19 ноября 2018, 01:00

Брайан Орсер: "Медведева позвонила мне ночью. Она была немного сумасшедшей и злой"

Канадский специалист, один из лучших тренеров мира по фигурному катанию, наставник Евгении Медведевой и Юдзуру Ханю, встретился в Москве с корреспондентом "СЭ" и дал откровенное интервью

Медведева пришла ко мне от очень хорошего тренера

– Вы сейчас находитесь в Москве. Поддерживаете ли связь с Евгенией Медведевой?

– Сейчас там всем заправляет моя помощница Трейси Уилсон, она в том числе руководит и Жениными тренировками. Увижу Евгению во вторник – после окончания соревнований и перелета. Она знает, над чем ей нужно продолжать работать, и сейчас занимается со специалистом по вращениям. Самое время сфокусировать внимание на этом элементе. Пока я нахожусь в Москве, мы не связывались. Мы действуем по ситуации. Иногда это нужно, иногда – нет. Обычно у нас есть план на неделю, который мы корректируем в зависимости от ощущений. Прорабатываем прыжки, вращения, уделяем отдельное внимание тройному лутцу.

– Что самое сложное в работе с Медведевой?

– С любым новым учеником непросто. Так что особых сложностей с Евгений не было: она потрясающая фигуристка, которая очень любит кататься. У нее просто космический талант, плюс она пришла ко мне от очень хорошего тренера. Следующий шаг в ее карьере – наслаждение катанием. Просто взрослый спортсмен не может выигрывать все соревнования подряд. Молодой фигурист – да. Когда-то все мог выиграть Джейсон Браун, тот же Юдзуру Ханю, Юна Ким собирала все награды по юниорам. Но нужно быть готовым иногда проиграть (смеется). Только вот спортсменам это очень сложно понять.

– На следующей неделе на этапе во Франции Медведевой необходима только победа, чтобы выйти в финал "Гран-при". Это плюс или минус?

– Любые соревнования хорошо выигрывать для уверенности в себе. Не поймите меня неправильно, но… В силах ли она победить? Да, в силах. Стала ли она лучше по сравнению с выступлением в Канаде? Да, стала. Пока это все, о чем я готов говорить.

– Как раз после неудачно исполненной короткой программы на этапе в Канаде она рассказывала, что позвонила вам ночью. Часто ли вообще раздаются такие ночные звонки от подопечных?

– Да, такое бывало, и не раз. Ничего удивительного в звонках ночью после провального проката нет. Женя была очень подавлена, но я ей сказал, что однажды она вспомнит об этом дне и поймет, что кое-чему научилась. Тогда это было невозможно: она была немного сумасшедшей, злой и подавленной. И продолжил: будь злой и расстроенной, но ты получишь урок, а завтра настанет новый день. В итоге в произвольной программе она каталась просто здорово. Но эта ситуация многому научила и меня. Когда говорил с ней днем и ночью, стал лучше понимать ее как человека. Впрочем, нам еще многое предстоит узнать друг о друге.

– После того как из-за сорванного каскада из тройных флипа и тулупа Медведева занимала ужасное для себя седьмое место, многие задавались вопросом: а стоило ли так рисковать и ставить его последним прыжковым элементом?

– А как же бонус за два прыжка во второй половине программы? Посмотрите на лучших фигуристов – многие стараются заработать баллы именно таким образом. Для нее такая расстановка вовсе не была риском, просто так сложилось.

Сразу предупредил Медведеву, что не поеду в Саранск

– Понятно, что вы общаетесь с Евгенией на английском, а каких-нибудь русских словечек от нее набрались?

– Знаю "доброе утро", "пошли", "это классно". Вообще мои ученики очень сильно расширили мой словарный запас. Ведь у меня тренировались фигуристы из Кореи, Испании, Японии, России.

– В последнее время на российских сайтах, посвященных фигурному катанию, появилось очень много хейтеров. В Канаде ощущаете нечто подобное?

– Нет. Хотя я отлично понимаю, что у людей есть право выразить любое мнение, поэтому прошу своих фигуристов ничего не читать. Когда я рос, то у людей из любой точки планеты еще не было возможности писать тебе негатив. Представляю, каково спортсменам приходится сейчас. Ведь иногда старт может выйти просто провальным и что тогда? Очень надеюсь, мои спортсмены придерживаются этого совета и ничего не читают.

– Как раз лично у Медведевой появилось много недоброжелателей из-за ее ухода от Этери Тутберидзе к вам…

– Нет-нет, не хочу об этом говорить и оказаться в центре этих разборок. Сюда я приехал с Ханю, а старт Медведевой только через неделю, поэтому давайте не будем, хорошо?

– Ранее вы объявили, что поедете на чемпионат Японии с Ханю, а Медведева отправится на чемпионат России с кем-то из ваших помощников. Не изменили решение? Ведь старт в Саранске будет чуть ли не одним из самых сложных в сезоне…

– Нет, все будет так, как и объявлялось. К сожалению, чемпионаты Японии и России проходят одновременно, поэтому еще в начале работы я сказал Жене, что в случае пересечения турниров поеду с Юдзуру, потому что мы сотрудничаем с ним уже седьмой сезон. Но в этом нет ничего страшного: Трейси Уилсон очень тесно работает с Евгенией и будет с ней на национальном чемпионате. Она хороший специалист.

