2001
В вышедшем вчера, за 5 дней до матча Лиги чемпионов "Спартак" – "Бавария", в свет очередном номере журнала Kicker – одном из самых авторитетных футбольных изданий Европы – на второй полосе опубликована статья: "Тестируется Егор Титов". Рядом подзаголовок: "Бавария" интересуется капитаном Москвы".
Ефим ШАИНСКИЙ из Мюнхена
В статье Kicker приводятся слова президента мюнхенского клуба Франца Беккенбауэра, который говорит, что мюнхенский клуб "постоянно наблюдает за рынком". Напомнив, что недавно "Бавария" проявляла интерес к чеху Томашу Росицки, оказавшемуся в итоге в дортмундской "Боруссии", авторы статьи утверждают: теперь в поле зрения чемпионов Германии – Егор Титов. По мнению Kicker, капитан "Спартака", забивший в нынешнем розыгрыше Лиги уже 4 гола, острый и результативный полузащитник, обладающий к тому же качествами режиссера, чем напоминает Эффенберга. Приводятся и слова Торстена Финка, опекавшего лучшего футболиста России в недавнем матче в Мюнхене: "Титов дает четкие понятные пасы, но он не дриблер, как, например, Рауль". Вспоминая игру со спартаковцами на "Олимпиаштадионе", тот же Финк замечает: от Титова в этой встрече исходило немногое.
Kicker считает, что причина относительно неудачной игры спартаковца в Мюнхене состоит в следующем: Титов знал, что за ним пристально наблюдают баварские боссы, а потому был скован. Оказывается, еще на банкете перед матчем представители чемпионов Германии в разговорах со спартаковскими руководителями постоянно называли имя Титова. В связи с этим Kicker замечает: предположение Олега Романцева, что "Бавария" не проявляет интереса к этому превосходному игроку, не соответствует реальности. Состоится ли переход Титова, зависит, как всегда, от трансферной суммы, которая оценивается сейчас в 25 миллионов долларов, пишет германский журнал. Кроме того, Kicker сообщает, что приобрести Титова пытаются и два английских клуба. Как бы то ни было, известно: в "Баварии" уже сейчас задумываются о том, кто придет на смену Эффенбергу. Не исключено, что одним из кандидатов на пост дирижера мюнхенского клуба рассматривается Титов. В связи с этим Kicker сравнивает статистические показатели капитанов "Спартака" и "Баварии" в недавнем матче Лиги. Сравнение, увы, явно не в пользу более молодого москвича.
Когда тренера "Баварии" Оттмара Хитцфельда спросили о том, наблюдал ли он за Титовым особенно пристально в ходе матча в Мюнхене, наставник ответил в свойственном ему стиле: "Во время игры у меня было немало других забот. Вообще в "Спартаке" есть много футболистов, которые могли бы играть за "Баварию". А вот как прокомментировал "СЭ" переданную из Германии информацию технический директор "Спартака" Александр Шикунов: "Для нас это не новость. Титовым сейчас интересуются многие европейские клубы. Когда мы с Юрием Заварзиным недавно были в Швейцарии на совещании УЕФА по реформе трансферной системы, то даже там к нам подходили представители различных клубов. Позиция "Спартака" насчет Титова следующая: до окончания нынешнего розыгрыша Лиги чемпионов никаких официальных переговоров относительно его продажи мы не ведем".
2004
Вчера губернатор Московской области Борис Громов принял отставку Олега Романцева с поста главного тренера "Сатурна"
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Слухи об отставке Олега Романцева витали в воздухе уже несколько дней. Вчера они подтвердились: Романцев написал заявление об уходе (такова корректная официальная версия размолвки) меньше, чем за месяц до старта нового чемпионата. И каким бы громким этот уход ни казался, он был предсказуемым. Дело, скорее всего, не в разболевшейся ноге Олега Ивановича, а в том, что предсезонная подготовка "Сатурна" была какой-то очень уж странной. Впрочем, взгляд со стороны не позволял судить о происходящем слишком категорично. Но теперь есть все основания предположить: тренера Романцева не понимали не только сторонние наблюдатели, но и клубное начальство. И дело не только в его необъяснимых кадровых решениях. Одержимость Романцева на тренировках плохо сочеталась с периодами его "заблокированности" и недоступности, которые длились, говорят, по нескольку дней. А романцевская замкнутость (вам, мол, не понять того, что знаю я) в какой-то момент, не исключено, показалась хозяевам клуба обычной неадекватностью.
Олег Романцев - символ российского футбола 90-х годов. Это определение подходит для него как нельзя лучше. Не только из-за титулов и регалий (хотя из-за них, разумеется, в первую очередь). Воплощением эпохи в футболе стали методы работы и линия поведения Романцева. Он стал для "Спартака" всем - базисом и надстройкой, залогом успехов и стабильности, диктатором и движущей силой. А для российского футбола - эталоном тренера-творца и тренера-президента в одном лице. Чемпионские титулы и удачи в еврокубках задумывались и рождались им с невероятной стабильностью. Кому-то могло даже показаться - с легкостью. Но только сам Романцев ощущал их истинную цену. Пропуская через себя каждую из побед, он со временем перестал замечать, как футбольная жизнь иссушает его душу. И уходит вперед, оставляя тренера наедине со своим прошлым.
