10 сентября 2014, 14:00

Почему современная трактовка офсайда - гениальна

Сергей Яременко
Корреспондент

Обозреватель британского The Guardian Джонатан Уилсон рассуждает о том, как изменения в правилах, совершенные в 2005 году, подарили нам возможность наслаждаться самым красивым футболом в истории.

Ни одно футбольное правило не обсуждается так часто, как офсайд. Большинство болельщиков видит в нем лишь нудную формальность, которая отбирает у футбола массу забитых голов и делает его менее зрелищным. Знатоки игры сделали офсайд универсальным фетишем, в котором "никто не ничего не понимает". Но если вы не можете в чем-то разобраться, это не значит, что непонятное заведомо плохо. Современная трактовка положения "вне игры", возможно, лучшая вещь, что когда-либо случалась с футболом. В ней кроются причины успехов "Барселоны". Команды, где собралась большая группа игроков, главная сила которых не физическая мощь, а техника.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОФСАЙДА

Первая трактовка положения "вне игры", принятая Футбольной ассоциацией в 1863 году, говорила о том, что в офсайд попадает любой игрок, оказавшийся впереди мяча.

Четыре года спустя правила стали либеральнее – положение "вне игры" стало фиксироваться, если между форвардом и воротами было менее трех футболистов команды соперника. В 1872 году офсайд стал фиксироваться в момент передачи, а не в тот момент, когда игрок уже получил мяч.

С тех пор правило "вне игры" постоянно смягчалось. В 1903-м было введено понятие "пассивного офсайда". Четыре года спустя решили, что его можно зафиксировать только на чужой половине поля, а в 1921 году пришли к тому, чтобы не определять офсайд во время вбрасывания аута.

Команды постепенно научились использовать офсайдную ловушку в своих целях. Первыми искусственное "вне игры" применили игроки "Ноттс Каунти", но настоящего мастерства в этом элементе добился "Ньюкасл". Игры "сорок" превратились в сражения на узкой полоске поля у центральной линии.

Последней каплей стала нулевая ничья "Ньюкасла" с "Бери" в феврале 1925 года. Это была шестая безголевая ничья "сорок" в том сезоне. Результативность команды упала до немыслимо низкого в то время показателя – 2,58 гола за игру. ФА пересмотрела правило офсайда.

ПЕРЕМЕНЫ 1925 ГОДА

Чиновники нашли два выхода. Первый – фиксировать офсайд в случае, если перед нападающим всего два защитника, и второй – добавить в разметку еще пару линий в 40 ярдах от каждых ворот. До этой линии форвард не мог попасть в офсайд. После серии выставочных игр FA склонилась к первому варианту. Новое правило вступило в силу перед сезоном-1925/26.

Результативность сразу подскочила до 3,69 гола за матч. Но главным следствием изменения стало радикальное преображение тактики. Раньше обороняющиеся имели в запасе защитника, который мог подстраховать партнеров, а теперь в случае ошибки при создании офсайдной ловушки форвард убегал один на один с голкипером. После изменений 1925 года Герберт Чапмэн в своем "Арсенале" впервые стал применять легендарную схему "дубль-вэ", которая дала мощнейший толчок развитию тактики.

Офсайдная ловушка вернулась в середине 60-х. Появление зональной подстраховки и улучшение физической формы привело к зарождению прессинга. Когда его применяли такие команды, как киевское "Динамо" Виктора Маслова или "Аякс" Ринуса Михелса, зрители получали захватывающий футбол, но менее развитые в техническом плане коллективы потчевали зрителей унылой игрой в центре поля.

ПО СЛЕДАМ ИТАЛИИ-90

В конце концов, это обернулось скучным ЧМ-90 в Италии. Под впечатлением от него ФИФА решилась на тонкое изменение в трактовке пассивного офсайда. Теперь форварда считали активным, если он получил преимущество, а не "стремился получить преимущество", как было ранее.

Но самые решительные изменения случились в 2005 году. Пожалуй, впервые за 142 года использования положения "вне игры" оно заработало правильно. Было разъяснено, что нападающий находится в офсайде только в том случае, если за линией предпоследнего защитника оказалась та часть его тела, которой можно бить по мячу. Несмотря на кажущийся академизм формулировки, это очень важно. Лайнсмены перестали обращать внимание на плечи и руки нападающих, торчащие впереди игроков обороны. В спорных ситуациях судьи все чаще стали занимать позицию атакующей стороны.

Еще более значительным стал очередное уточнение о пассивном офсайде. Теперь вмешательством в игру стал считаться касание мяча или явная помощь партнеру, который коснулся мяча. Более поздняя поправка гласила: "Футболист находится во "вне игры" до касания мяча лишь в том случае, если ни у кого из его партнеров нет возможности коснуться мяча".

ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ 2005 ГОДА

Отныне, чтобы попасть в офсайд нападающий должен был или коснуться мяча или иметь возможность вступить в физический контакт с защитником. Против опытных соперников, которые старались контролировать мяч вдалеке от нападающих, оказавшихся во "вне игры" офсайдная ловушка попросту перестала работать!

Цифры подтверждают это. В сезоне-1997/98 статистики Opta отмечали 7,8 офсайдов за матч в премьер-лиге. К 2005 году их количество снизилось до 6,3. А после нововведений положение "вне игры" стало фиксироваться 4,8 раза за матч.

Некоторые тренеры, игроки и фанаты спрашивают, что теперь делать защитнику в тех ситуациях, когда раньше он мог просто сделать шаг вперед и оставить форварда в офсайде? Ответ прост: игрок обороны должен стараться сыграть в мяч. Если 80 лет на поле царило искусственное "вне игры" это не делает его каким-то Богом данным правилом.

Тот вариант офсайда, что ФА ввела в 1863 году был предназначен для поощрения дриблинга, но ведь были и другие виды положения "вне игры". Их использовали на севере Англии и в Шотландии. Те трактовки офсайда вынуждали команды чаще играть в пас. С их помощью старались избежать превращения футбола в примитивную игру, в которой все участники скапливались бы в двух штрафных и старались помешать вратарю.

В современном футболе этого легко добиться и без обязательной офсайдной ловушки. И это прекрасно. Последние изменения в трактовке "вне игры" заставляют защитников чаще идти в отбор мяча, совершать перехваты и вступать в борьбу.

Если команды не делают ставку на офсайд, увеличивается и игровое пространство. Несколько лет назад звучали не очень серьезные предложения изменить размеры поля. Дескать, в викторианскую эпоху люди были не такими рослыми и крупными, как сейчас, а нынешним акселератам нужна площадка побольше. Невысокие футболисты выступили решительно против такого новшества. Увеличение размеров поля лишило бы маленьких технарей шансов в борьбе с огромными, но не очень одаренными технически защитниками.

Отберите у команд офсайдную ловушку и они станут защищаться глубже, будут эффективнее использовать игровое пространство. Им придется все чаще применять схемы с четырьмя полузащитниками, а не с тремя. В результате преимущество снова получают невысокие техничные футболисты. Недавнее доминирование "Барселоны" и сборной Испании были обеспечены как раз такими – маленькими полузащитниками с огромным набором футбольных умений.

Современное правило офсайда до сих пор остается недооценённым, но именно оно создало почву на которой взошли ростки самого красивого футбола в истории.