5 июля 2011, 14:25
В июне в России (альплагерь "Безенги" в Кабардино-Балкарии) начала работу Школа горных гидов России – своего рода высшее образование в лыжно-сноубордической и альпинистской области. Студентами лыжного курса стали небезызвестные камчадалы Максим Балаховский, Александр Жиляев и Александр Мороз. Мы побеседовали с Сашей о том, зачем им это нужно.
- В Школе горных гидов учатся люди более старшего поколения, лыжники, альпинисты... Ты – представитель фристайл-сноубординга, зачем ты решил получить дополнительное образование?
- Это было продиктовано развитием нашего движения на Камчатке. Как меня лично, так и нашей Камчатской ассоциации сноубординга, председателем которой я являюсь. Поскольку у нас очень неразвита инфраструктура горной местности, конечно же, с самого начала мы занимались не только фристайлом, по которому многие меня знают, но и бэккантри. Очень много занимались.
Мы и сами взрослели, и взрослели в плане профессионализма, и постепенно поняли, что в горах невозможно порой выжить, не зная прописных истин и не обладая специальными знаниями.
Со временем наше занятие сноубордингом и катанием в горах для себя выросло в целую профессию и в целую компанию – туристическую, многие это знают, знают нашу базу "Снежная долина". Поэтому, естественно, для себя мы подумали о том, что должны расти профессионально как люди, которые много работают в горах и знают, что нужно делать, как нужно себя вести и что необходимо предпринимать в каких-то экстремальных ситуациях.
Для нас эта идея – Школы горных гидов – не нова, мы в свое время пробовали организовать Ассоциацию гидов Камчатки, но как бы немного опередили время - было тяжело, люди не понимали, зачем это нужно. А сейчас я очень рад, что к этому все логически пришли и поняли, что такая организация необходима. Необходимо не только называться гидами, но еще и соответствовать этому званию и получить соответствующее образование. Потому что у нас, в России, к сожалению, большая проблема – не только в этой сфере. У нас очень много высшего образования, но очень мало специалистов. Также многие люди называются гидами, но очень немногие соответствуют этому названию.
Мы это отчетливо понимаем, потому что порой это вопрос жизни и смерти. Наверное, я самый молодой студент в этой группе, тем более представитель сноубордического движения. Как правило, сноубордистов все считают безбашенными и расколбашенными, не думающими… Но как человек задумывающийся, я считаю, что на мне лежит некая мера ответственности за то, что я это понимаю и должен приобрести для себя эти знания. Чтобы в последующем передать их своему поколению, камчатским ребятам, у которых нет такой возможности как у меня, учиться на таких курсах высокого уровня. Поэтому я сюда и приехал и намерен продолжать учиться дальше.
- На первом этапе обучения вы с канадскими гидами-преподавателями занимались курсом скальной подготовки. Насколько эти знания были интересными и полезными?
- В принципе, преподавание канадцев не очень для меня новое, потому что у нас есть Федор Фарберов – наш наставник с Камчатки, который сейчас является одним из российских ассистентов преподавателей школы. В свое время он сам отучился в Канаде и, понимая этот процесс, мы пытались организовывать подобные курсы. Мы не закисаем на Камчатке и сами подобным образом развиваемся. Уже очень давно сотрудничаем с Федором, у нас ежегодно проходит как минимум два сбора – перед сезоном и после, Федор является нашим научным руководителем в этом процессе.
И многое из того, что нам показывали в Безенги, я уже видел. Но что-то новое я почерпнул. Мне понравилось, что наши преподаватели – Кит Рейд, и Марк Пише, очень профессиональны как учителя. То есть, мало того, что они действующие скальные и лыжные гиды, и знают свою тему, они еще очень внятно могут ее подать. Мне было очень интересно.
- К вам на базу приезжают не только обычные клиенты, но самые реальные звезды мирового сноубординга – теперь полученные знания ты будешь применять в работе?
- Естественно! Потому что нас знают в мире, знают, чем мы занимаемся. Знают, что мы можем дать райдерам такого высокого уровня то, что им конкретно нужно. Но любой высокий профессионализм в сноубординге и лыжах граничит с большим риском, поэтому, конечно же, те знания, которые я получал и буду получать в Школе горных гидов, станут очень ценным багажом.
- Экзамен на профессию лыжного гида нужно будет сдавать на лыжах, ты же пока ими не владеешь?..
- Время еще есть, я научусь!