Гусев - один из лучших парапланеристов России, чемпион страны, участник чемпионатов Европы и мира, один из первых российских пилотов, профессионально занявшийся парапланерной акробатикой. Руководитель парапланерного клуба "Extreme-Style". Когда Дмитрий появился в редакции, загорелый, с обязательным рюкзачком и серьгой в ухе - ну как все экстремалы - можно было подумать, что как раз в этом рюкзачке и упакован параплан…
Непроизвольно с языка сорвалось:
- Когда летали в последний раз?
- Только что из Болгарии вернулся.
- А сколько выдержит душа, не летая?
- Тяжелый вопрос. Для меня параплан стал работой. А чтобы было в кайф, за ощущениями приходится гоняться. Но все равно, даже если кажется, что надоело, месяц, может, выдержу.
- А чтобы кайф словить, что надо?
- Интересный маршрут: рельеф, погода. Так было в Бразилии - перемещались с места на место, преодолевая не столько себя, сколько стихию.
- Дальность и продолжительность полета от чего зависят?
- От того, насколько хорошо понимаешь погоду, параплан, рельеф. Да много составляющих. Все зависит только от тебя самого. Параплан всегда летит сверху вниз. А вот выбрать условия, чтобы лететь снизу вверх, да еще и по интересному маршруту - это достижение.
- С каких пор летаете?
- С 91-го года. Я тогда занимался виндсерфингом, меня нашли ребята через старшего брата и попросили научить их кататься на серфе, а они меня запустили на параплане - произошел обмен опытом. Я как раз год дурака валял после дембеля, до этого служил в ВДВ. Стало самому безумно интересно: парашют, да еще летает. Это было в ноябре, а уже в декабре поехал на первые соревнования.
- Быстро же вы научились!
- Да нет, до сих пор учусь.
- Рекорды личные какие?
- По дальности есть, но не такой уж большой. Рекорд мира - 456 м, мой личный - 108 м. По продолжительности - шесть часов, по высоте - 4950 м.
- Холодно там, однако...
- Был сентябрь, в Домбае на такой высоте зима лютая.
- Насколько физически трудно пролететь 50 - 60 км, что равно норме мастера спорта?
- Сложность в том, что работает все тело. Подруливаешь и корпусом, и ногами. Работаешь со всевозможными приборами. Но больше всего загружена голова. От того, что постоянно собран, продержаться в воздухе 5 - 6 часов очень тяжело.
- Там наверху птицы вами интересуются?
- Бывают агрессивные. Туда, где орлы охраняют свои гнезда, лучше не залетать. У них размах крыльев три метра, представляете! И масса большая. Орел может серьезное увечье нанести. Но по большей части на более крупную птицу (крыло параплана 10 м) они не дураки нападать.
- А сами себя этаким орлом ощущаете?
- Трудный вопрос. Временами наступает какое-то потрясающее состояние: летишь и не задумываешься, куда, зачем, не просчитываешь ситуацию. Просто парение. Что-то птичье в тебе просыпается. Сказать, что так бывает всегда - неправда. На самом деле такие полеты - подарок. Эмоции невероятные! Кажется, что можешь все. Куда захотел, туда и полетел.
- Полет - это...
- ...От полного кайфа и очень большой легкости до ощущения очень серьезной большой работы.
- В переделки попадали?
- Да, все мы там бывали. Стихия в любом случае - риск. Я все время сравниваю безопасность параплана с мотоциклом. Имея такую красивую дуру невероятной мощности, хочется повыпендриваться, погонять. То же самое параплан - самый доступный из всех воздушных видов спорта. Его возможности почти безграничны, может летать как угодно. Самолет и вертолет так не летают. Представьте себе, можно сделать мертвую петлю спиной назад восемьдесят раз подряд! Со стороны это выглядит так же легко, как будто девочка через скакалочку прыгает.
- А когда сами выполняете?
- Перегрузки большие, сколько точно - не скажу, но параплан тестируют на надежность до 12 G. Во всяком случае, фанерную сидушку при исполнении мертвой петли я ломал. Вообще параплан стал очень красивым и технически сложным видом спорта. Я бы сказал даже искусством.
- Лично вас что больше привлекает?
- Полетал акробатику, сейчас пытаюсь набрать форму, чтобы летать кросс-кантри.
- Обычно парапланеристы разбегаются с вершины горы и парят. С какой высоты можно стартовать?
- Улететь можно и с метра, но чтобы ветер непременно был встречным, до 10 м/сек или полный штиль.
- Что самое сложное в вашем виде спорта?
