19 января 2016, 15:00

Лионель Месси: "Пока моему сыну не нравится футбол"

После присуждения ему пятого "Золотого мяча" Лионель Месси дал интервью изданию France Football, которое учредило этот приз, а с 2010 года вручает его совместно с ФИФА.

– Заметили, что забираете "Золотой мяч" с собой всякий раз, как надеваете на церемонию его вручения черный смокинг? Ведь в последние два года вы приходили в цветных пиджаках.

– По правде сказать, никогда не обращал на это внимание. Должно быть, случайность, не более того.

– Прошло три года с тех пор, как вы в прошлый раз были триумфатором в Цюрихе (в двух предыдущих опросах победил Криштиану Роналду – Прим. "СЭ"). Что означает для вас возвращение на авансцену?

– Как я часто говорил во время пресс-конференций, которые предшествовали церемонии награждения, присутствие среди трех лучших – уже подарок. Естественно, все хотят победить, получить трофей всегда приятно и важно, а выходу на сцену сопутствуют эмоции. Но, если конкретно ответить на ваш вопрос, в этом году я не испытал каких-то особенных чувств. Думаю, что Криштиану заслуженно выиграл "Золотой мяч" в два предыдущих раза. Я же теперь был спокоен и просто счастлив новой победе, да и самому присутствию на церемонии.

Наряды Лионеля МЕССИ на церемониях вручения "Золотого мяча" в разные годы. Фото AFP
Наряды Лионеля МЕССИ на церемониях вручения "Золотого мяча" в разные годы. Фото AFP

ЦЕЛИ ВЫИГРАТЬ "ЗОЛОТОЙ МЯЧ"
СЕМЬ ИЛИ ВОСЕМЬ РАЗ НЕТ

– Значит, вы не испытали облегчения?

– Право, нет. Все-таки мне уже удавалось выиграть приз четыре раза, так что хранил спокойствие.

– Пятый "Золотой мяч", таким образом, не имеет для вас особого значения?

– Все "Золотые мячи" особенные. Первый был таковым, потому что он первый. Второй – потому что это было продолжение, эдакое подтверждение. У каждого своя специфика и предыстория. В конце концов, это достаточно престижный трофей, который приятно получать и который важен в глазах всего мира. Но, знаете, я не ставлю перед собой цели выиграть его определенное количество раз. Семь? Восемь? У меня уже пять. Живу день ото дня, жду новых матчей и турниров. Будут еще "Золотые мячи"? Супер! Но, если их не будет, тоже ничего страшного не случится.

– В своей цюрихской речи вы сказали, что предвидели победу Криштиану Роналду в двух подряд опросах 2013 и 2014 годов. Что за этими словами – шутка или зависть?

– Ничего такого. Просто констатация факта, следствие того, что происходило на поле. Думаю, тогда настал его черед брать трофей.

– Таким образом, пятый "Золотой мяч" не был для вас навязчивой идеей?

– Ничуть. Никогда не был одержим "Золотым мячом" хотя это и престижный приз. Достаточно посмотреть список людей, которые его выигрывали. К тому же это не тот трофей, который мне никогда не удавалось завоевать. Как я всегда говорил, самые важные призы – это те, которые выигрывает команда, то есть титулы. Вот в отношении них я по-настоящему одержим, поскольку всегда хочу выиграть все.

– То обстоятельство, что вам два года подряд не присуждали "Золотой мяч", не служило дополнительной мотивацией?

– Откровенно говоря, нет. Дополнительный стимул заключался в том, что годом ранее не было выиграно ни одного титула. Каждый год мы ставим цель победить во всех соревнованиях, в которых участвуем, и в прошлом году это удалось. На самом деле, мы думаем только об этом, а не об индивидуальных наградах.

– Словом, очередной приз не добавляет вам чувства гордости?

– Но я горжусь всеми "Золотыми мячами"! Это очевидно. Это ведь не пустяк входить в тройку лучших игроков мира девять лет подряд. Вот этот факт переполняет гордостью.

