1993
В воскресенье, 21 февраля, на турнире "Звезды шеста" в Донецке Сергей Бубка установил 34-й мировой рекорд.
Юрий ЮРИС из Донецка
Очевидная предсказуемость спортивного сюжета – в отличие от книжного или киношного – не обязательно делает его неинтересным. Штурмуя приступом донецкий дворец спорта "Дружба", под своды которого раз в год слетаются звезды шеста, болельщики заранее знают, чем кончится дело, – а все равно ведь штурмуют. Прежде всего, разумеется, идут "на Бубку". Сергей, как обычно, начал с высоты 5,70 и покорил ее в общем-то играючи. Мировой рекордсмен пропустил 5,80, а потом 5,90 он вдруг дважды сбил, поставив себя, как это уже случалось не раз, на грань поражения. Но Бубка есть Бубка. Он умеет выкрутиться из самой щекотливой ситуации. Зал от неожиданности оцепенел и затих, когда Сергей вышел на третью попытку. А через минуту-другую болельщики увидели самый необычный, возможно, прыжок во всей спортивной карьере Бубки.
Представьте: хорошо разбежавшись и попав в толчок, спортсмен высоко вылетел над планкой, перелетел через нее, однако в последний момент задел ее корпусом, сориентировался в воздухе и успел рукой вернуть на место готовую похоронить все надежды "предательницу". Если Марадоне в одной памятной щекотливой ситуации помогла якобы "рука Божья", то Бубке – собственная рука, поскольку в противоречие с правилами в отличие от хитрована-аргентинца мировой рекордсмен не вошел: планку ведь разрешается попридержать рукой и, скажем, у француза Тьери Виньерона этот приемчик просто фирменный. В общем, выпутавшись из нештатной ситуации, Бубка успокоился и после отдыха уже в ранге победителя соревнований заказал 6,15. Снова поинтриговал зрителей, доведя дело до "последнего решающего", чтобы в концовке – в знак свершившегося – брызгами из откупоренной тут же бутылки шампанского окатить восторженную толпу, высыпавшую на арену.
– Что поделаешь, нервы, – сказал Бубка о шести использованных попытках на 5,90 и 6,15. – Я прекрасно готов физически, а вот в психологическом плане восстановиться после рекорда в Льевене (6,14 за восемь дней до этого. – Прим. "СЭ"), видимо, все-таки не успел. В какой0то момент возникло жутко неприятное чувство "барселонского синдрома" (чемпион Сеула-1988 выбыл из борьбы на Олимпиаде-1992 после трех попыток – 5,70, 5,70 и 5,75. – Прим. "СЭ"). Если верить собственным ощущениям, уже первая попытка на 6,15 была достаточно хороша, однако я перестраховался и взял слишком мягкий для такой высоты шест. На вопрос, доволен ли своим рекордным полетом над планкой, отвечу, когда посмотрю видеозапись. Рекордные прыжки почти никогда не бывают технически идеальными. Думаю, с шестом вполне реально прыгнуть на 6,30 – 6,40. Шесты, от которых мы очень зависим, наверняка будут совершенствоваться. Но это уже высоты не моего, а следующего поколения прыгунов. Лично я, если доберусь до 6,20, то с чистым сердцем посчитаю, что не зря провел в секторе все эти годы.
1998
Остается только удивляться, что страна, в которой даже нет закона о спорте, а сам спорт брошен на произвол судьбы, столь достойно выступила на последних Играх XX века и завоевала 9 золотых медалей в трех зимних дисциплинах из 14. Поэтому мы вправе сказать сегодня:
Лариса ЛАЗУТИНА – героиня Игр. 5 олимпийских медалей, из них 3 – золотые: в лыжных гонках на 5 и 10 км, а также в эстафете. Абсолютный рекорд Нагано!
Галина КУКЛЕВА, олимпийская чемпионка в биатлоне на дистанции 7,5 км.
Ольга ДАНИЛОВА, олимпийская чемпионка в лыжной гонке на 15 км.
Юлия ЧЕПАЛОВА, олимпийская чемпионка в лыжной гонке на 30 км.
Илья КУЛИК, олимпийский чемпион в фигурном катании среди мужчин.
Оксана КАЗАКОВА и Артур ДМИТРИЕВ, олимпийские чемпионы в парном катании.
Оксана (Паша) ГРИЩУК и Евгений ПЛАТОВ, олимпийские чемпионы в танцах на льду.
Все медали Нагано-1998. 1. Германия – 12 золотых, 9 серебряных, 8 бронзовых, всего – 29. 2. Норвегия – 10, 10, 5, 25. 3. РОССИЯ – 9, 6, 3, 18. 4. Канада – 6, 5, 4, 15. 5. США – 6, 3, 4, 13...
