Статьи

Статьи

Допинг

27 июня 2018, 17:10

Новый суицид Родченкова. Может ли такое быть?

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Почему никто не подтверждает информацию о том, что беглый ученый пытался покончить собой в США

Олег ШАМОНАЕВ

Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Александр Ионов сегодня распространил информацию о том, что бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков якобы совершил в США неудачную попытку самоубийства. Врачи спасли жизнь информатора ВАДА, а Федеральное бюро расследований, которое оберегает его от мифической "мести российских спецслужб", по неизвестным причинам засекретило информацию о суициде. Но американское адвокатское бюро, приставляющее интересы Родченкова в Нью-Йорке, не подтверждает новость.

– Это не правда. Родченков здоров, счастлив и продолжает плодотворно работать с антидопинговыми и правоохранительными органами для дальнейшего выявления коррупции в России", – приводит слова адвоката Родченкова Джима Уолдена "Новая газета".

Так имел ли место инцидент на самом деле, или это фейк? Узнать правду будет крайне затруднительно. Родченков, ссылаясь на соображения безопасности, очень давно не появляется публично, раздавая интервью западным СМИ то в гриме, то по скайпу без видеоизображения. Есть версия, что американцы на самом деле давно "убрали" ученого, либо очень надежно спрятали, предоставив делать разоблачительные заявления его двойнику по указанию государственных пропагандистских структур. При таком раскладе слухи о новой попытке суицида могут оказаться лишь еще одним ходом в информационной войне – причем непонятно с какой стороны.

Теоретически и американцы могут представить это как "очередное злодеяние России", и российская сторона может заявить о том, что ФБР и ВАДА довели своего свидетеля до ручки.

Пока США не предъявит общественности Родченкова – живого или мертвого – можно лишь оценивать вероятность новой попытки суицида. А она действительно есть – если человек однажды уже пытался свести счеты с жизнью (а с Григорием Михайловичем это уже случалось в 2011 году, когда ему предъявляли обвинения в сбыте запрещенных веществ), то никакие таблетки не гарантируют от повторения кризиса. Очевидно, что Родченков много лет живет в отрыве от близких под страшным прессом – поводов для обострения "расстройства личности" более чем достаточно. Тем более, что последний проект адвокатов ученого по атаке на российский чемпионат мира по футболу оказался неудачным.

С другой стороны – Григорий Михайлович переживал и более суровые времена. И он гораздо крепче и циничнее, чем пытается показать публике, например, в документальном фильме "Икар". Его предыдущая попытка суицида явно была вызвана желанием избежать уголовного преследования в России, что в итоге удалось. Сейчас никакого явного повода сводить счеты с жизнь у него нет. Во всяком случае, нам ничего о таких поводах неизвестно. Родченкову продолжают верить, он по-прежнему находится в американской программе защите свидетелей и может заниматься наукой, не задумываясь о куске хлеба. Григорий Михайлович наверняка продолжает строить новые планы по разоблачению допингового заговора не только в России, но и во всем спорте. Во всем, что не касается нашей страны, его мало слушают, но и на предыдущий проект у него ушли годы.

Если бы американцы захотели бы представить попытку суицида как покушение на убийство ученого, об этом бы сейчас писали все мировые СМИ. Во время футбольного чемпионата мира это был бы серьезный пропагандистский трюк, но, вероятно, американские спецслужбы пока предпочитают держать этот ход про запас. Если слухи о суициде и исходят из-за океана, то это попытка Родченкова снова напомнить о себе. Ведь поводов для интереса к данной персоне все меньше, а публичные скандалы и разоблачения – это последнее, что сейчас остается ученому. Забвение для него хуже смерти.

Есть также версия, что информация о самоубийстве – это след неких фейковых новостей, специально придуманных соответствующими сайтами. Такое тоже возможно, хотя смысл провокаций от меня ускользает. Во-первых, врать о таких вещах, на мой взгляд – большой грех. А, во-вторых, при желании поймать хайп можно было придумать что-нибудь гораздо веселее и правдоподобнее.

12