Фигурное катание — своеобразный мир. Здесь всегда есть желающие сказать гадость даже об очень успешном спортсмене или тренере. Школа Этери Тутберидзе, абсолютный лидер женского одиночного катания последних лет, также давно под прицелом. Но до поры до времени критика ограничивалась российским сообществом и легко объяснялась ревностью, конкуренцией и личными конфликтами. Однако примерно год назад ситуация поменялась — у тренерского штаба из «Хрустального» появились хейтеры за рубежом, и в их первых рядах внезапно оказалась Киира Корпи, в прошлом известная, но не слишком успешная финская одиночница.
Корпи жестко выступила сначала в соцсетях, затем в российских СМИ, в том числе в «СЭ». В качестве сторонниц неугомонная финка привлекла канадку Кейтлин Уивер и представительницу Грузии Элене Гедеванишвили. Ну а недавно Киира добралась до британской Guardian. Эта газета, использовав Корпи в качестве эксперта, представила очень жесткий материал о «русских куклах», якобы изменивших мир женского фигурного катания ценой своего здоровья. После этого не выдержала даже Татьяна Тарасова. «Киира не просидела и недели на тренировке у Тутберидзе, чтобы делать такие заявления. Откуда она знает про систему тренировки? На мой взгляд, это непрофессионально», — приводит слова знаменитого тренера РБК.
Кто же такая Киира Корпи, и почему она столь яростно нападает на российское фигурное катание и методы работы наших тренеров? Болельщики наверняка помнят эту яркую блондинку, выступавшую с 2005 по 2015 годы, и ставшую кумиром фанатов в основном благодаря своей внешности. Две бронзы чемпионатов Европы она завоевала в послеолимпийские сезоны-2006/07 и 2010/11. А главным ее достижением было серебро ЧМ-2012. Даже не в самой великой истории финского катания были более успешные фигуристки.
О спортивных успехах Корпи рассказывать особо нечего. Тем не менее, она представляет собой показательный пример спортсменки, сделавшей отличную медийную карьеру, не будучи великой чемпионкой (пять побед в национальных первенствах Финляндии навряд ли можно считать чем-то грандиозным). Киира была этакой Курниковой от фигурного катания с той разницей, что Анна, достигнув вершин популярности, спряталась от посторонних глаз, а Корпи продолжает зажигать и на «пенсии». Но о нынешних делах — чуть позже. А пока — о масштабе медийного величия финской фигуристки.
Здесь надо понимать, что фигурное катание, в отличие от хоккея и лыж, — далеко не самый популярный в Финляндии зимний вид спорта. Но при этом за рекламное время Корпи на пике ее карьеры сражались чуть и не все национальные бренды. Редкий глянцевый журнал страны не вышел с ее лицом на обложке. В ледовом центре под Лахти, где Киира тренировалась летом, когда каток в родном Тампере был закрыт, наблюдалось чуть ли не обожествление фигуристки. Плакатов с ее изображением было больше, чем портретов Сталина в советских госучреждениях в годы культа личности.
Доводилось слышать мнение, что виной всему большой запрос финнов на местных смазливых знаменитостей. Как известно, в этой стране существуют определенный дефицит женской красоты и сексуальности. Причем, на такие темы не принято говорить вслух. Официально красота не рассматривается в Финляндии как особое достоинство. На телевидении высокая мода вчистую проигрывает в популярности кулинарным шоу. Эмигранток из России, регулярно пользующихся косметикой и надевающих соблазнительные наряды, считают чуть ли не проститутками. И тем не менее, симпатичную фигуристку Кииру ждал оглушительный успех.
Самое сильное впечатление в зените популярности производил сайт фигуристки. Помимо интернет-магазина, на нем особым вниманием пользовалась онлайн-игра «Одень Кииру». Раздеть спортсменку в ней было невозможно, хотя очевидно, что основной запрос был именно на это. Конечно, красота и популярность — понятие относительное. Слишком высокая для фигуристки — почти метр семьдесят, — Киира не дотягивала по росту до стандартов всяческих мисс. При этом в 2006 году она была официально признана самой позитивной жительницей Финляндии. При этом она не собирала вокруг себя богемную публику, не генерировала сплетен и не была замечена ни в каких скандалах.
Это упущение фигуристка решила наверстать после завершения выступлений. В 2015 году Корпи закончила с любительским спортом, занявшись ледовыми шоу за океаном и личной жизнью. Ее будущий муж — испанец финского происхождения Артур Борхес — получил работу в Нью-Йорке, и Киира перебралась жить к нему. В Финляндии звездной девушке явно было тесно. В Штатах Корпи начала изучение психологии в одном из вузов. И в этот момент она внезапно осознала себя борцом за права женщин и детей в большом спорте. Все началось с колонки в крупнейшей финской газете Helsingin Sanomat.
— Когда меня назвали самой позитивной финкой, я поняла, что никто не знает правды: в своих мыслях я была очень негативной, — писала Киира. — Меня считали примером здоровой девушки, но спортивная карьера разрушала мою личность. Я не могла поступать так, как хотела, а действовала лишь исходя из требований тренера, и не показывала на публике своих эмоций. Когда я завершила карьеру, меня охватило чувство угнетенности. Я сдерживалась слишком долго. Я плакала, плакала сутки напролет.
Помимо опустошения и панических атак после завершения карьеры, Киира также рассказала о том, как на фоне поддержания диеты у нее появились признаки анорексии и как при помощи таблеток она меняла свой менструальный цикл, нанося непоправимый вред здоровью. Также много хлопот девушке доставляли неадекватные поклонники.
В 2009 году Кииру якобы пригласили на российское телевидение, после съемок отвезли в роскошный отель, а затем — в загородный дом. Там к 20-летней на тот момент фигуристке начал приставать некий русский олигарх, как охарактеризовала его финка — «40-летний старик». Олигарх подарил девушке дорогую машину, а когда она отказалась от презента — насильно переслал автомобиль в Тампере. «Я была против этого общения, но должна признаться, немного разочаровалась, когда эти приключения закончились», — заявила Корпи.
Как бы то ни было, Киира жестко обозначила свою позицию против авторитарных тренеров и психологического давления на спортсменов. «В фигурном катании можно выделить два стиля работы со спортсменом. В старом ключе главным становится тренер, он делает из спортсмена готовый продукт, — отметила финка. — На тренировках в новом стиле в центр ставят самого спортсмена. Так фигурист более гармонично развивается и хорошо себя чувствует, ведь в первую очередь учитываются его силы и ощущения. Я хочу принести пользу своему виду спорта в этот переломный момент. Мечтаю готовить тренеров нового стиля и с помощью их менять спорт».
Все это было еще до нападок на Тутберидзе. Вероятно, Киира в итоге сочла именно команду «Хрустального» самыми яркими представителями «старого стиля» и направила свой гнев именно в этом направлении. Очевидно, что она не знает ситуацию с конкретным тренером и ее ученицами досконально. И они для нее — скорее представители тренда, чем реальные оппоненты. Однако эта виртуальная дискуссия может иметь серьезные последствия. Например, когда ISU после карантина все же проведет свой конгресс, волне вероятно, что в вопросе повышения минимального возраста для взрослых соревнований делегаты примут сторону Корпи, а не Тутберидзе.