Нас еще долго не покинет грусть от обидного поражения в финале. Но давайте вспомним: американские эксперты прочили на Олимпиаде провал России и триумф США и Канады. И с чем уехали домой Халл и Гретцки? А наши, объединившись в Команду, выиграли пять матчей из шести, дошли до финала, забросили больше всех шайб, а капитан сборной Павел Буре был признан лучшим форвардом олимпийского турнира. Разве такая команда не достойна уважения?
Игорь РАБИНЕР из Нагано
Россия проиграла. Но не будем обвинять наших игроков во всех смертных грехах, исходя только из цифр на табло финального матча. Они, игроки, этого не заслуживают. Они сделали все, что было в их силах. Ни один человек не имеет права обвинить их в недостатке самоотдачи, сплоченности и патриотизма. Более того – многие уверены, что у России никогда прежде не было столь сплоченной, единой и дружной команды. А это и есть самое главное. Главнее даже, чем цвет завоеванных медалей. Помните об этом, уважаемые болельщики. Ваша досада понятна и объяснима, но постарайтесь понять – перед этими двадцатью тремя парнями нужно снять шляпу. Они доказали всему миру, а что еще важнее – всей России, что наши хоккеисты, выступающие за океаном, в главном остались такими же, какими были до отъезда. Людьми, готовыми отдать все в ледовой борьбе за честь своей родины. До сих пор было иначе. Андрей Трефилов говорил мне: "После Кубка мира все люди думали, что мы изменились в худшую сторону, и имели для этого основания. Мы хотим доказать, что это не так". И они доказали. А то, что проиграли... Так ведь это просто игра. В которой из двух достойных один обязательно уступает.
Чехам хватило одного гола. Хотя в первом периоде – единственном в этом матче, когда россияне имели преимущество, – казалось, что нашим удастся-таки пробить Гашека. То Яшин с Каменским выходили "два в один", Каменский наносил мощный бросок – и Гашек, распластавшись в своем стиле по льду, отражал шайбу. То Житник делал щелчок, а Гашека наши грамотно прикрывали на "пятачке" – но он все равно отражал. То во время самой сумасшедшей смены Доминатор сначала взял молниеносный кистевой бросок Буре-старшего, затем выбил шайбу у Жамнова, получавшего великолепный пас от того же Буре, и в конце концов среагировал на очередной выстрел Русской Ракеты. Ну а самый шедевр в исполнении Гашека случился под конец первого периода. Яшин из-за ворот отдавал пас одиноко накатывавшемуся на ворота Федорову. Забить тому не смогло бы помешать уже ничто. Но Доминик молниеносно положил на лед клюшку, и шайба, задев ее, заскользила в другом направлении.
Вообще же представление, что сборная Чехии – это команда одного только Гашека, – крайне упрощенное. Ее хоккей – это результат колоссальной игровой дисциплины, построенной на знаменитом "капкане", мало чем отличающемся от того, в который играет "Нью-Джерси Дэвилз" – каждую атаку соперников уже откатившаяся пятерка встречает в средней зоне, и дать отрезающий всю защиту пас становится невозможно. А потому и до вратаря шайба доходит не слишком часто. На Гашека приходится не так уж и много нагрузки – большую ее часть "съедают" чешские защитники и форварды, помогающие обороне. Вот почему до игры, несмотря на суперзвездный полуфинал, многие специалисты не слишком высоко расценивали шансы Павла Буре забить в финале, поскольку в матче против финнов он трижды забил, чисто выкатываясь один на один с вратарем. Но для этого необходимо, чтобы кто-то из защитников ошибся, а другие были не способны его подстраховать. Если первое в случае с Чехией теоретически возможно, потому что даже чешский защитник – тоже живой человек, то второе – исключено. Каждый из остальных четырех хоккеистов команды окажется на своем месте, и выход один на один все равно допущен не будет. Поэтому-то нашим, обладающим высокой скоростью и обожающим оперативный простор, так неприятен и неудобен чешский стиль. В игре со взаимными атаками, как было с финнами и было бы с канадцами, наши чувствуют себя как рыба в воде, а чехи, наглухо перекрывающие все желобки к своим воротам, как будто выбрасывают эту самую рыбу на сушу.
В третьем периоде дела нашей сборной пошли еще хуже. На двух попаданиях в штангу ворот Шталенкова запас удачи все-таки закончился. Ягр угодил в каркас во втором периоде, в третьем – Беранек. А спустя несколько секунд, сразу же после очередного вбрасывания, состоялся роковой гол. Патера выиграл соперничество у Яшина, отбросил шайбу чуть назад Прохазке, тот – еще назад защитнику Свободе. Когда наносился бросок, Шталенков был закрыт кем-то из чешских форвардов, с которым боролся Коваленко, – и шайба влетела в дальнюю "девятку". Юрзинов сделал все, что мог. На ходу усилил звенья, взял тайм-аут. Но ничего не помогало – чехи, как и ожидалось, после гола "закрылись" окончательно. А везение, которое только и могло бы помочь нашим в этой ситуации, так и не пришло. Чешская сборная победила. И надо признать – победила по делу. Не случайно в двух предыдущих раундах плей-офф она последовательно выбила сборные США и Канады. В финале она была немного сильнее – и ей досталось олимпийское золото. Золото, которое сборная Чехии до сих пор не выигрывала ни разу.
