Как любые соревнования, предстоящий старт уже имеет своих ньюсмейкеров, своих героев и своих темных лошадок. На кого же следует обратить особенное внимание?
ЛИПНИЦКАЯ, СОТНИКОВА И ДРУГИЕ
Российское женское одиночное катание – как государство в государстве. Некий золотой фонд национального спорта, причем золотой в прямом смысле: кто бы ни стал чемпионкой страны, можно с большой степенью вероятности утверждать, что эта спортсменка – потенциальная чемпионка Европы, и это – минимальная планка притязаний.
При том что на эту позицию могут претендовать сразу пять или шесть спортсменок, у всех есть уязвимые места. Исключение составляет разве что 15-летняя Евгения Медведева, но парадокс в том, что она в этой компании наименее интересна. Катается спортсменка прекрасно, программы составлены таким образом, что Медведева имеет преимущество над соперницами по сложности, даже не выходя на лед, но все это мы уже видели и в исполнении Лизы Туктамышевой и Аделины Сотниковой времен начала их выступлений на взрослом уровне, и у Юлии Липницкой в сезоне-2014, и у Лены Радионовой прошлогоднего образца и даже у Анны Погорилой, когда она дебютировала на взрослом уровне.
Другими словами, победительница финала "Гран-при" находится в том прекрасном периоде, когда проблемы взросления кажутся чем-то достаточно далеким, чтобы не думать о них вообще. Медведева достаточно хороша для того, чтобы стать звездой текущего сезона, но даже если это и произойдет, то совершенно не будет гарантией, что Женя окончательно состоялась как фигуристка. Такие вещи не происходят в один год, пусть даже безоговорочно победный.
Туктамышева, Сотникова и Липницкая – совсем другая лига. Взрослая – в полном смысле этого слова. Каждая из девушек прошла в фигурном катании очень непростой путь и за каждой – ее собственная история. История маленьких трагедий в том числе.
При этом любая из этих трех спортсменок вполне может оказаться за бортом сборной. Это, безусловно, добавляет турниру интриги: подобный накал борьбы не всегда доводится увидеть даже на мировых первенствах. И тот редкий случай, когда вообще не хочется делать никаких прогнозов. Хочется просто пожелать удачи всем без исключения.
СТОЛБОВА И КЛИМОВ: ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ?
После того как Ксения Столбова и Федор Климов стали первыми в финале "Гран-при", президент российской федерации фигурного катания Александр Горшков заметил, что эта победа важна прежде всего с психологической точки зрения: спортсменам было очень важно поверить в то, что, уступая соперникам в сложности, с ними по-прежнему можно бороться. И добавил, что считает Столбову и Климова самой харизматичной из ныне катающихся пар.
Харизма – барышня крайне капризная. В том плане, что может весьма мощно усилить имеющиеся козыри (а их у Ксении и Федора достаточно много), но перестает работать – при серьезных ошибках. Значит, пара просто не может позволить себе ошибаться. Ведь при всей красоте и заслуженности недавней барселонской победы очевидно, что ни один из дуэтов-соперников не показал в произвольной программе свой максимум.
Трудно сказать, кстати, что сложнее – продолжать отрабатывать элементы "верхнего" уровня сложности типа четверных выбросов и подкруток, оставляя за собой совершенно легальное (как минимум в нынешнем сезоне) право на ошибку, или необходимость выдавать при каждом прокате максимум. То есть быть на пике формы на всех стартах сезона.
У китайцев на этот счет есть великолепная философская поговорка о том, что невозможно слишком долго стоять на цыпочках. Получится или нет у Столбовой и Климова продержаться "на цыпочках" весь сезон – вопрос второй. Ведь даже чемпионат страны, на котором у Столбовой и Климова не будет столь жесткой конкуренции, как та, что имела место в Барселоне и прогнозируется на основных стартах в январе и марте, – не дает паре большой возможности для спокойного катания. Их по-прежнему будут сравнивать: как очно – с чемпионами Европы Юко Кавагути/Александром Смирновым и более молодыми, скоростными и мощными Евгенией Тарасовой/Владимиром Морозовым, так и виртуально – со всеми остальными.
Кстати, если говорить о прогрессе российских спортивных пар в нынешнем сезоне, я бы поставила на первое место отнюдь не лидеров, а Веру Базарову/Андрея Депутата, совершивших за несколько последних месяцев очевидный качественный скачок и в плане техники, и в плане хореографии. Не факт, что подопечные Олега Васильева сумеют завоевать место в сборной, но то, что они способны удивить, не вызывает сомнений.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
За несколько дней до начала российского чемпионата аналогичное первенство завершилось во Франции, где впервые показали обе свои программы чемпионы мира Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Разговоров о том, какой стиль предпочтут французы в этом сезоне, курсировало в танцевальных кругах множество, они же предпочли прежний – прошлогодний.
Возможно, такое решение станет максимально выигрышным: пропустив первую половину сезона из-за травмы партнерши, французы оказались в ситуации, где показать свои программы им предстоит всего два раза – на европейском и мировом первенствах. Так слаженно, легко и акварельно не катается в мире никакой другой дуэт. Помимо этого французская пара – единственная из всех выступающих, кому блестяще удается создать на льду обстановку абсолютной интимности, танца друг для друга, не предназначенного для посторонних глаз. То есть, еще не начав толком соревноваться, они уже стоят особняком. А на сами танцы хочется смотреть бесконечно – как на струящуюся воду.
И вот этого, к сожалению, пока нельзя сказать ни об одной из российских танцевальных пар. Все они на льду прежде всего работают, а не танцуют. Это совершенно объяснимо: каждому из как минимум четырех дуэтов, намеренных бороться за три вакансии в сборной, приходится бороться с целым комплексом проблем: Екатерине Бобровой/Дмитрию Соловьеву – с последствиями травмы, выбросившей фигуристов из спортивной жизни более чем на год. Виктории Синициной/Никите Кацалапову и их бывшим партнерам Елене Ильиных/Руслану Жиганшину – со слишком ограниченным количеством совместных умений. Александре Степановой и Ивану Букину сильнее всего мешает, на мой взгляд, отсутствие внутренней уверенности. Словно они сами пока мысленно не готовы поставить себя на один уровень с лидерами. Такая же проблема – у Ксении Монько/Кирилла Халявина.
А пока все это приводит к конкуренции не мирового, а всего лишь российского масштаба.
НА ЧЕРНЫХ ТРАССАХ
Выиграв с недосягаемо-рекордными результатами финал "Гран-при", олимпийский чемпион Сочи Юдзуру Ханю задал мужскому одиночному катанию неберущуюся планку. Но финал показал и другое: что переход из юниорского катания во взрослое сейчас вполне можно сравнить с тем, как человек выкатывается на лыжах с равнины и внезапно попадает на "черную" трассу и стремительно летит вниз по склону, где все зависит уже от того, насколько быстро он сам сориентируется в том, что происходит вокруг.
В этом отношении сейчас уже очевидно: ход тренерской команды Максима Ковтуна, включившей год назад в две программы спортсмена пять четверных прыжков, был совершенно верным. Именно это сейчас делает Максима едва ли не единственным российским одиночником, способным (при идеальном исполнении программ, разумеется) оставаться конкурентоспособным на мировой арене.
Другой вопрос, что пока еще Ковтуну ни разу не удалось добиться безошибочного проката. Добьется ли он его в Екатеринбурге? Не факт. Бесспорно другое: даже самые лучшие прокаты в исполнении остальных российских одиночников – это борьба за мировую десятку, но отнюдь не за медали. Иносказательно выражаясь, по трассе одиночного катания наши мужчины пока идут плугом.