27 апреля 2016, 00:25

Кафельников - на вершине. "Спартак" - без Старкова

14 августа "СЭ" исполнится 25 лет. В рамках юбилейной рубрики "Спорт-Эхо", в которой мы публикуем отрывки наиболее ярких материалов нашего издания за четверть века, листаем подшивку за 27 апреля.
Этот день в истории на страницах "СЭ" в разные годы – это историческое восхождение Евгения Кафельникова на вершину мирового рейтинга в 1999-м,"дело о марихуане" Сергея Зиновьева в 2004-м и отставка Александра Старкова из "Спартака" в 2006-м.

1999

1999 год. Евгений КАФЕЛЬНИКОВ. Фото Андрей ГОЛОВАНОВ и Сергей КИВРИН
1999 год. Евгений КАФЕЛЬНИКОВ. Фото Андрей ГОЛОВАНОВ и Сергей КИВРИН

Россия ждала этого 100 лет!
Евгений Кафельников – первая ракетка мира

Вчера Ассоциация теннисистов-профессионалов официально подтвердила то, о чем "СЭ" накануне сообщил первым в мире. В следующий понедельник, 3 мая, наш соотечественник Евгений Кафельников поднимется на высшую строчку в мировой классификации. Российский теннис, которому около 100 лет, шел к этому целый век!

Евгений ФЕДЯКОВ

Превзойти футбольную сборную Бразилии в ее сильнейшем составе способны лишь несколько команд, канадских НХЛовцев – единицы, звезды НБА вообще не знают себе равных. Профессиональный мужской теннис – спорт высочайшей конкуренции. Победить первую ракетку мира может любой соперник из первой рейтинговой сотни – настолько много в мире сильных теннисистов, равных по классу. Но стать среди них первым – удел великих. Поэтому то, что совершил Кафельников, – великое достижение и его самого, и всей России. Еще в начале карьеры он говорил: "Мечтаю когда-нибудь сказать своим детям, что их отец был лучшим теннисистом мира. Хотя бы в течение одной недели". Сколько суждено царствовать Евгению Первому и чем ответят в ближайшее время американец Пит Сампрас и другие конкуренты? Господи, да какая разница! В ожидании великих побед мы устали мечтать о будущем. А как хочется хотя бы немного пожить настоящим. Задумавшись на минуту, почувствуйте разницу: русский теннисист не десятый, не третий и даже не второй, а – ЛУЧШИЙ В МИРЕ!!! Вы уже поверили в это? Я еще нет.

1994 год. Евгений КАФЕЛЬНИКОВ. Фото Дмитрий СОЛНЦЕВ
1994 год. Евгений КАФЕЛЬНИКОВ. Фото Дмитрий СОЛНЦЕВ

ОТ ПЕРВОГО МАТЧА ДО ПЕРВОЙ РАКЕТКИ

Июль 1992 года. 1-й матч на турнирах АТР Tour. Сан-Марино. 1/16. Рональд Аженор (Гаити) – Кафельников – 6:1, 6:2. Ноябрь 1992 года. 1-я победа на турниpax АТР Тоur. Москва. 1/16. Кафельников – Маркос Горрис (Испания) – 6:4, 7:6.
Апрель 1993 года. 1-я победа над соперником из десятки лучших АТР Tour. Барселона. 1/8. Кафельников – Михаэль Штих (Германия) – 4:6, 6:3, 6:3. Май 1993 года. 1-я победа на турнирах "Большого шлема". Париж. "Ролан Гаррос". 1/64. Кафельников – Кароль Кучера (Словакия) – 6:3, 6:4, 6:4. 29 ноября 1993 года. 98-я ракетка мира.
Январь 1994 года. 1-й титул на турнирах АТР Tour. Аделаида. Финал. Кафельников – Александр Волков (Россия) – 6:4,6:3. 28 февраля 1994 года. 45-я ракетка мира. 8 мая 1994 года. 19-я ракетка мира.
30 января 1995 года. 10-я ракетка мира. 10 апреля 1995 года. 5-я ракетка мира.
9 июня 1996 года. 1-й титул на турнирах "Большого шлема". Париж. "Ролан Гаррос". Финал. Кафельников – Штих – 7:6, 7:5, 7:6. 4 ноября 1996 года. 3-я ракетка мира.
31 января 1999 года. 2-й титул на турнирах "Большого шлема". Мельбурн. Australian Open. Финал. Кафельников – Томас Энквист (Швеция) – 4:6, 6:0, 6:3, 7:6. 15 февраля 1999 года. 2-я ракетка мира. 3 мая 1999 года. 1-я ракетка мира.

