Велоспорт

27 июля 2009, 11:09

Битва на лысой горе

"ТУР ДЕ ФРАНС"

Вчера на Елисейских полях традиционным "этапом дружбы" финишировала очередная "Большая петля". При этом судьба желтой майки, доставшейся Альберто Контадору, была решена днем ранее - в ходе штурма знаменитой вершины Мон Венту, за которым наблюдал специальный корреспондент "СЭ".

Сергей Бутов

из Парижа

БРЕМЯ КАПИТАНСТВА

Еще никогда в истории "Тур де Франс" главную вершину гонки - Мон Венту - не ставили в программу всего за день до финиша на Елисейских полях. Поэтому экспертам решительно невозможно было что-либо предсказывать, будучи уверенными в том, что не сядут в лужу.

Преимущество Альберто Контадора на этом "Туре" было очевидным для всех. Даже для Лэнса Армстронга, который в какой-то момент смирился с тем, что он, семикратный чемпион "Большой петли", вынужден играть роль второго плана. Но это "Тур", и это его последняя неделя - кто возьмется гарантировать, что под напором сразу двух боевитых братьев Шлек у Контадора не случится "кризисный" день?

Предстоящий подъем на Венту так или иначе обсуждали все участники "Тура", кто шепотом, кто в полголоса, а кто и в полный. Эта гора не самый частый гость на "Большой петле", поэтому готового рецепта подъема на нее - тем более в предпоследний день гонки - не существует. Не далее как месяц назад она была включена в программу французской многодневки Dauphine Libere, однако тогда ее проехали далеко не все те, кто в итоге попал в заявку своей команды на "Тур".

А вот гонщик российской "Катюши" Николай Трусов проехал. И даже отложил чтение какой-то умной книги ("Питерская интеллигенция", - ехидно прокомментировал появление книги в командном автобусе Владимир Карпец, сам, к слову, питерский) ради воспоминаний. Они оказались короткими, но исчерпывающими.

У Трусова, спринтера по записи в шоссейной трудовой книжке, вообще иной взгляд на вершины как таковые, нежели у горняков. Те к горам относятся по-своему, по-горняцки. Начинают занудствовать, сыпать профессиональными жаргонизмами, рассуждая о разных там градиентах и прочих вещах, неискушенному читателю непонятных. Одним словом, относятся к горам без всякого подобающего пиетета, как к предметам неодушевленным. Трусов не из таких. "Что-то не хочется мне на эту Мон Венту", - как-то очень искренне рубанул воздух Коля и в ту же секунду стал мне чисто по-человечески ближе и роднее.

Что думал о Венту Карпец, установить было непросто, так как Владимир всю последнюю неделю "Тура" был скрытен, как девушка в переходном возрасте. Бремя капитанства, необходимость во что бы то ни стало попасть в первую десятку общего зачета, конечно, сыграли в этом решающую роль. Тем более что перед штурмом Венту Карпец был 11-м в общем зачете, проигрывая стоявшему на одну позицию впереди гонщику около минуты.

- Само по себе отставание не такое уж большое, - рассуждал "лейтенант" Карпеца на этом "Туре" Александр Бочаров. - Но проблема в том, что сейчас каждый выучил положение в общем зачете наизусть и будет следить за ближайшим конкурентом очень внимательно. Попасть в десятку будет сложно, но можно.

ОХОТНИКИ НА ОЛЕНЕЙ

В стартовом городке витало ощущение тревоги. Это трудно описать словами. Такая атмосфера бывает в приемной у дантиста - приближение чего-то очевидно малоприятного привело пелотон в легкое замешательство. Дошло до того, что Лэнс Армстронг вышел из командного автобуса "Астаны" на целых пять минут позже обычного графика, установленного им самим на протяжении трех недель "Тура".

Старт субботнего этапа в городке Монтелимар был последней возможностью установить визуальный контакт с Лэнсом. В связи с чем ваш корреспондент был полон решимости во что бы то ни стало разыскать мистера Армстронга, живого или мертвого. Но лучше, конечно, живого.

Как назло, Лэнс все никак не появлялся. Многочисленные почитатели его таланта строили множество догадок, кто-то утверждал даже, что его утащили подземные духи. И тут, наконец, под визги почитательниц Лэнс высунул голову из двери.

Сделать интервью с мистером Армстронгом в эти дни может разве что только Господь Бог, но кое-какие вещи в процессе неэксклюзивного общения в мясорубке из грешных репортерских тел у автобуса "Астаны" подслушать удалось.

- Несомненно, очень много времени прошло с тех пор, как я не бывал в Монтелимаре, - витиевато отозвался Лэнс на первый вопрос от простоватого местного обозревателя. - Ибо, насколько мне известно, я вообще никогда здесь не бывал.

