2 января этого года тренеру того самого тбилисского "Динамо", выигравшего Кубок кубков-1981, исполнилось бы 75. Но 15 лет назад, 25 января 1998-го, Нодар Парсаданович Ахалкаци ушел из жизни.
Нодар Парсаданович Ахалкаци был очень талантливым, успешным и в то же время сложным человеком. Расцвет его тренерской карьеры - "золотой век" грузинского футбола, период с 1976 по 1982 год прошлого столетия. Да-да, именно по 1982-й. Многие почему-то считают, что успехи "Динамо" из Тбилиси закончились с выигрышем Кубка кубков, и забывают, что весной 1982 года команда во второй раз подряд вышла в полуфинал этого турнира. Понятно, что после победы оказаться лишь в числе четырех сильнейших - не самое большое достижение. Только вот многие ли команды с постсоветского пространства с тех пор достигали подобного?
АХАЛКАЦИ И ЧЕРЧИЛЛЬ
Какая связь между знаменитым тренером тбилисского "Динамо", первым президентом Федерации футбола Грузии и одним из выдающихся политических деятелей Великобритании и мира? Я всегда вспоминаю Черчилля, когда речь идет о Нодаре Ахалкаци, выдающемся тренере и энциклопедически образованном человеке. Прежде всего потому, что его успехи и неудачи в некоторой степени похожи на сложную политическую карьеру Черчилля.
А впервые сравнение возникло в ноябре 1996-го, когда Тбилиси готовился к матчу отборочного турнира чемпионата мира со сборной Англии. За неделю до игры в город приехал известный британский журналист Брюс Кларк. Он посещал Грузию и прежде, опубликовал в Англии немало интересных статей об этих поездках. А в ноябре 1996-го его задачей было подготовить цикл материалов о футбольных настроениях в Тбилиси, о семье Георгия Кинкладзе, который тогда играл за "Манчестер Сити", а также встретиться с президентом федерации футбола Нодаром Ахалкаци и президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе.
Желание сделать интервью с Ахалкаци было понятно. В Англии помнили прекрасную игру тбилисского "Динамо", которое осенью 1979-го под руководством Ахалкаци выбило из розыгрыша Кубка европейских чемпионов "Ливерпуль" - 1:2, 3:0. А спустя полтора года добилось такого же результата против "Вест Хэма" (4:1, 0:1). Но я честно признался Кларку, что сделать интервью с Шеварднадзе будет намного проще, чем с Ахалкаци. Англичанин удивился и засмеялся, но именно так и произошло.
При помощи пресс-секретаря президента Грузии Вахтанга Абашидзе встречу с руководителем страны удалось организовать достаточно быстро. А вот Нодар Ахалкаци через посредников передал нам, что очень занят.
Пришлось пойти на хитрость. Поздно вечером я позвонил домой президенту федерации и сказал, что британскому журналисту нужна справка о том, что Ахалкаци не может дать интервью. Нодар переспросил: "Тенгиз, ты шутишь?" Я ответил: "Что вы? Какие шутки! Я вас очень уважаю". Ахалкаци разгадал замысел, но повеселел: "Эх ты, черноморский парень. Во-первых, такой документ господину Кларку без надобности, во-вторых, я не отказывал в интервью, а просто занят. Но приходите завтра в федерацию, скажу пару слов твоему гостю".
Когда мы пришли, Ахалкаци поинтересовался: "Кто тебя научил так добиваться согласия на интервью?" Я ответил: "Батоно Нодар, мой дед Сардион Каджая в 1942 году несколько недель был одним из охранников Лаврентия Берия, он и обучил меня подобным хитростям". Ахалкаци сразу же полушутя-полусерьезно спросил: "А в охране Черчилля твой дедушка случайно не служил?" Услышав знакомую фамилию, встрепенулся уже британский журналист и начал интервью именно с вопроса о потомке герцога Мальборо. Разговор продлился больше полутора часов. И футбол оказался лишь одной из тем.
ИНЖЕНЕР И ПАТРИОТ
В 1988 году приехавший в Грузию комментатор Николай Озеров рассказывал, что в ходе европейских турне Нодар Парсаданович сам, а иногда вместе с футболистами посещал музеи и исторические места. Этим Озеров лишний раз подтверждал, что Нодар Ахалкаци был не только отличным знатоком футбола и успешным тренером, но и очень образованным и интеллигентным человеком.
О еще более интересных деталях мне рассказала Медея Ахалкаци. Дочери Нодара сейчас 43 года. В 1990-х годах она работала журналистом, была корреспондентом ОРТ в Грузии, а с 2001 года с супругом и четырьмя сыновьями живет в Израиле. Кстати, один из детей, 13-летний Даниэль Эйтам, играет за юношескую команду "Маккаби" из Тель-Авива и успешно выступает в детской лиге Израиля.