1999 год. Евгений КАФЕЛЬНИКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
1999 год. Евгений КАФЕЛЬНИКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

С тех пор как в 1973 году впервые была опубликована официальная мужская мировая классификация, Кафельников является всего лишь третьим после румына Илие Настасе и чеха Ивана Лендла теннисистом из Восточной Европы, которому удалось завоевать теннисную корону. Всего же до россиянина на первом месте рейтинга АТР находились 15 человек – 8 европейцев, 5 американцев, один австралиец и один южноамериканец.
3 мая 1999 года Кафельникову будет 25 лет, 2 месяца и 15 дней. Он оказался одним из самых опытных теннисистов, впервые поднявшихся на вершину. Старше него были только 1-й, 2-й и 13-й теннисные короли – Настасе (27 лет, 1 месяц, 4 дня), австралиец Джон Ньюкомб (30 лет, 11 дней) и австриец Томас Мустер (28 лет, 4 месяца, 4 дня). Самым молодым же пока является американец Джон Макинрой (21 год, 16 дней).
Никому из 15 предыдущих теннисных королей не удавалось впервые стать лучшим в мае. Чаще всего – по три раза – это случалось в феврале, марте и августе.
Сегодня в активе Кафельникова 19 титулов в одиночном разряде. Из 15 первых ракеток мира меньше только у Марсело Риоса (12) и Карлоса Мойи (5). Однако все эти игроки еще далеки от завершения своей карьеры. Рекордсменом всех времен по числу турнирных побед является американец Джимми Коннорс – 109 титулов.
Успех Кафельникова поставил под сомнение возможность установления Питом Сампрасом его очередного уникального рекорда. Иван Лендл в общей сложности продержался на первом месте 270 недель, Сампрас же с учетом нынешней – 267. То есть американцу, безоговорочному лидеру последних шести лет, может не хватить всего одного месяца.

2004

20 апреля 2004 года. Шереметьево-2. Нападающий "Ак Барса" Сергей ЗИНОВЬЕВ (второй справа), отправляясь на чемпионат мира вместе с Максимом АФИНОГЕНОВЫМ и Ильей КОВАЛЬЧУКОМ (в центре), и предположить не мог, что спустя сутки ему придется вернуться домой. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
20 апреля 2004 года. Шереметьево-2. Нападающий "Ак Барса" Сергей ЗИНОВЬЕВ (второй справа), отправляясь на чемпионат мира вместе с Максимом АФИНОГЕНОВЫМ и Ильей КОВАЛЬЧУКОМ (в центре), и предположить не мог, что спустя сутки ему придется вернуться домой. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Дело о марихуане.
Сборная играет по-честному

"СЭ" -о выводе хоккеиста Сергея Зиновьева из состава сборной России перед стартом чемпионата мира

Слава МАЛАМУД из Остравы

Иногда складывается впечатление, что без скандалов мы просто жить не можем – столько их было в нашем спорте в последние годы. Вот и теперь, не успела российская сборная сыграть первый матч на чемпионате мира, как появился слух о том, что не приехавший в Чехию Сергей Зиновьев отчислен из команды за курение марихуаны. И тут же – ко всеобщему удивлению! – пришло официальное подтверждение: о результатах теста Зиновьева объявила сама наша федерация, и она же приняла решение не посылать игрока на чемпионат. Конечно же, история с марихуаной сама по себе неприятна и чести нам не прибавляет. Я пишу эту заметку в пресс-центре остравского стадиона, где тему Зиновьева сейчас обсуждают как минимум на шести языках, включая японский. Нам, российским журналистам, не слишком нравится это слушать. Хотелось бы, чтобы после матча с датчанами о нашей сборной говорили с упоминанием имен Яшина, Овечкина и Сушинского. Но раз уж на то пошло, раз уж молодой человек Сергей Зиновьев сделал глупость и подвел команду, пусть лучше об этом узнают именно так. Ведь во всех разноязычных сводках новостей, которые сейчас изучают мои коллеги, ясно написано: российская сторона сама разгласила результаты тестов и сама приняла дисциплинарные меры к Зиновьеву.

На самом деле всерьез назвать эту историю допинг-скандалом нельзя. Хотя бы потому, что марихуана – по большому счету не допинг, и все произошедшее является результатом жизненных решений, принятых Сергеем Зиновьевым и никем другим. Хоккеист навредил сам себе и преступил закон, но его правонарушение довольно мелкое и заслуживает прощения. Будь это не так, в американских профессиональных спортивных лигах сейчас был бы острый дефицит игроков. Уверен, что, если Зиновьев извлечет нужные уроки и найдет более легальные способы проведения времени, мы увидим его на чемпионате мира в Латвии в следующем году.