Далее вопросы посыпались как из рога изобилия, Армстронг терпеливо на них отвечал. И, в частности, имел неосторожность заметить: мол, в борьбе за желтую майку на этом "Туре" еще далеко не все ясно. В связи с чем один седовласый ветеран журналистского цеха, симпатизирующий Контадору, страшно возмутился: я бы даже сказал, что он избрал техасца в качестве своего официального противника - так сказать, живого гвоздя, чтобы вешать на него свою ораторскую шляпу. Так, например, седовласый репортер заявил: "Не собираетесь ли вы, сэр, выставить себя на посмешище, утверждая, что" - и далее в том же духе, в то время как ставший кротким мистер Армстронг не только не раскрывал рта, но даже не делал попытки его раскрыть.

И тут произошло самое неожиданное. В дверях автобуса появился обладатель желтой майки. Помня разговоры о напряженных отношениях между двумя главными звездами велоспорта, многие ожидали, что Армстронг и Контадор, словно боксеры на взвешивании, поднесут кулаки к лицам друг друга или произнесут что-нибудь воинственное в чужой адрес. Но... Лэнс что-то эксклюзивно шепнул на ухо испанцу, и Контадор засмеялся, а потом Армстронг негромко повторил сказанное вслух обслуживающему персоналу "Астаны", и все остальные тоже засмеялись.

В этот момент они были похожи на охотников, которые обложили оленя. Точнее, сразу двух оленей, ибо достоверно известно, что братья Шлэк - это не один и тот же человек. После чего лично я в судьбе желтой майки уже не сомневался.

ГОРА-УБИЙЦА

Строго говоря, она называется Мон Ванту. Потому как vent по-французски означает "ветер". То есть получается что-то вроде Ветряной Горы. Или даже так - Ветер-Гора. Однако, боюсь, на отечественной типографской бумаге французский прононс не проступит, как ни старайся, поэтому предлагаю именовать главную вершину "Тур де Франс"-2009 без всяких там буржуазных прононсов. По рабоче-крестьянски: как пишется, так и слышится.

Утверждают, что Венту то ли уже отпраздновала, то ли готовится отпраздновать свой юбилей - 95 миллионов лет существования на планете Земля. Когда-то здесь росли леса, которые к XII веку вырубили ради кораблестроительных нужд процветавшего тогда Тулона. Леса в позапрошлом веке попытались восстановить, однако прозвище - Лысая Гора - тем не менее за Венту осталось.

А сорок с небольшим лет назад появилось и еще одно название - Гора-Убийца. 13 июля 1967 года во время подъема на Венту погиб знаменитый британский велогонщик Тони Симпсон. Просто остановился посреди дороги, взмахнул руками и рухнул на асфальт. Сначала говорили про тепловой удар, позже выяснилось, что все дело в допинге, который принимал Симпсон, но гонщики и до сих пор уверены, что британца убила именно гора. Пошли сомнения: а нужен ли велоспорту этот треклятый 21-километровый отрезок с максимальным уклоном в кошмарные 10,6 процента? (Кстати, в субботу на гранитном мемориале памяти Симпсона на Венту как всегда лежали живые цветы.)

Незадолго до старта Бочаров передал спортивным директорам по рации, что подъем на Венту может быть аннулирован из-за сильных ветров, которые там гуляют 240 дней в году и порой достигают 90 км/ч. Почти наверняка Бочаров узнал об этом от своего друга-жандарма, который ранее раскрыл гонщику другую информацию для внутреннего пользования французской полиции: мол, на склоне Венту в субботу ожидалось присутствие как минимум полумиллиона болельщиков. Ну как можно отменить главную вершину "Тура", разочаровав гигантские толпы фанатов, многие из которых совершенно одичали от недельного пребывания на Венту в своих машинах-фургонах в ожидании пелотона?

При ближайшем рассмотрении Венту оставила колоссальное впечатление. Ветер сотнями срывал с болельщиков головные уборы, носившиеся потом, словно пепел над костром, над горой. Но главное - вихри за какие-то мгновения понижали температуру градусов на 20, заставляя болельщиков кутаться в ветровки, обхватывать руками звеневшие от ветра головы и жадно ловить открытыми ртами воздух, которого на этой вершине (1910 метров над уровнем моря) с каменистой землей бледно-желтого цвета без признаков какой-либо растительности хватало не на всех.

Честно скажу: мне не хотелось бы оказаться в этот день на месте кого-либо из участников "Тура" - даже на месте лучшего в мире велосипедиста. Я видел лица гонщиков, встававших из седел и из последних сил заползавших на Венту по горному серпантину в окружении живого людского коридора в несколько рядов. Он, коридор, яростно гнал их вперед и одновременно вымещал на них всю злобу и страдание, что люди перенесли на этой богом забытой, продуваемой, казалось, всеми ветрами мира Лысой горе.

Возможно, кто-то скажет, что мы не увидели в субботу настоящего велоспектакля - всего того, что были вправе ожидать от Венту. И, наверное, этот кто-то будет прав. Слишком поздно гору поставили в расписание "Тура" - и слишком высоки были ставки в этой гонке на выживание всего за сутки до Елисейских полей.