Из "Спартака", не забудем, он уходил не только опальным гением, а еще и тренером, проигравшим чемпионат и провалившим Лигу чемпионов, а потому в "Сатурне" должен был заново, как это для него ни парадоксально звучит, доказывать свою состоятельность, стартовать с нуля - с четких и адекватных шагов. А с этим у Романцева в "Сатурне" сразу возникли очевидные проблемы - и на исходе чемпионата, а затем и в межсезонье. Он в очередной раз не захотел или не смог меняться. Как не хотел или не мог, когда готовил сборную к поездке в Японию. Когда уникальным образом убирал из "Спартака" лидеров, не имея им равноценной замены (некоторые пробоины от тех решений не залатаны у красно-белых до сих пор). Когда, теряя контакт с игроками, не стремился обрести его вновь, веруя в превосходство хирургии над терапией. В какой-то момент знаменитый тарасовский совет научиться "резать мясо" превратился для Романцева едва ли не в единственное средство управления командой. И даже нашествие тренеров-иностранцев в Россию не подвигло его на переосмысление пройденного. Будет трагично, если великий некогда тренер вновь не обретет себя, если не поймет, что символы и громкие имена команды не тренируют, - и превратится из героя в изгоя. Похоже, Олегу Романцеву это еще предстоит понять.
2006
Плющенко выиграл. Возможно, это была самая заслуженная и самая предсказуемая победа всей Олимпиады. А еще – самая красивая, ведь творил ее истинный гений!
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Турина
В течение полутора суток, что отделяли мужской финал от короткой программы, о Плющенко было написано, пожалуй, больше, чем за всю его предыдущую жизнь. Хотя, казалось бы, что здесь вообще обсуждать? Какие могли возникнуть иллюзии при десяти баллах преимущества, которые обеспечил себе трехкратный чемпион мира? Ведь правильно сказал после своего проката чемпион США Джонни Вейр: даже если Плющенко в произвольной программе упадет три раза, не факт, что выиграть золото сумеет кто-то другой. Но именно эта, со всех сторон беспроигрышная для россиянина ситуация и заставляла наблюдателей возвращаться к событиям вторника снова и снова. Словно было что-то категорически неправильное в самом факте столь убийственного превосходства Плющенко.
– Я видел, как катался Плющенко, – сказал после короткой программы экс-чемпион Европы Бриан Жубер. – Он замечательно выполнил в каскаде четверной прыжок, но сам каскад получился недостаточно чистым. Выставлять за такую программу 90 с лишним баллов – это слишком.
Мне кажется, что судьи просто первыми поняли то, что стало очевидно для остальных лишь после завершения финала. В лице Плющенко мир фигурного катания обрел не просто выдающегося спортсмена, но гения. А гениальность нельзя отразить никакими баллами. Сколько не дай – все равно будет недостаточно. Удел таких спортсменов (равно как и всех одаренных людей) – постоянно находиться под прицелом пристального внимания. Им несвойственно идти к цели проторенными путями. Хотя поиски новых дорог далеко не всегда увенчиваются успехом с первой попытки. К тому же сам факт появления личности, столь щедро отмеченной божьей искрой, всегда вызывает дикую, хотя зачастую завуалированную ревность со стороны тех, кто считает себя не менее талантливым.
– Плющенко катается, словно плотник, который строит дом, – прокомментировал программу российского лидера выдающийся в прошлом фигурист пятикратный чемпион мира Курт Браунинг. – Он устанавливает каркас и обшивает его досками, заколачивая гвозди тут и там. В то время как Джонни Вейр и Стефан Ламбьель выглядят скорее как художники, расписывающие свои дома самыми разными красками.
Слова Браунинга можно интерпретировать и по-другому: Плющенко – совсем другой. Не такой, как все. У кого-то вызывает нетерпимость, а у кого-то, напротив, восторг. Тоже, кстати, свойство гениев. В любом другом виде спорта никого, как правило, не волнует, как именно победил тот или иной чемпион. Демонстрировал ли он на дистанции образцовую технику, либо несся к финишу враскорячку на полусогнутых ногах. И какой при этом показал результат. Главное – чтобы прибежал первым. И уж тем более не его проблемы, если соперники за спиной по какой-то причине сходили с дистанции. Фигурное катание – совсем другое дело. От чемпиона требуют всего сразу. Самых лучших постановок и наиболее изысканных костюмов. Суперсложной программы и безупречного ее исполнения.
Главная задача, которая стояла перед Плющенко в Турине, была проста – выиграть любой ценой! Самый короткий путь к этому мог бы заключаться в том, чтобы просто-напросто выбросить из произвольной программы наиболее сложные составляющие – как за ненадобностью выбросил свой четверной в Лиллехаммере Алексей Урманов. Но была одна тонкость: стартовый номер. Урманов катался после всех потенциальных соперников, в то время как Плющенко предстояло вчера открывать выступления сильнейшей группы. И потому, как считали многие, Евгений обязан был, несмотря на солидный отрыв, идти ва-банк. Он не стал этого делать. Верх сложности был ограничен каскадом 4+3+2. Все остальное Плющенко выполнил до такой степени осторожно, что было ясно: такова установка тренера. Ни грамма риска. Ни одного движения, которое могло оказаться чревато ошибкой.
Неточность случилась лишь одна – двойной сальхов вместо тройного в самом конце программы. Но это не имело уже ровным счетом никакого значения. На золото хватило с лихвой. А еще – на невероятный мировой рекорд. По сумме двух программ Евгений набрал 258,33 (прежнее достижение принадлежало ему же – 251,75 и было установлено в финале "Гран-при"-2004 в Пекине).