8 ноября 2014, 13:45

Финалистка Туктамышева и худший прокат Липницкой

"ГРАН-ПРИ". CUP OF CHINA

Победив в женском турнире в Шанхае Елизавета Туктамышева гарантированно обеспечила себе место в финале "Гран-при". Лидировавшая после короткой программы Юлия Липницкая назвала собственный прокат худшим в карьере, но стала второй.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Шанхая

Началу субботних соревнований предшествовала достаточно печальная новость: на тренировке в Москве получила травму голеностопа Аделина Сотникова. Тренер спортсменки Елена Буянова лишь расстроенно сказала, что сама толком не знает, насколько все серьезно. Сразу после того, как в Шанхае отсоревнуется Максим Ковтун, тренер планирует вылететь в Москву, в понедельник туда же прилетит профессор-ортопед из Германии, и только после консультации со специалистом можно будет понять, как много времени уйдет у Сотниковой на восстановление.

О том, что Аделина может сняться с Московского этапа, шли разговоры и до травмы: мол, не в том состоянии сейчас находится олимпийская чемпионка, чтобы выступать на серьезном уровне. Буянова и сама еще до отъезда в Шанхай косвенно это подтвердила, сказав, что голеностоп болит у Аделины достаточно сильно. Более того, тренеру и спортсменке пришлось принять решение максимально облегчить произвольную программу на этапе Кубка России в Сочи – с тем, чтобы травмированная нога получила отдых и можно было бы лучше подготовиться к выступлению в Москве. Кто ж мог предположить, что голеностоп все-таки не выдержит?

Жаль и того, что розыгрыш "Гран-при" остался без очень яркой участницы: за минувшее лето и начало осени Аделина сильно изменилась. Стала взрослее, музыкальнее, что очень удачно подчеркнули обе программы, поставленные спортсменке Петром Чернышевым как бы "на вырост".

С точки зрения постановок в российском женском катании вообще случился некий бенефис: из тех, кто уже показал себя на соревнованиях, нельзя, пожалуй, придраться ни к одной из программ. В субботу публике предстояло увидеть наиболее долгожданную постановку – произвольную "Джульетту" Юлии Липницкой: слишком много сил фигуристка и тренер затратили на то, чтобы сделать окончательный выбор.

Когда Илья Авербух только начал заниматься постановкой Юлиных программ нынешнего сезона, в кругах болельщиков было достаточно много разговоров и домыслов: оставит ли Липницкая стиль маленькой беззащитной девочки на льду, так полюбившийся публике год назад, или же будет пробовать найти себя в более взрослом образе. Стиль остался прежним и, возможно, это был очень правильный шаг: на фоне прежнего образа стало особенно хорошо заметно, как изменилось катание – стало не просто напористым, но и по-настоящему мощным.

Другой вопрос, что к началу сезона фигуристка и тренер все-таки не достигли готовности, позволяющей катать произвольную постановку с полным набором прыжков: если на Играх в Сочи Юля дважды исполняла в каскадах тройной лутц, то сейчас этот прыжок пришлось заменить на двойной аксель – в первой из прыжковых комбинаций и на флип – во второй. Такие намерения по крайней мере значились в предварительной заявке.

Туктамышевой было ничуть не легче. Еще на самом первом старте – в конце сентября в немецком Оберхофе – стало понятно, что после всех невзгод, травм, пропущенного сезона и непрекращающейся борьбы с собственным весом фигуристке удалось главное – полностью восстановить прыжки. С технической точки зрения прыжки главной на сегодняшний день подопечной Алексея Мишина вообще уникальны: если большинство соперниц выполняет тройные исключительно за счет крутки, то есть – природной резкости, Туктамышева в полной мере использует скорость захода на элемент, отчего сам прыжок получается более мощным, амплитудным, и что немаловажно – визуально легким.

Если рассуждать категориями биомеханики, вполне можно провести параллель с еще одной уникальной спортсменкой – прыгуньей с шестом Еленой Исинбаевой, о которой ее тренер Евгений Трофимов как-то сказал: "У Лены достаточно средние природные данные. Но она совершенно блестяще умеет передавать энергию собственного разбега в шест. А соперницы на это не способны. Вот и все".

Пропущенный Туктамышевой сезон все-таки ударил по ней. Если бы Лиза успешно прошла через Олимпийские игры и чемпионат мира, как это получилось у ее соперницы, ее оценки в части компонентов, а главное – в надбавках за качество прыжков – вполне могли быть гораздо более высокими: все-таки судьи очень подвластны стереотипам мышления – особенно сильно это было заметно в короткой программе, где все прыжки Туктамышевой вышли безупречными. Но тут уж вряд ли стоит сожалеть о прошедшем: куда важнее было закончить турнир на столь же высоком уровне, как он был начат.

Нервное напряжение все-таки сказалось: в первом из каскадов Лиза сдвоила второй прыжок, а следом сделала двойной лутц вместо тройного. Что, впрочем, не помешало фигуристке превосходно и с настроением закончить выступление, став первой спортсменкой, гарантированно отобравшейся в финал "Гран-при".

Гораздо сильнее напряжение подкосило Липницкую. При недостатке функциональной готовности соревноваться всегда становится намного сложнее: вытянуть постановку возможно разве что на кураже, на характере, которого у Юли всегда хватало. Но на этот раз все как-то с самого начала пошло не так: сразу после первого облегченного каскада фигуристка ошиблась в тройном сальхове и настрой на прокат (никаким куражом там не пахло изначально) рассыпался окончательно. А с ним – и вся программа: спортсменка сделала "бабочку" вместо флипа, затем еще одну "бабочку" – вместо лутца, сильно недокрутила еще один флип и заняла в произвольном катании только четвертое место. Постановка возможно и имела шанс показаться интересной, но явно не в таком исполнении. Не бог весть каким удачным выглядел и костюм – старое и достаточно "детское" платье, первоначально сделанное для короткой программы прошлого сезона.

Свое выступление Липницкая назвала на пресс-конференции худшим прокатом за всю свою жизнь, отметив, что не довольна ни одним из элементов.

Не исключаю, кстати, что замена каскада на более простой стала ошибкой: надо знать характер Липницкой, чтобы понимать, насколько неуютно она себя чувствует, когда понимает, что в чем-то проигрывает соперницам – ей всегда внутренне важно ощущать себя лучшей. Отсюда, собственно, и перфекционизм: либо все, либо – ничего. С этой точки зрения возможно было бы правильнее оставить прежний вариант программы – и бог с ним с неправильным ребром на лутце, даже если бы это ребро случилось. Но сейчас уже пережевывать неудачу ни к чему. В конце концов общее второе место – прекрасная позиция, чтобы продолжать борьбу за место в финале чемпионской серии.

"Гран-при". 3-й этап. Cup of China. Женщины. Произвольная программа. 1. ТУКТАМЫШЕВА – 128,61. 2. П. Эдмундс (США) – 110,95. 3. Мураками (Япония) – 108,95. 4. ЛИПНИЦКАЯ – 104,01. 5. Дэлмен (Канада) – 102,77. 6. Ли Цзыцзюнь (Китай) – 98,96. Итог. 1. ТУКТАМЫШЕВА – 196,60. 2. ЛИПНИЦКАЯ – 173,57. 3. Мураками – 169,39. 4. П. Эдмундс – 161,27. 5. Дэлмен – 161,26. 6. Ли Цзыцзюнь – 152,62.

6