12 января 2015, 22:50
На журналистов и болельщиков, а заодно и на российскую федерацию фигурного катания обрушились слухи о том, что чемпионка Игр в Сочи 16-летняя Юлия Липницкая приняла скоропостижное решение поменять тренера
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Комментировать слухи – занятие бессмысленное, но сама ситуация с фигуристкой, всего год назад считавшейся первым номером российской сборной, безусловно, требует комментария. Хотя бы потому, что подобный вариант развития событий прогнозировался еще в ходе декабрьского чемпионата России, который спортсменка сокрушительно проиграла.
Дело было даже не в поражении, как таковом: выступление на чемпионате (впридачу к трем неудачным стартам на этапах "Гран-при") сделало окончательно очевидным, что проблемы спортсменки куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Что у нее рассыпалась техника прыжков, которая и без того оставляла желать лучшего, что начались изменения веса и роста, а с ними – сместился центр тяжести. А самое главное – что пошатнулось доверие к тренеру – Этери Тутберидзе.
Не исключаю, кстати, что оно пошатнулось не в этом сезоне, а раньше. Когда я разговаривала с мамой спортсменки в январе прошлого года в Будапеште, где Липницкая стала чемпионкой Европы, та недвусмысленно дала понять, что выбирала тренера для дочери как раз с тем расчетом, чтобы тот сделал Юлю олимпийской чемпионкой. Могла ли у Липницкой-старшей иссякнуть, или, как минимум, поколебаться вера в тренерское могущество Тутберидзе после Игр в Сочи? Запросто! Ставка делалась прежде всего на личный турнир, но как раз его Юля провалила. Причем не только по своей вине: с ажиотажем Игр не справилась прежде всего тренер.
Сейчас все стало еще критичнее: два спортсмена Тутберидзе отобрались на чемпионат Европы, победительница недавнего юниорского финала "Гран-при" Евгения Медведева будет биться в начале марта за титул чемпионки мира среди юниоров, так что тренеру по любому будет не до Липницкой, для которой сезон закончен уже сейчас. С этой точки зрения желание все резко поменять если не разумно, то как минимум объяснимо.
Другой вопрос, что более неудачный момент для того, чтобы менять наставника, трудно себе вообразить. Это для своих фанатов Юля, несмотря на все трудности, остается лучшей фигуристкой в мире. А для любого из тех, кто смотрит на ситуацию профессионально, она всего лишь спортсменка, переживающая неудачный период, отягощенная непростым характером и... мамой, которая наверняка по-прежнему намерена принимать самое деятельное участие в тренировках дочери. Ответственность предельно высока, гарантии успешного и быстрого выхода из кризиса – минимальны. Ну и какого уважающего себя тренера это может заинтересовать?
Не может это заинтересовать и федерацию фигурного катания. По той простой причине, что и без Липницкой хватает тех, на кого можно делать ставку и при этом не проиграть.
Вот и выходит, что спортсменка (в случае если она действительно решится на резкие перемены в собственной жизни) рискует загнать себя в тупик, из которого уже не будет выхода. Потому что тупиковым выглядит само желание изменить окружающую реальность ради того, чтобы "стало, как было". Надо меняться самой, менять свое отношение к жизни, к спорту, к тому, что ты делаешь. Другими словами – взрослеть. Самой. Без мамы.