Но ведь и серебро – это не так плохо. Конечно, когда только что у тебя был такой шанс выиграть золото, это трудно понять – однако занять второе место на таком турнире могла только великолепная команда. Вот что сказал мне менеджер сборной Алексей Касатонов: "Главным козырем наших сборных 50-х – 80-х годов была сыгранность и совместная подготовка. Люди месяцами готовились вместе, в том числе летом, и за годы работы невозможно было не научиться понимать друг друга с полувзгляда. А у этой команды этого главного козыря как раз и не было – она играла с листа. То, чего команда достигла, совершилось благодаря духу и характеру ребят. Каждый из них заслуживает самых теплых слов". Прощаясь, все хоккеисты сборной России сказали Юрзинову, что в будущем он всегда может на них рассчитывать.
2006
Победой сборной России – 2:0 – завершился невероятный по драматизму, напряжению и красоте матч с Канадой, в котором Евгений Набоков защищал наши ворота, как Владислав Третьяк, а 20-летний Александр Овечкин забил самый важный российский гол за последние годы.
Игорь РАБИНЕР, Павел СТРИЖЕВСКИЙ из Турина
Это было ровно 50 лет назад, в феврале 1956-го. Впервые зимняя Олимпиада проводилась в Италии, в Кортина д'Ампеццо. Впервые на ее хоккейном турнире выступала сборная СССР. Никто не знал, чего от нее ждать. Узнали. Советский Союз выиграл золото и прервал многолетнюю олимпийскую гегемонию Канады. В решающем очном матче, оказавшемся для "Кленовых Листьев" последним на Играх, Всеволод Бобров и его товарищи победили – 2:0. Ворота проигравших защищал голкипер по фамилии Бродер. Отец Мартина Бродера – Деннис. Вчера мы мучительно считали бесконечно тянувшиеся часы до начала суперматча – и искали, и находили какие-то почти мистические аналогии, которые обязательно должны помочь нам победить. Полвека – месяц в месяц! – спустя. Та же страна. Те же соперники. Вновь Канада – действующий олимпийский чемпион... И другие выкладки для поднятия настроения мы тоже находили. Через четыре года после Кортина д'Ампеццо, в Скво-Вэлли-60, наша сборная дала-таки еще разок "Кленовым Листьям" почувствовать вкус победы над русскими – и все. С 28 февраля 1960 года, когда Юрий Гагарин еще не полетел в космос, мы Канаде на Олимпиадах в хоккей не проигрывали. 46 лет не проигрывали, вдумайтесь только! 33:11 – такова разность шайб в нашу пользу за последние семь победных матчей. Это ли не было поводом для надежды?
Илья Ковальчук появился на свет спустя 23 года после поражения в Скво-Вэлли и спустя 11 лет после легендарной суперсерии-72. Тем не менее для него, живущего уже совсем в другие времена, противостояние России и Канады звучит столь же завораживающе, как и для людей прежних поколений. После матча Россия – США на стадионе Palasport Olimpico он говорил нам: "Я смотрел на видеокассетах матчи суперсерии-72 и не мог оторваться. С того времени во мне твердо сидит, что Россия – Канада – это не просто хоккейный матч, а нечто большее. Схватка двух стран, битва двух гигантов. Будет очень интересно. Правда, самому мне доводилось играть против канадцев на чемпионатах мира три раза – и все три мы проиграли. Что ж, будем ломать статистику". Занятно было наблюдать за мимикой и поведением наших, когда их спрашивали о четвертьфинале. Ковальчук – это непроницаемое лицо и жесткие высказывания. Безмятежно – хоть не верь глазам своим! – улыбался Владимир Крикунов, и это была не маска. Такое изобразить невозможно. Кажется, этому человеку действительно неведомо чувство страха. "Да ладно, чего волноваться-то?" – успокаивал нас главный тренер сборной. Как, глядя на это, хотелось верить в верность репортерского штампа, что моральное состояние передается от тренера к игрокам. Александр Овечкин – та же уверенность в себе, но какая-то веселая, задорная. "Будет настоящая битва!" – восклицал юный снайпер, и у него загорались глаза.
