде на счету 34-летнего форварда на тот момент было уже на 184 балла больше (163 он ранее набрал в плей-офф НХЛ и 20 - в составе сборной России). В итоге в таблице клуба появляются следующие разделы: очки в регулярных чемпионатах НХЛ, в плей-офф НХЛ, в суперлиге, в сборной России, в чемпионатах СССР, в сборной СССР и еврокубках.
Илья КОВАЛЬЧУК, форвард “Атланты”:
– Идея замечательная. Если у футболистов в "СЭ" есть "Клуб 100", то почему бы нам, хоккеистам, не иметь своего почетного общества? Очень рад за Сергея – заветный рубеж он покорил первым и, конечно, вошел в историю. Тысяча очков – это действительно высочайшая планка, понятно, что посредственному игроку до нее никогда не добраться. Мне с моими двумя сотнями очков о вступлении в "Клуб 1000" рано даже мечтать. Предстоит еще пахать и пахать.
Александр МОГИЛЬНЫЙ, форвард “Торонто”:
– После операции чувствую себя неплохо – и уже начал тренировки с командой. Думаю, через несколько недель смогу думать о покорении отметки "1000" и вступлении в клуб "СЭ".
Николай ХАБИБУЛИН, вратарь “Тампа-Бэй”:
– Отличная идея! Думаю, тысяча очков – тот рубеж, который отделяет великих хоккеистов от просто хороших. Вот только обидно, что мне, голкиперу, на вступление в клуб "СЭ" рассчитывать не приходится (смеется).
Сергей ГОНЧАР, защитник “Вашингтона”:
– Защитнику, согласитесь, набрать тысячу баллов значительно сложнее, чем нападающим. Может, в связи с этим организаторам ввести для нас, защитников, какой-то повышающий коэффициент?..
2009
Вчера на чемпионате мира по биатлону в Пьонгчанге разразился скандал. После гонки преследования у мужчин, которую первым закончил Оле Эйнар Бьорндален, а вторым – Максим Чудов, апелляционное жюри IBU признало, что норвежец срезал часть дистанции, и золотая медаль будет отдана россиянину. Но через два часа уже другое жюри отменило первое решение, вернув победу Бьорндалену.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Пьонгчанга
11-кратному чемпиону мира вменяли в вину, что он нарушил правила прохождения дистанции – срезал кусок трассы. По свидетельству очевидцев – а в том месте, где произошло нарушение, находились несколько российских журналистов и старший тренер мужской сборной России Владимир Аликин, – норвежец не сориентировался в разметке и обогнул небольшое заграждение не с той стороны, с которой предписывалось маршрутом. Следом за Бьорндаленом устремились Бергер и Ханеволд. Такой же маневр повторили те, кто стартовал под номерами с 9-го по 18-й. Им удалось сократить считанные метры, однако на этот счет в правилах четко прописан минутный штраф. В случае более серьезного нарушения – двухминутный.
Если бы речь шла не о Бьорндалене и не об историческом рекордном достижении, которого ждали все, подозреваю, что решение было бы принято незамедлительно. Но тут были свои сложности. Во-первых, протест подали русские. Во-вторых, удовлетворение этого протеста было чревато тем, что чемпионом мира станет Максим Чудов. На фоне общей антироссийской истерии, которая вроде бы улеглась после нашумевшей допинговой истории, но немедленно вспыхнула снова, было ясно, что Международный союз биатлонистов (IBU) ляжет костьми, чтобы не допустить российского триумфа.
Сам Чудов прореагировал на ситуацию достойно:
– Я финишировал вторым и, естественно, не могу считать себя сильнейшим. Но правила есть правила. Если спортсмен позволяет себе их нарушать, то должен быть готов к тому, что будет наказан.
2012
Вчера в первом матче 1/8 финала Лиги чемпионов "Зенит" на "Петровском" победил "Бенфику" – 3:2.
Дублем в составе хозяев отметился Роман Широков. На счету полузащитника – победный мяч на 89-й минуте игры, которая проходила при аншлаге и 10-градусном морозе. Гол Семака получился ни много ни мало гениальным, причем так можно отозваться о содеянном всеми тремя участниками результативной комбинации. Кержаков на правом фланге пяткой откинул мяч Быстрову, тот переправил его вдоль ворот – и Семак, также пяткой поразил ворота Артура, находясь к ним спиной! “Grandissimo gol!” – эта оценка, прозвучавшая сразу после матча в телевизионном флэш-интервью Лучано Спаллетти, в переводе не нуждается.
Сергей ЦИММЕРМАН из Санкт-Петербурга
Впечатлениями от победы "Зенита" над "Бенфикой" с "СЭ" поделился основной вратарь петербургской команды Вячеслав МАЛАФЕЕВ, не принявший участия в матче из-за травмы. Мы разговаривали трижды – до игры, в перерыве и по ее окончании.
После финального свистка на "Петровском" Вячеслав сказал:
– Игра получилась нервозной и моих ожиданий в итоге полностью не оправдала. Думал, что результат получится минимальным – как я уже говорил, на таком поле трудно созидать. Но в итоге игра получилась на удивление зрелищной и результативной. Очень позитивное начало года – победа в первом матче 1/8 финала Лиги чемпионов! Понятно, что это только первый шаг и еще будет ответный матч, но до него еще дней 20 и мы окажемся в это время в другой форме. Ведь нам есть в чем прибавить. Хотя и сегодня отмечу хорошую готовность, особенно на фоне "Бенфики", у которой сезон в разгаре. "Зенит" превзошел соперника, что доказывает и результат. Конечно, не могу не отметить игру Ромы Широкова. А ведь когда он написал еще со сбора в Италии, что пропустит дней 8 – 10, никто не ожидал, что он выйдет на поле в этом матче. Но получилось так, что стал его героем. Ну и Сергей Семак не только внес оживление в игру, но и забил такой нужный мяч. Да что там – все ребята молодцы: сыграли на морально – волевых по такой-то погоде.