6 мая 2015 года. Барселона. "Барселона" - "Бавария" - 3:0. Лионель МЕССИ (справа) забивает второй гол в ворота Мануэля НОЙЕРА. Фото REUTERS
6 мая 2015 года. Барселона. "Барселона" - "Бавария" - 3:0. Лионель МЕССИ (справа) забивает второй гол в ворота Мануэля НОЙЕРА. Фото REUTERS

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ
БЛАГОДАРЯ ПАРТНЕРАМ И СЕМЬЕ

– Какой свой матч в 2015 году считаете лучшим?

– Непросто ответить… Вспоминаются прежде всего важные для клуба матчи. Например, полуфинал Лиги чемпионов с "Баварией", в котором мы добились отличного результата (3:0) против очень сильной команды. Это был грандиозный матч. Вместе с тем в ходе сезона, полагаю, мы немало игр провели на очень высоком уровне. Выиграли все, что только можно, продемонстрировав свое превосходство над другими. А наиболее важными все-таки считаю финалы – Лиги чемпионов, Королевского кубка. Потому что по их окончании ты поднимаешь над головой трофей.

– Вы не упомянули свое выступление в полуфинале Кубка Америки за Аргентину против Парагвая (6:1), в котором оказались причастны ко всем шести голам.

– Кубок Америки в целом сложился для нас положительно, пусть в финале не удалось добиться нужного результата. Не думаю, что команда Чили была сильнее Аргентины. Как в индивидуальном плане, так и в коллективном. Итог этого турнира, полагаю, для нас хорош.

– Чувствуете, что сильнее сегодня, чем в 2011 и 2012 годах?

– Прежде всего чувствую, что намного лучше, чем в два предыдущих года, особенно в физическом отношении. В 2013 и 2014 годах часто получал травмы, а сейчас в полном порядке, и, думаю, что вернулся на свой уровень трех-четырехлетней давности.

– Но есть ли все-таки разница между Месси сегодняшним и тем, что мы видели пять лет назад?

– Думаю, я стал более зрелым. Научился новому на поле, а также стал иначе ко многому относиться.

– Какие новшества вы имеете в виду?

– Игровые. Приспособился к новой игре, иному расположению на поле и другим партнерам, таким, как Луис Суарес. И это в отсутствие Хави. Я стал иначе воспринимать жизнь и, полагаю, прогрессировал на поле. Хотя в целом моя игра остается похожей на прежнюю, кое-что в деталях изменилось.

– Стали больше раздавать передач партнерам?

– Именно. И это связано главным образом с нападающими, которые теперь играют со мной. Всякий раз, владея мячом, могу оценить открывания Неймара и Луиса, которые позволяют иметь больше свободного пространства на поле и больше возможностей для созидания. Мы втроем очень хорошо друг друга понимаем.

– У вас, похоже, сложилась особая связка с Суаресом...

– В самом деле, у нас установилось отличное взаимопонимание. Это удивительный парень. Я также очень люблю его семью. И мы, и наши жены подружились.

– На сегодняшний день Суарес – центрфорвард "Барсы". Вы же перебрались на правый фланг атаки, как и в начале карьеры. Пришлось внести коррективы в игру?

– Да. Игра на любой позиции требует особого подхода. Действуя на краю, я очень часто остаюсь с соперниками один против одного, в то время как в центре сложнее отдать пас, так как перед тобой возникает больше народа. Но Луис, Ней и я умеем растягивать оборону и создавать свободные зоны, что позволяет часто оставаться с глазу на глаз с вратарем. Такая игра нравится всем нам троим. Мы также любим освобождаться от опеки, совершая рывки в глубину и обратно. Это создает различные варианты в атаке.

Лионель МЕССИ (слева) и его партнер по "Барселоне" Луис СУАРЕС. Фото AFP
Лионель МЕССИ (слева) и его партнер по "Барселоне" Луис СУАРЕС. Фото AFP

– До сих пор мы говорили о том, как изменился Месси-игрок. А что скажете о Месси-человеке?