По поведению Набокова невозможно было представить, что его ждет, вполне вероятно, самая важная игра в жизни. С широкой улыбкой он отвечал на вопросы и наших, и североамериканских журналистов. "Слово "Канада", конечно, звучит для нас особо. Это самый серьезный раздражитель. Но когда проигравший вылетает, не важно, кто соперник. Нам нельзя забывать, что мы должны играть в наш комбинационный хоккей. И еще – быть дисциплинированными. Думаю, дисциплина решит многое". И еще многое должен был решить характер. Умение сыграть через не могу которое некоторые наши хоккеисты демонстрировали всю Олимпиаду. В матче с США мы обратили внимание, что на вбрасывания идет не центрфорвард первого звена Павел Дацюк, а правый крайний Алексей Ковалев. Было известно, что за день до этого Дацюк не участвовал в тренировке. Что случилось? Крикунов после матча сказал российским пишущим журналистам, что у Дацюка – перелом пальца и играет он на обезболивающих лекарствах. Но сомнений, что выйдет против Канады, нет. Такой Дацюк человек. Чуть позже нам стали известны подробности. У нападающего "Детройта" сломана фаланга мизинца, причем травму эту он получил еще в НХЛ, в одном из последних матчей перед Олимпиадой! Но никому ничего не говорил, чтобы не проехать мимо Игр. И при этом Дацюк показал в течение группового турнира замечательную игру, забил гол и сделал семь результативных передач!
Ажиотаж перед матчем был чудовищный. Подогрело его то, что он проводился не в 12-тысячном Palasport Olimpico, а в шеститысячном Torino Esposlzioni. Как только стал известен состав нашей четвертьфинальной пары, резко активизировались граждане, которые в Америке известны как "скальперы". Один из хоккейных агентов (их, в отличие от Солт-Лейк-Сити, в Италии никто не стал селить в отдельный отель – каждый решает свои проблемы сам) пожаловался, что ему пришлось покупать билет у спекулянта за 120 евро – и то после жесткой торговли. А его менее терпеливым приятелям, наткнувшимся на того же барыгу несколько минут спустя, пришлось выложить по 200 евро. Вячеслав Фетисов, Павел Буре, Владислав Третьяк, Шамиль Тарпищев, Майк Кинэн, Андрей Шевченко, первый вице-премьер России Александр Жуков – вот лишь небольшая часть VIP-персон, которых можно было разглядеть на трибунах Torino Esposlzioni перед началом и во время матча. "КОГДА, ЕСЛИ НЕ СЕЙЧАС?" – продублировали внушительным баннером вчерашнюю шапку "СЭ" российские болельщики, расположившиеся по самому центру. И правда, когда? Стартовый период принес обнадеживающее ощущение, что шансов в этой схватке у нас как минимум не меньше, но из-за нулей на табло тревожно ныла душа.
Если перед вторым периодом преобладал оптимизм, то перед третьим – что-то среднее между ним и тревогой. Вроде бы и атаковали, и бросали наши больше, но два самых острых момента до второго перерыва создали канадцы, причем в тот момент, когда Россия играла в большинстве. Слава Богу, не дрогнул Набоков. Но как же перехитрить неуязвимого Бродера? Кто может знать это лучше, чем его одноклубник по "Нью-Джерси" Виктор Козлов! В самом начале третьего периода удалили Бертуцци – и состоялось-таки то, чего мы так ждали. Козлов, выезжая из-за ворот, серией финтов закружил голову Пронгеру и Доану, после чего изумительно вложил шайбу в крюк Овечкину. И юный снайпер метнул ее под перекладину с такой яростью, что никакой Бродер уже не мог помочь. 1:0! Нам еще предстояло пережить четыре адские минуты в меньшинстве, когда вертелся, как юла, и спасал ворота Набоков. Трудно представить, что в эти секунды чувствовал его наставник и предшественник Владислав Третьяк, комментировавший этот матч. Быть может, гордился, что его 20-й номер попал в надежные руки? И предстояло еще вскрикнуть от досады, когда Козлов – вновь Козлов! – выцарапал шайбу у двух канадцев, но после его паса Овечкин не попал по шайбе. И замереть от ужаса, когда за 3.08 до конца Даниил Марков срубил Торнтона и получил две минуты. И вздохнуть с облегчением, когда судья Ларю развел руками, не засчитывая шайбу затолканную канадцами после свистка. И, сжав кулаки, смотреть, как лежащий Набоков не позволяет забить Хитли. На последней минуте Дацюк (со сломанным пальцем!) дважды выиграл вбрасывания в своей зоне, а Ковалев отнял шайбу у Пронгера, заставив того сфолить. И тут же капитан сборной в упор расстрелял Бродера, и Павел Буре на трибуне в восторге запрокинул голову куда-то далеко за спину. Финальный свисток Набоков встречал на одном колене. Мы выиграли, выиграли, выиграли у Канады! И теперь нам на этой Олимпиаде никто не страшен.