Русскоязычные геймеры определенно любят «Готику» — достаточно посмотреть на количество модов и до сих пор «живые» ресурсы, посвященные обсуждению довольно старой франшизы. Но чем именно немецкая серия ролевых игр заслужила эту любовь? Попробуем разобраться.
Пожалуй, не самый очевидный пункт, но начать стоит именно с него, ведь речь идет об эпохе компакт-дисков. Разумеется, к 2001 году интернет в России уже существовал, однако его распространение оставляло желать лучшего, да и сам он выглядел иначе, без удобных магазинов вроде Steam или торрент-трекеров.
Поэтому частенько популярность новинки определялась не только ее качеством, но и банальной доступностью — не только игры, но и хорошего перевода. Впрочем, многие до сих пор вспоминают кошмарные машинные локализации старых частей GTA или серии игр по «Гарри Поттеру».
И тут «Готике» повезло — у нее нашлось сразу два таких издания, не просто переведенных, но и озвученных. Первое, от Snowball (1C), вышло менее чем через год после выхода оригинала. Второе, от «Руссобит-М», появилось в 2004-м. Речь идет о вполне себе достойных «лицензиях» — «пиратки» тоже встречались, в том числе и от «Фаргуса», но вспоминают их сейчас в основном ради смеха.
С годами и новыми частями серии проблема становилась все менее и менее актуальной, но начало было положено именно в первой половине «нулевых».
Что чаще всего упоминали в рецензиях и отзывах, что было главным аргументом фанатов серии в бесконечных спорах с поклонниками Morrowind? Именно «атмосфера». Игрок попадал в суровый мир острова-колонии, где давать поблажек никто не собирался. Над Безымянным, бессменным протагонистом основной серии, издевались и запросто могли ограбить, а свое место в иерархии еще следовало заслужить. Сюда же относились и некоторые квесты — вместо борьбы с драконами героя могут заставить разносить колбаски послушникам.
Неужели игроков того времени охватила эпидемия мазохизма? Вовсе нет. Любая ролевая игра привлекает ощущением прогрессии, путешествием «из грязи в князи» — и если начало истории подчеркивает слабость и низкий статус протагониста, то к ее финалу достижения будут ощущаться гораздо сильнее.
Что может быть приятнее, чем раскидывать высокоуровневых противников фаерболами, с ностальгией вспоминая о попытках убежать от кабана дюжиной-другой часов раньше?
То же самое относится и к системе фракций, предоставляющих доступ к высокоуровневым предметам и тренировкам — нужно еще постараться стать «своим», а для начала неплохо бы просто попасть в нужное место, не нарываясь на агрессию стражников, но если уж получилось, то это чувствуется. Например, часовой, попытки пройти мимо которого были отдельным квестом для новичка, будет относиться к главному герою высокого звания с настоящим почтением.
Стоит сказать, что о полноценной симуляции потребностей каждого НПС речи не идет. Население «Готики» живет по довольно простому скриптовому расписанию — кузнец кует, стражник сторожит, а ночью все идут спать.
Тем не менее для своих лет даже это выглядело прорывом, учитывая, что и в более поздних ролевых играх вроде Knights of the Old Republic или Neverwinter Nights 2 большинство неигровых персонажей попросту стояли на своих местах.
Находка оказалась настолько удачной, что со временем нечто подобное стало стандартом жанра, и не только его — так, серия S.T.A.L.K.E.R. не в последнюю очередь прославилась именно душевными посиделками сталкеров у костров.
Особенную прелесть происходящему придавала возможность стать частью этого мира — не только сюжетно, через вступление в одну из фракций, но и на уровне геймплея. Ничто не мешало игроку самому заниматься кузнечным делом и ковать кинжалы или просто поджарить мясо на огне, а потом выкурить самокрутку и посидеть на лавочке. Простейшие с точки зрения игровых механик действия превращались в то самое отыгрывание роли, за которое и любят РПГ.
Современным игрокам трудно глядеть на первую и вторую часть без боли — увы, таков удел раннего 3D. Впрочем, если преодолеть это препятствие, то игрока встретит мрачный, но сделанный вручную и с явной любовью мир. А игрокам своего времени было и того проще — большинство рецензий отмечают вполне себе красивый визуал, приятно сочетающийся с минимумом подзагрузок. Пожалуй, именно стиль и стал одной из причин популярности — в СНГ «темные» игры чаще всего имеют больший успех, чем солнечные и яркие.
Ну а «Готика 3» при всех своих недостатках в плане «картинки» стала настоящим шагом вперед — и технологически, и в плане разнообразия локаций. Увы, расплатой за это стали высокие системные требования и невероятное количество багов. Пожалуй, это главная причина, по которой третья часть не приобрела столько преданных поклонников, сколько первая и вторая. Интересно, что здесь новым игрокам скорее повезло — компьютеры стали куда мощнее, а оставшиеся баги давно поправлены пользовательскими патчами.
Впрочем, любят не только глазами, но и ушами — с этим у серии всегда было все хорошо. Уже упомянутая озвучка дополнялась музыкой от молодого, но талантливого Кая Розенкранца и известной группы In Extremo, с которой многие из российских поклонников познакомились именно благодаря «Готике».
Удивительно, но многие до сих пор называют «Готику» эталоном открытого мира. Да, он сравнительно небольшой. Однако он сделан вручную и с вниманием к деталям. Если игрок заметит труднодоступное место — то, скорее всего, там обнаружится что-то действительно интересное — необычный враг или ценный лут.
Искусственных ограничений в этом мире мало, зато хватает естественных — враги в высокоуровневых локациях не оставляют новичкам шансов. Когда-то классическая для жанра схема теперь разбавляется автолевелингом, что делает ролевые игры более доступными. Сюда же относится и ориентирование на местности без «компаса» и другие способы упростить игроку жизнь.
Ролевая система «Готики» проста, за что ее то и дело критиковали. Однако минимум навыков и атрибутов не означает, что играть будет просто — скорее наоборот. Безжалостность вселенной подчеркивается еще и сложностью: на ранних уровнях героя сможет зарезать любой гоблин или насадить на клыки кабан.
Разумеется, со временем игрок прокачается, научится выбирать наиболее эффективные методы борьбы с врагами, а то и вовсе обнаружит эксплоиты вроде расстрела беззащитных противников со стратегической высоты ближайшего булыжника. Тем не менее первое впечатление никуда не денется — и для многих оно будет положительным. Как известно, отечественные геймеры любят посложнее.
История серии «Готика» закончилась не на самой высокой ноте — со спорной серией ELEX, разладом внутри студии. И тем не менее первым частям серии удалось стать классикой. Более того, в популярности франшизы «Ведьмак» несложно разглядеть наследие «Готики» с фиксированным протагонистом, недружелюбным миром и атмосферными побочными активностями...
Очевидно, что Piranha Bytes удалось нащупать нужные струны и нажать правильные кнопки. Возможно, сами они ничего подобного уже не сделают, но теплые воспоминания целого поколения игроков никуда не исчезнут.