– Рождение три года назад моего первенца Тиаго абсолютно изменило мою жизнь и вообще отношение к жизни. Раньше все было посвящено футболу. Погрузившись в игру, я мог три-четыре дня ее переваривать, ничего больше не делая. Чувствовал себя уставшим, забивал себе голову игрой. Но с тех пор, как появился Тиаго, я возвращаюсь домой после плохого и даже проигранного матча, вижу сына – и больше ничего не имеет значения. Благодаря сыну я повзрослел и теперь и на футбол смотрю иначе.

– Вы с ним играете?

– Да, и часто. Но в футбол немного – он не очень это любит. Играем в его игрушки, гуляем. Как отец и сын.

– Как отнесся Тиаго к награждению отца "Золотым мячом"?

– Я ему передал привет – и он засмеялся. Думаю, он был рад видеть меня на сцене и, должно быть, подумал, что происходит нечто странное.

– Он отличается от сына Криштиану Роналду, который два года назад бросился к отцу на руки.

– Сын Криштиану старше. Ему пять лет, и он больше понимает. Тиаго еще маленький.

– Он хотя бы понимает, что его отец – лучший футболист мира?

– Нет, конечно.

– И вы ему об этом не говорите?

– Нет.

– Знаете, что сын Криштиану Роналду – ваш большой поклонник?

– Знаю. Это очень мило. Малыши очаровательны, Они остаются самими собой, ничего не вычисляют. И, по-моему, Криштиану поступает симпатично, что воспринимает это так, как есть. В Цюрихе мы говорили с ним и Неймаром о своих сыновьях. Сынишка Криштиану любит футбол и особенно футболистов.

– Быть может, Тиаго станет почитателем Криштиану?

– В любом случае не сейчас, поскольку мой сын не слишком любит футбол. Он его мало знает, но Тиаго еще мал. Посмотрим, что будет, когда он поймет, что такое спорт. Если тогда ему понравится Криштиану, никакой проблемы не возникнет! У моего сына будет право обожать того, кого хочется.

– В Цюрихе вы были настроены очень дружелюбно по отношению к Криштиану...

– Так всегда было между нами. Пусть мы соперники и играем за команды, которые постоянно противостоят друг другу, мы всегда испытывали взаимное уважение и восхищались игрой конкурента.

– С годами что-то изменилось в ваших отношениях?

– Нет.

– Вы сказали, что изменился ваш взгляд на футбол. Так каким же он стал?

– Конечно, футбол по-прежнему очень важен для меня. Я люблю этот вид спорта, он меня зачаровывает. Люблю и тренироваться, и играть. Это моя страсть с раннего детства. Разница в том, что теперь в моей жизни не только он, так как есть еще семья. Когда заканчиваются матчи и тренировки, я возвращаюсь домой – и переключаюсь.

Лионель МЕССИ (справа) и его партнер по "Барселоне" НЕЙМАР на церемонии вручения "Золотого мяча". Фото AFP
Лионель МЕССИ (справа) и его партнер по "Барселоне" НЕЙМАР на церемонии вручения "Золотого мяча". Фото AFP

НЕЙМАР СТАНЕТ ТЕМ,
КЕМ ЕМУ ЗАХОЧЕТСЯ

– Расскажите, пожалуйста, как развивалась ваша дружба с Неймаром и Луисом Суаресом?

– Естественным образом. Неймар приехал раньше. Постепенно мы узнали друг друга, и у нас установился отличный контакт. Потом так же естественно к нам присоединился Луис. У нас прекрасные взаимоотношения в раздевалке. Все разделяют желание двигаться в одном направлении к достижению одних и тех же целей. Между прочим, если в раздевалке тяжелая обстановка, то и титулы завоевать сложно. Поэтому наши добрые отношения имеют первостепенное значение.

– Они ощущаются на поле?