Ханю не мог сняться с соревнований в Москве – он очень уважает Плющенко

– Когда Юдзуру Ханю упал в субботу на утренней тренировке, испугались?

– Да, я сразу понял, что дела плохи. Вспомнил, что произошло с ним до Олимпиады (за четыре месяца до Игр-2018 Ханю получил травму, из-за которой вынужден был отказаться от участия в олимпийском командном турнире. – Прим. "СЭ"). Надеялся, что у Юдзуру не столь серьезная травма. К счастью, так и оказалось. В целом о работе с Юдзуру и московских выступлениях могу сказать так: он делает все возможное. Ханю дважды выиграл Олимпийские игры, чемпионат мира, однако считает, что все равно должен продолжать. Поразительно, мы вместе работаем уже седьмой сезон, но лучшее катание у него именно сейчас! У Юдзуру потрясающая форма, его прыжки и вращения великолепны, последнюю половину месяца он был невероятно счастливым на тренировках.

Для меня было очень волнительно ехать с ним в Москву, потому что зрители всегда ждут от него чего-то особенного. Он это показал в короткой программе. А в произвольной пришлось изрядно поволноваться за него. Ханю очень восхищается Евгением Плющенко. Он его сильно уважает, поэтому не мог сняться и боролся по ходу проката с травмой, стараясь исполнить программу наилучшим образом. Но это жизнь, возможно, в следующий раз все будет по-другому.

– После проката Ханю его пришла поддержать Татьяна Тарасова…

– Мы немного поговорили после соревнований, у нее ведь тоже случались такие ситуации с подопечными. А с Юдзуру у них особые чувства друг к другу. Да и у меня особенное к ней отношение, потому что, когда я рос как фигурист, она тренировала олимпийских чемпионов в танцах на льду Наталью Бестемьянову и Андрея Букина, но с уважением относилась к моему катанию. А теперь я занимаюсь тренерской работой и постоянно имею возможность общаться с ней.

Восхищаюсь Татьяной Анатольевной – она невероятно мудрый человек. Иногда может сказать что-то жесткое и эмоциональное, комментируя выступления? (Смеется.) Тарасова имеет право на собственное мнение, к которому прислушиваются люди, но Юдзуру она любит.

– Год назад вы тоже были на московском этапе "Гран-при", но тогда Ханю проиграл американцу Нейтану Чену…

– Этот сезон – самый приятный для нас. Не нужно ни с чем бороться, голова не забита Олимпийскими играми. Плюс Юдзуру сам по себе другой человек, ему интересно принимать вызовы, одним из которых стали изменения правил судейства. Сейчас действительно все очень классно – до этого были сезоны, когда нашей команде из-за его перфекционизма и его травм приходилось непросто. Сейчас он просто наслаждается всем.

– Вы упомянули о перфекционизме – с ним нужно родиться или есть шанс воспитать это качество?

– Хороший вопрос. Думаю, что с этим нужно родиться. Но Хавьер Фернадес – яркий пример того, что этому можно научиться. Ханю просто на другом уровне в этом плане, он словно пришел к нам из космоса.

Женщины скоро "взорвут" технику

– Один из примечательных моментов этого турнира – попытка российского одиночника Артура Дмитриева исполнить четверной аксель. Это может стать новой эпохой в мужском катании?

– Никогда не говори "никогда". Да, пока никто не делает этот элемент. Юдзуру хочет сделать его первым. Думаю, у него он получится. Хотя бы потому, что это одна из причин, по которой он продолжает кататься.

– Чего можно ожидать от четырехлетия перед Пекином-2022?

– За четыре года между Сочи и Пхенчханом мужчины-одиночники подняли техническую планку до почти невероятного уровня: четверные лутцы, риттбергеры… Почти каждый одиночник делает четверной прыжок, даже на юниорском уровне. Это потрясающе! Что касается женщин, то у них пошли уже и тройные аксели, и четверные прыжки. Русские девочки уже исполняют четверной лутц! Так что еще немного, и женщины тоже "взорвут" технику. Да они это уже делают!

– Может ли дойти до того, что победить на следующих Олимпийских играх без перечисленных элементов будет невозможно?

– По новым правилам исполнять их очень рискованно. Но сейчас женское катание, с одной стороны, красивое и быстрое, а с другой – невероятно атлетичное. К слову, я поддерживаю изменения в правилах и понимаю, почему они произошли. Самое сложное – это, конечно, сокращение мужской произвольной программы на 30 секунд. Но считаю, что изменения придутся по душе болельщикам и телезрителям. Ведь до этого сколько раз им приходилось видеть, что фигурист дважды падал, но выигрывал, а их любимец катался прекрасно и чисто, но оставался ни с чем. В голове у них явно сидел вопрос: что происходит? Речь прежде всего идет о чемпионатах мира и Олимпийских играх. Больше такого не будет.

13