25 мая 2019, 12:00
Лига чемпионов-2004/05. Финал
Милан – Ливерпуль – 3:3 (3:0, 0:3, 0:0). Пенальти – 2:3.
Голы: Мальдини, 1 (1:0). Креспо, 39 (2:0). Креспо, 44 (3:0). Джеррард, 54 (3:1). Шмицер, 56 (3:2). Хаби Алонсо, 60 (3:3).
Серия пенальти: Сержинью – 0:0 (мимо). Хаманн – 0:1. Пирло – 0:1 (вратарь). Сиссе – 0:2. Томассон – 1:2. Риисе – 1:2 (вратарь). Кака – 2:2. Шмицер – 2:3. Шевченко – 2:3 (вратарь).
Нереализованный пенальти: Хаби Алонсо, 60 (вратарь).
"Милан": Дида, Кафу, Стам, Неста, Мальдини, Гаттузо (Руй Кошта, 112), Пирло, Зеедорф (Сержинью, 86), Кака, Шевченко, Креспо (Томассон, 85).
"Ливерпуль": Дудек, Финнан (Хаманн, 46), Каррагер, Хююпя, Траоре, Хаби Алонсо, Джеррард, Кьюэлл (Шмицер, 23), Луис Гарсия, Риисе, Барош (Сиссе, 85).
Судья: Мехуто Гонсалес (Испания).
Наказания: Каррагер, 76. Барош, 81 (предупреждения).
25 мая 2005 года. Стамбул. Стадион "Ататюрк". 70 024 зрителя.
Бог
Нет ничего удивительного в том, что, наверное, самая забавная история самого сумасшедшего финала Лиги чемпионов случилась не на стадионе, а далеко за его пределами. В отеле. Вдвойне странно, что это случилось в шумном и безалаберном Стамбуле, а не в строгой Германии или чопорной Англии.
Победная вечеринка "Ливерпуля" в одной из фешенебельных гостиниц Стамбула набирала обороты. К главному тренеру "красных" Рафаэлю Бенитесу приехал друг, тот вышел из отеля, чтобы встретить его, а когда через какое-то время они попытались попасть внутрь, возникли проблемы. Швейцар решил проявить принципиальность и не отказывался пускать их.
"Да вы хоть знаете, кто это? Знаете, кто этот человек?" – спрашивал друг тренера у привратника.
Тот только молча пожимал плечами. Ему, похоже, было все равно.
"Он – Бог. Перед тобой Господь Бог", – заявил ему товарищ Бенитеса.
Десятки тысяч болельщиков "Ливерпуля", оккупировавшие все злачные места Стамбула, без сомнений подтвердили бы это и пали перед испанцем на колени, если бы понадобилось. Ведь пару часов назад он на стадионе "Ататюрк" совершил настоящее чудо.
В конце концов Бенитес и его друг попали внутрь и присоединились к вечеринке.
"Пил ли я, когда мы вернулись в отель? Нет, не пил. Я вообще не пью. Но спать я пошел в шесть утра", – вспоминал Бенитес в интервью The Independent в 2018 году.
В том, что эта вечеринка вообще состоялась, заслуга испанца несомненна. Во время финала он трижды менял тактическую схему "Ливерпуля". Начинали "красные" с 4-2-3-1, потом после травмы Харри Кьюэлла и ранней замены перестроились на 4-4-1-1, а в перерыве Бенитес выпустил на поле Дитмара Хаманна и поменял все на 3-5-2.
"Это было очень важно. Хаманн мог контролировать центр поля и это давало больше свободы Стивену Джеррарду. И мы могли лучше контролировать Кака и пространство вокруг него. Кроме того, Стиви Джи и Луис Гарсия должны были играть рядом с Пирло и не давать ему нормально пасовать", – вспоминал Бенитес.
С заменой Стива Финнана на Хаманна связана еще одна история, которую одним из первых рассказал в своей автобиографии "Карра" защитник "Ливерпуля" Джейми Каррагер (книга вышла в 2008 году и в ней игрок подробно описал то, что происходило в перерыве в раздевалке).
"Бенитес сказал Джими Траоре, чтобы тот шел в душ. Это был способ вежливо показать игроку, что тот заменен. Джими стянул футболку, но тут возник спор между Финнаном и физиотерапевтом Дэйвом Галли. Финнан получил травму паха и Дэйв сказал Рафе, что менять нужно его. Стив был растерян и умолял тренера оставить его. Рафа был непреклонен, так как не хотел потерять еще одну замену. Траоре позвали обратно из душа и сказали, чтобы он одевался. Одновременно тренер сказал Джибрилю Сиссе, что тот выйдет на поле. Он пошел разминаться вместе с Хаманном. Но тут возникла одна проблема. "Рафа, мне кажется, у нас сейчас пойдут играть 12 человек", – сказал я. В итоге Джибриля попросили подождать".