Самое главное в этой истории мне видится в другом – в поведении российской стороны. Оно, признаться, приятно удивило. Наконец-то наши спортивные руководители повели себя так, как принято на Западе: не стали ждать, пока новости проползут по "левым" каналам и наше грязное белье вытащат-таки наружу, не изобрели для Зиновьева липовую травму или расстройство желудка, не попытались замять или найти крайнего. Скажем прямо, к такому мы еще не успели привыкнуть – ведь чаще оказываемся в роли оправдывающихся или что-то горячо доказывающих. Почему наши хоккейные власти действовали с такой прямотой? Да потому, что знали о возможности утечки информации и не хотели дать шанс сделать заявление кому-то другому. Пусть это не самый благородный из мотивов, но других просто не бывает и быть не может. Здравый смысл и чувство ответственности возобладали над желанием отрицать и покрывать. Согласитесь, что для России уже это – немало.

2006

26 апреля 2006 года. Москва. 15.47. Главный тренер "Спартака" Александр СТАРКОВ входит в здание "ЛУКОЙЛа". Час спустя он выйдет через черный ход с подписанной советом директоров клуба проcьбой об отставке. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
26 апреля 2006 года. Москва. 15.47. Главный тренер "Спартака" Александр СТАРКОВ входит в здание "ЛУКОЙЛа". Час спустя он выйдет через черный ход с подписанной советом директоров клуба проcьбой об отставке. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Старков ушел через черный ход

Вчера на заседании совета директоров "Спартака" была принята отставка главного тренера Александра Старкова.

Игорь РАБИНЕР из Москвы

...Александр Старков поднимался по ступенькам, ведущим к центральному входу в главный офис "ЛУКОЙЛа" на Чистых прудах. Он шел страшно сгорбившись – словно под тяжестью непомерного груза. При первом же взгляде на него не оставалось никаких сомнений, какое "непростое решение" пришел озвучивать тренер. Тем не менее один дотошный коллега успел подойти к Старкову, прежде чем тот исчез за лукойловскими барьерами. "Можете сказать, что вы решили?" За какое-то мгновение после этого вполне невинного вопроса Старков, интеллигентный, выдержанный Старков, на глазах изменился в лице. Он тихо, но крайне зло произнес: "Оставьте меня в покое!" И в 15.47 зашел за ограждение, чтобы выйти оттуда уже не главным тренером "Спартака". Этого выхода ожидали многие. Если в ту минуту, когда Старков подходил к "ЛУКОЙЛу", нас, репортеров, дежурило не более чем пятеро, то спустя час их было уже более двадцати. Все в нетерпении переминались на ступеньках до тех пор, пока в 16.52 к нам не подошел безупречно вежливый охранник и сказал дословно следующее: "Со всем уважением... но Старков уже уехал". Привычные к разного рода уловкам и хитростям, мы не поверили и прождали еще около часа. Дольше заседание совета директоров, посвященное одному-единственному вопросу, продолжаться не могло – слишком занятой для этого человек владелец клуба Леонид Федун. Но Старков так и не вышел. Он действительно уехал. Если называть вещи своими именами – ушел из "Спартака" через черный ход.

Через черный ход узнали об отставке Старкова и игроки "Спартака". Тренировка началась уже после того, как заседание совета директоров закончилось. Ее проводил помощник и соратник Старкова еще по Риге Игорь Клесов, которому тоже предстоит прощание с клубом. Ни он, ни кто-либо другой так официально и не объявил футболистам о том, что у них будет новый тренер. Они узнавали обо всем уже келейным порядком: где-то услышал один, передал другому, тот – третьему... Странно и скомканно, не находите, была обставлена смена главного тренера большого клуба? Смена, о которой еще в воскресенье из слов самого Старкова на пресс-конференции после матча "Спартак" – "Москва", по сути, узнали все. Если бы не известными журналистам тропами тренер не только вышел, но и пришел в здание "ЛУКОЙЛа" – одно дело. Но при входе-то журналисты Старкова видели! И Старков видел журналистов. Возможно, перед выходом ему подсказали, что их стало намного больше. Возможно, ничего не сказали, а ему хватило и тех, что были. Это, в сущности не важно.