- Сложности можно подразделять на физические, технические и психологические. Дело в том, что наш спорт очень доступный. В первый же день можно запустить человека. Он видит, что профи порхают, как бабочки, и решает, что и ему все доступно. Тут надо правильно оценивать свои возможности. Я вот 19 лет летаю и все учусь. Очень много составляющих: физическая подготовка, скорость мышления, чувство параплана, прогнозирование обстановки... Чем больше ты знаешь и умеешь, тем лучше ты как пилот. Да и удовольствие получаешь больше. Приближаешься к той птице, о которой мы говорили. Совершенствоваться можно бесконечно. Не могу сказать, что я все умею. А у новичков очень быстро появляется ощущение вседозволенности. От этого многие бьются.
- А что самое опасное?
- Параплан в дождь теряет свои качества. Но страшен не дождь, а гроза. У нас даже есть выражение, оно и ругательство и восхищение одновременно: cumulonimbus - кучево-дождевые облака. Гроза зарождается очень быстро, оказавшись рядом с ней, убежать невозможно, засасывает.
- Попадали?
- В саму грозу, слова богу, нет. В грозовые облака попадал.
- И как?
- Больше не хочу! Думал через краешек облака пролететь, а меня туда засосало. 45 минут там провел.
- Что испытали?
- Взлетел - зеленая, красивая долина. Залетел в краешек облака - постепенно свет меркнет, туман. На стропах, одежде образуется иней - это страшно. Вывалился из этого облака, смотрю, совсем другая долина: серые скалы, снежники. Только по карте сориентировался, меня опять унесло - следующая долина. На третий раз уже старался как можно скорее сесть... В результате занесло бог знает куда. Самое интересное, второй парапланерист влетел в это облако позже, а сели вместе. Вовремя сели - началась гроза, пошел град. Нам повезло, сядь чуть позже, могло бы все плохо кончиться. Вообще полеты в облаках запрещены.
- Как у вас экипировка?
- Параплан, подвеска, запасной парашют, шлем, приборы - все это весит 20 - 25 кг.
- Много в России пилотов экстра-класса?
- Активных человек десять. Спорт очень дорогой. Стартовый взнос, страховка, гостиница, дорога - все за свой счет. Одна поездка - не менее 1000 евро. Но для профи одной поездки недостаточно.
- На жизнь этим все же можно заработать?
- Сказать, что езжу на "Мерседесе", не могу. На стареньком "Форде". Это больше увлечение, чем работа. Мой друг, заведующий психоневрологическим отделением, даже диссертацию защитил, где утверждал, что адреналин, который мы получаем, сродни наркотику. В принципе это правда. Человек, начинающий летать, в любом случае подсаживается на полеты. Бросить это нельзя, можно заменить на что-то более сильное.
- Вы участвовали в Red Bull X-Alps. А где Red Bull, там суровый экстрим.
- Эти соревнования проводятся раз в два года, впервые россияне выступили там в 2007 году, в том числе и я как спортсмен. Надо было преодолеть более 900 км на параплане и пешком. Способ движения выбираешь сам. Три недели спал по два-три часа, почти не ел. Там идет оценка не столько результата, сколько своих сил, возможностей. Две недели организм еще успевал восстанавливаться, а потом начинал вытягивать из себя все, что есть. Работает совершенно по-другому. Он хитрый, этот человечек, который сидит в тебе самом. Ты начинаешь с ним договариваться. С одной стороны, он хочет схалявить, с другой - прекрасно понимает, что должен выжить в поставленных рамках и сам себе помогает.
- Самые опасные места для полетов?
- Достаточно жесткую погоду я однажды встретил в Болгарии. Было очень некомфортно.
- А куда душа рвется летать?
- В ту же самую Болгарию. Приятные воспоминания остались от полетов на границе Франции и Испании - горы очень красивые. С каждым годом все сильнее нравится Бразилия, там очень часто бывает летная погода для дальних маршрутов.
- Над океаном летали?
- Над ним нет воздушных потоков. Можно заходить на воду, делать акробатику, возвращаться и набирать вновь высоту. А над океаном можно только спускаться. Обалденно красивые места есть в Турции: ярко голубое небо и песчаный цвет гор.
- В спортивном параплане какие дисциплины?
- Маршрутные полеты, акробатика, посадка на точность.
- А в экстриме?
- Самая мягкая разновидность - аутдор кросс-кантри. Уходишь на несколько дней в горы, перемещаясь пешком или по воздуху, сам выбираешь маршрут. Другая разновидность - всевозможные прыжки - с воздушных шаров, вертолетов, других парапланов - со специальным рюкзаком, в который очень грамотно уложен твой параплан.
- Какой следующий проект на подходе?
- Недавно позвонили из Red Bull, хотят провести очередные соревнования Dolomiten Mann, где будут участвовать представители четырех видов спорта: парапланерист, маунтинбайкер, каякер и бегун. Соревнования пройдут в австрийском Линце в первой половине сентября. Буду собирать и готовить команду.
Подготовила Елена РЕРИХ