"Астана" сделала именно то, что хотела, но не успела сделать "Катюша", - устроила пелотону жестокий просев у подножия Венту, который выдержали далеко не все. Вот и капитан российской команды Карпец, оказавшийся в этот момент в хвосте группы, по выражению тренеров, крякнул. А Венту не прощает даже самого малого проявления слабости. Эта не та гора, где можно отдышаться, спокойно поймать свой ритм: уклон то 7 процентов, то вдруг 9, то снова 7, то опять 9.

Карпец не опустил руки, что так легко и просто сделать на Венту, дрался до конца, но вместо того, чтобы подняться на два места в общем зачете, ровно на столько же мест опустился. И занял на своем дебютном в качестве лидера команды "Туре" 13-е место. Наверное, все-таки не свое.

Братья Шлеки делали все, что могли, чтобы сбросить с колеса Контадора и Армстронга. Но феноменально талантливый Контадор и матерый волк Армстронг не из того теста слеплены. Люксембуржцам они оказались не по зубам. Потому и победили. 26-летний Контадор - в честной борьбе с другими велогонщиками, 37-летний Армстронг - в неравной битве с законами природы.

96-я мужская многодневная велогонка "Тур де Франс". 20-й этап. Монтелимар - Мон Венту. 167 км. 1. Гарате (Испания, Rabobank) - 4:39.21. 2. Мартин (Германия, Columbia) - отставание 0.03. 3. А.Шлек (Люксембург, Saxo Bank) - 0.36. 4. Контадор (Испания, "Астана") - 0.38. 5. Армстронг (США, "Астана") - 0.41. 6. Ф.Шлек (Люксембург, Saxo Bank) - 0.43… 10. Уиггинс (Великобритания, Garmin - Slipstream) - 1.03… 12. Клоден (Германия, "Астана") - 1.42… 28. КАРПЕЦ ("КАТЮША") - 5.36. 29. ТРОФИМОВ (Bbox Bouygues Telecom) - 5.40… 36. БОЧАРОВ - 5.45… 64. ИВАНОВ - 8.05… 73. Оррах (Испания) - 9.36… 78. Ванденберг (Бельгия, все - "КАТЮША") - 11.31… 98. МЕНЬШОВ (Rabobank) - 19.18… 104. Кавендиш (Великобритания, Columbia) - 25.42. 105. Хусховд (Норвегия, Cervelo) - 25.49… 107. Поццато (Италия) - 25.49… 127. ТРУСОВ - 25.49… 131. ИГНАТЬЕВ (все - "КАТЮША") - 25.49.

21-й этап. Монтре - Фол - Ионн - Париж. 164 км. 1. Кавендиш - 4:02.18. 2. Реншоу (Австралия, Columbia). 3. Фэррер (США, Garmin-Slipstream). 4. Циолек (Германия, Milram). 5. Хутарович (Белоруссия, Francaise Des Jeux). 6. Хусховд… 13. ТРУСОВ… 24. Поццато… 26. Клоден… 36. Ванденберг… 43. ИВАНОВ… 47. БОЧАРОВ… 55. Уиггинс… 56. Ф.Шлек… 62. Армстронг. 63. А.Шлек… 74. КАРПЕЦ… 97. Контадор… 108. Оррах - у всех время победителя… 125. ТРОФИМОВ - отставание 0.22… 135. ИГНАТЬЕВ - 0.27… 146. МЕНЬШОВ - 0.36.

Общий зачет. 1. Контадор - 85:48.35. 2. А.Шлек - отставание 4.11. 3. Армстронг - 5.24. 4. Уиггинс - 6.01. 5. Ф.Шлек - 6.04. 6. Клоден - 6.42… 13. КАРПЕЦ - 18.34… 18. БОЧАРОВ - 29.33… 40. ИВАНОВ - 1:00.21… 47. ТРОФИМОВ - 1:09.23… 51. МЕНЬШОВ - 1:17.04… 74. Оррах - 1:58.52… 96. Ванденберг - 2:26.34… 100. Поццато - 2:39.39… 106. Хусховд - 2:46.00… 122. ТРУСОВ - 3:05.10… 131. Кавендиш - 3:21.54… 140. ИГНАТЬЕВ - 3:32.09.

"Лучший спринтер". 1. Хусховд - 280 очков. 2. Кавендиш - 270. 3. Циолек - 172. "Горный король". 1. Пеллицотти (Италия, Liquigas) - 210. 2. Мартинес (Испания, Euskaltel-Euskadi) - 135. 3. Контадор - 126. "Лучший молодой гонщик". 1. А.Шлек. 2. Нибали (Италия, Liquigas). 3. Крейцигер (Чехия, Liquigas). "Самый агрессивный гонщик". 1. Пеллицотти.