23 апреля 2006 года. Москва. Лужники. "Спартак" - "Москва" - 3:3. Александр СТАРКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
23 апреля 2006 года. Москва. Лужники. "Спартак" - "Москва" - 3:3. Александр СТАРКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Важно, что, прощаясь со "Спартаком", тренер не захотел ничего сказать болельщикам команды, в которой проработал 594 дня. С человеческой точки зрения его понять можно. С профессиональной – вряд ли. Такой малодушный уход стал, полагаю, логическим завершением всей спартаковской деятельности Старкова. Тренера, который боялся ответственности. Тренера, чьи амбиции и весь предыдущий опыт не соответствовали амбициям и уровню игроков, которые были ему вверены. И, по-моему, это не вина Старкова, а его беда. Неплохой в общем-то тренер, он трудился, старался, делал все, что умел, но просто оказался не на своем месте. Потому что не привык к такому общественному давлению, потому что работал всю жизнь в спокойных, умиротворенных условиях, где все воспринимали его как царя и бога. Трудно превращаться из кумира, на которого молятся, в человека без роду и племени, которому нужно все доказывать заново. Именно так приняли Старкова болельщики "Спартака". Вернее, так и не приняли. Несмотря на второе место.

То, что долго копилось в душах болельщиков, выплыло на поверхность 8 апреля. В этот день взорвалась бомба чудовищной силы – сенсационное интервью "СЭ" с жесточайшей критикой Старкова дал Дмитрий Аленичев. Слова капитана "Спартака", два года подряд с весомым преимуществом избиравшегося на этот пост игроками, показали, что контакта с командой у главного тренера нет. Можно спорить о степени корректности формулировок Аленичева, но он сказал об игре старковского "Спартака" то, что думали, но боялись сказать вслух все. Клуб воспринял демарш капитана крайне болезненно, обвинив его в нарушении корпоративной этики, отчислив из команды, крупно оштрафовав и выставив на трансфер (сейчас Аленичев тренируется индивидуально и в "Спартак", по словам Сергея Шавло, в любом случае не вернется). Вот только последовавшей спустя всего 18 дней отставкой Старкова клуб признал: по сути своей критики Аленичев был прав. Пожертвовав самим собой, капитан вскрыл нарыв.

21 марта 2006 года. Москва. Дмитрий АЛЕНИЧЕВ и Александр СТАРКОВ: до интервью "Старков - тупик для "Спартака" остается чуть больше двух недель. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА
21 марта 2006 года. Москва. Дмитрий АЛЕНИЧЕВ и Александр СТАРКОВ: до интервью "Старков - тупик для "Спартака" остается чуть больше двух недель. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

Время покажет, был ли этот "нож в спину" (так выразился Старков) ножом в спину болезни, которая медленно, но неумолимо поражала "Спартак". С другой стороны, может ли честность быть несвоевременной? После интервью Аленичева у Старкова начали сдавать нервы. На одной из пресс-конференций он накричал на уважаемого в прошлом футболиста, а ныне обозревателя Юрия Севидова, задавшего ему не слишком удобный, но вполне нормальный вопрос. То, как вел себя тренер вчера у входа в здание "ЛУКОЙЛа", да и сам факт заявления об отставке (неожиданного, кстати, для клуба), подтверждает одно: прочитав признания Аленичева и увидев реакцию однозначно поддержавших капитана болельщиков, Старков "поплыл". Он оказался человеком с обычной нервной системой, не способной к перевариванию дикого стресса, какой неизбежен при работе в "Спартаке". В таких клубах должны работать тренеры с железной психикой. А таких – единицы.

Руководство клуба и в первую очередь его владелец Леонид Федун должны, по-моему, извлечь из случившегося как минимум один урок. Заключается он в том, что роль тренера – гораздо выше тех 10 процентов от общего успеха, которые отводил ему Федун в программных интервью "СЭ". По большому счету Старков и был приглашен в команду из расчета этих самых десяти процентов. На них он и сработал. Но не более, что требовалось. Тренером "Спартака" не может быть специалист с оборонительной, перестраховочной философией – вот еще один урок. Лично я мечтал бы видеть во главе этой команды Луи ван Гала, работающего ныне со скромным AЗ. Осуществимо это или нет – другой вопрос. Но каким бы ни был выбор Федуна, он должен быть в высшей степени тщательным, соответствующим масштабу и клубным традициям – не в узком, а глобальном, философском смысле. Это должен быть человек, не боящийся работать со звездами и привыкший искать счастья у чужих ворот. А Александру Старкову – спасибо и удачи. Он добросовестно делал свое дело. Он не виноват, что его объективный уровень не потянул на уровень чемпиона России. И того футбола, в который должна играть команда "Спартак".

3