- У моих дедушки и бабушки было четверо детей: трое мальчиков - Гурам, Нодар и Тамаз - и одна дочь - Маквала. Тамаз и Маквала и сейчас живут в Тбилиси, дядя Гурам в конце 1997 года скончался в России, где он жил с семьей.
Отцу было всего 12 лет, когда умер мой дед. Бабушка в сложных условиях воспитала четверых детей в одиночку. Папа с отличием окончил Грузинский политехнический институт по специальности "инженер по строительству мостов и тоннелей", но, несмотря на настойчивые просьбы профессоров и лично академика Кириака Завриева остаться работать в институте, выбрал футбол и посвятил ему всю жизнь. Отец очень любил поэзию - грузинскую, русскую и японскую. Сколько себя помню, он постоянно читал философские труды, хорошо разбирался в классической музыке.
- Каким лично вам запомнился 1981 год, когда "Динамо" выиграло в Дюссельдорфе у "Карл Цейсса" и завоевало Кубок кубков?
- Мне было 13 лет. И я хорошо помню то воодушевление, которое испытала вся Грузия. В нашем доме в Тбилиси собрались друзья, соседи, незнакомые люди. А о финале мне потом рассказал отец. В день игры в Дюссельдорфе у него поднялась высокая температура, но он не подавал виду, чтобы игроки еще больше не нервничали. А когда после победы они прилетели в Москву, ему передали письмо из Федерации футбола СССР. Отцу было так плохо, что он даже не вскрыл конверт. Уже в Тбилиси, через два дня вспомнил о нем и обнаружил выговор за то, что в ФРГ "Динамо" выступало в форме одной немецкой фирмы. Но отец не стал переживать по этому поводу, а вот уход из "Динамо" сначала в 1983-м, а потом в 1986 году стал для него очень болезненным.
- Я слышал, что его приглашали команды Украины и России, была возможность отправиться тренировать за рубеж. Почему он не уехал?
- Все детали я не знаю, но хорошо помню, что в конце 1980-х годов ему предлагали пост главного тренера ЦСКА, квартиру и машину в Москве и другие земные блага. Потом отца приглашали на работу в Грецию и Казахстан. Друзья в Тбилиси говорили ему: "Нодар, езжай, поработай за рубежом, еще раз докажи, что ты классный тренер". Но мой отец был категорически против и говорил: "Я уже доказал в тбилисском "Динамо" все, что хотел в футболе". Он так любил Грузию, что не мог представить себе работу в другом месте.
КЕМ БУДЕТ ДАНИЭЛЬ?
- Смерть отца была очень неожиданной для нас, - рассказывает Медея. - 25 января 1998 года он прилетел из Тбилиси в Москву, из аэропорта Внуково собирался на встречу с президентом ФИФА Зеппом Блаттером, сел в машину друга и через несколько секунд ему стало плохо. Папа скончался на месте...
Моя мама Нелли была против того, чтобы мой брат Нодар стал президентом Федерации футбола Грузии (младший Нодар занимал этот пост в 2005 - 2009 годах. - Прим. Т. П.). Она хорошо помнила, как отец пожертвовал своим здоровьем ради футбола, и хотела, чтобы брат занялся более спокойным делом.
- Чем сейчас занимаются ваши брат и сестра?
- Анна с семьей живет в США, она экономист, работает в международной финансовой корпорации. Моя мама находится то у меня в Израиле, то в Америке у сестры, то у моего брата Нодара в Германии. А я очень рада, что мой сын Даниэль - талантливый игрок и очень любит футбол, как и его дедушка. Надеюсь, своей игрой он еще раз заставит мир вспомнить о моем отце.
А ведь и правда интересно, если Даниэль станет классным футболистом, за сборную какой страны он будет играть - Грузии или Израиля?
Тенгиз ПАЧКОРИЯ
Тбилиси
Нодар Парсаданович Ахалкаци родился 2 января 1938 года в Тбилиси.
Играл за тбилисские СКА (1957 - 1959) и "Локомотив" (1960 - 1966). Тренерскую карьеру начал в "Локомотиве" (1967 - 1970), работал руководителем отдела футбола cпорткомитета Грузии (1971 - 1974), начальником команды в "Динамо" Тбилиси (1974 - 1975).
В 1976 - 1983 и 1985-1986 годах – главный тренер "Динамо" Тб. Тренер сборной СССР вместе с Константином Бесковым и Валерием Лобановским на ЧМ-1982 в Испании. С февраля 1990 года до смерти в 1998 году был президентом Федерации футбола Грузии.
Под его руководством "Динамо" Тбилиси завоевало Кубок обладателей кубков (1981), стал чемпионом СССР (1978) и дважды обладателем Кубка СССР (1976, 1979).
Признан лучшим тренером Грузии ХХ века (2001). Награжден орденом ФИФА "За выдающийся вклад в развитие футбола" (2008).