– Да. Мы же хорошо знаем друг друга. Мы провели много матчей вместе, и каждый прекрасно знает, куда двинется партнер. Мы находим друг друга с закрытыми глазами.

– Сказывается, что вы все трое – южноамериканцы? Складывалось впечатление, что с европейцами у вас не было такого взаимопонимания.

– Не думаю, что дело в этом. Луис уругваец. Логично, что он сблизился с аргентинцами. У нас много общего в культуре, так что общение завязалось сразу. Ней не совсем тот случай – бразильцы несколько отличаются. Хотя то, что они тоже из Южной Америки, нас, конечно, здорово сближает. У нас одинаковые ценности и те же турниры, как-то Кубок Америки или отборочные матчи чемпионата мира.

– В чем различаются игроки из Аргентины, Уругвая и Бразилии?

– Бразилец, обладающий высокой техникой, радуется футболу. Уругваец – боец, который цепляется за шанс и отдает всего себя команде, какова бы ни была ситуация. Аргентинец, приехавший в Европу, голоден до триумфов, он полон амбиций проявить себя вдали от родины.

– Станет ли Неймар однажды вашим преемником в списке обладателей "Золотого мяча"?

– Да, и я об этом недавно уже говорил. Думаю, что Неймар однажды получит "Золотой мяч", потому что это игрок высокого класса, располагающий всеми необходимыми качествами. Он станет тем, кем ему хочется. Все пути открыты. Он быстр, техничен, прекрасен в обводке… У него есть все.

Лионель МЕССИ и КРИШТИАНУ РОНАЛДУ (спиной). Фото AFP
Лионель МЕССИ и КРИШТИАНУ РОНАЛДУ (спиной). Фото AFP

– Существует ли разница между Месси, который играет в "Барсе" и тем, что выступает за аргентинскую сборную?

– Очевидно, что играть за "Барсу" и Аргентину не одно и то же. Имеется разница между ежедневными тренировками с партнерами по клубу, с одной стороны, и воскресным приездом на родину, матчем после двух занятий и возвращением назад, с другой. Но я не могу сказать, что есть два Месси. Некоторые сожалеют, что мы не выиграли чемпионат мира и Кубок Америки, но восприятие не зависит от результата.

– Побеждать со сборной труднее?

– Трудно и с "Барсой" тоже. Конкуренция высока, игроков высокого уровня хватает. Что в "Барселоне", что в сборной Аргентины, мы стараемся делать все возможное. Аргентина все-таки сыграла за год в двух важнейших финалах и в обоих уступила совсем немного, что, впрочем, обернулось большим разочарованием. То, что не удалось выиграть титул с Аргентиной, для меня как заноза в ноге.

– Вы по-прежнему собираетесь на закате карьеры выступать в аргентинском чемпионате?

– Да, хотел бы однажды там поиграть. Всегда говорил, что "Барса" мой дом и что я уйду на пенсию именно в ней, однако я имел в виду свою европейскую карьеру. Никогда не уйду в другой европейский клуб, но с удовольствием немного поварился бы в аргентинском футболе, который покинул подростком. Хотелось бы понять, что это такое.

– Президент "Барселоны" Хосеп Бартомеу сказал в Цюрихе, что европейскую карьеру вы закончите в этом клубе.

– В футболе всякое может произойти. Но я собираюсь и желаю оставаться в "Барселоне".

– Значит, не будет ни "Манчестер Сити", ни "ПСЖ"?

– Еще раз говорю: всякое может случиться. Я уверен лишь в том, что мне хочется.

– Вы уже решили, где будет храниться шестой "Золотой мяч"?

– Да я еще пятый не установил. В этом году хотелось бы повторить достижения 2015 года, выиграв пять титулов. Хотя, знаю, это будет сложно. Удержаться на вершине особенно трудно, потому что у конкурентов возрастает мотивация. Они хотят победить чемпиона и превзойти как "Барсу", так и представляющих ее игроков.

– Какова же конечная цель Лео Месси?

– Выиграть все, что будет встречаться на нашем пути.