Речь
Грамотное поведение Бенитеса в перерыве отмечали все, кто потом вспоминал тот вечер. По словам Сиссе, испанец был настроен оптимистично и верил, что матч можно спасти. Каррагер в автобиографии писал, что его зацепило, что тренер говорил в тот момент по-английски, хотя знал язык еще не очень хорошо.
"Я думал, что же мне сказать по-английски, чтобы завести игроков, потому что это не то же самое, как говорить что-то по-испански. Говоря по-английски, ты мог что-то упустить", – рассказывал испанец.
Но главные слова в те 15 минут произнес вовсе не Бенитес. А Джеррард – кто бы сомневался. Когда команда уже готовилась возвращаться на поле, он попросил всех тренеров и весь персонал выйти из раздевалки. Игроки остались одни, а Джеррард толкнул речь.
"Это была лучшая речь капитана, какую я слышал за карьеру. Она реально дала нам силы выйти и выиграть тот матч. Нужно реально иметь характер, чтобы сделать что-то такое", – рассказывал Сиссе в интервью The Mirror.
"Стиви Джи сказал, что родился и вырос в Ливерпуле, с детства был в клубе, и ему очень сильно не хочется видеть родную команду в таком положении, как сейчас. Он добавил, что если мы забьем в первые 15 минут второго тайма, то у нас будет шанс выиграть, и он сам забьет этот первый гол", – делился подробностями француз.
Так оно и получилось: "Ливерпуль" забил первый свой гол на 54-й минуте, и сделал это Джеррард.
Жаль, что в 2005-м смартфоны были у единиц, а камеры – не везде. Запись этой речи Стиви Джи точно набрала бы десятки миллионов просмотров и стала бы таким же хитом, как видео со словами Зинедина Зидана в перерыве финала ЛЧ-2017 или мощные выступления Поля Погба во время ЧМ-2018.
Ужимки и прыжки вратаря "Ливерпуля" Ежи Дудека в серии послематчевых пенальти – один из знаковых моментов того финала. Пару лет назад поляк объяснил, что следовал примеру Брюса Гроббелара – знаменитого вратаря "Ливерпуля", который выиграл для "красных" серию пенальти в финале Куба чемпионов-1984.
"Каррагер подбежал ко мне перед серией, прыгнул на спину и зашипел в ухо: "Делай что-нибудь, окажи на них давление, пожалуйста, дави на них. Я не знаю, как Гроббелар делал, ты же помнишь". Я подергал руками перед ударом Сержинью, тот пробил выше, я понял, что это работает, и решил кривляться еще больше", – вспоминал Дудек.
Но помимо ужимок была еще и кропотливая подготовка.
"Мы примерно знали, как четверо или пятеро игроков "Милана" будет бить, так как проделали большую подготовительную работу. Мы с моими помощниками посмотрели каждый пенальти, который "Милан" пробивал в предыдущих нескольких сезонах и разработали план вместе с Дудеком, как донести до него информацию, когда тот или иной футболист будет идти к точке", – рассказывал Бенитес все в том же интервью The Independent.
Детали этого плана Дудек разъяснил в своей автобиографии. Суть была в том, что ворота были поделены на шесть частей, каждая из которых обозначалась определенной цифрой. Тренер вратарей Хосе Очотарена смотрел в свои записи и говорил запасному голкиперу Скотту Карсону, а тот показывал Дудеку условный жест рукой.
При этом поляк далеко не каждый раз следовал подсказкам. "Я три раза прыгнул в противоположную сторону от той, куда показывали мне Скотт и Очо", – рассказывал Дудек.
Тем не менее подготовки и везения хватило, чтобы отбить удары Андреа Пирло и Андрея Шевченко.
Праздновал ли "Милан" победу в раздевалке уже в перерыве? Первым версию об этом запустил Джими Траоре. В одном из интервью вскоре после финала он якобы сказал, что слышал радостные возгласы и чуть ли не хлопки вылетающих пробок из-под шампанского.
Впрочем, тот же Каррагер в своей автобиографии ставит это под сомнение и пишет, что сам он ничего такого не слышал и не видел, а слова Траоре могли быть неправильно поняты или выдернуты из контекста. Такое возможно, Траоре – француз с малийскими корнями и английский – не его родной язык, хотя к тому времени он провел в АПЛ уже шесть лет. Каррагер утверждает, что когда они выходили на второй тайм, он столкнулся с Паоло Мальдини, и лицо капитана "Милана" выражало суровую решимость.
Впрочем, главный тренер красно-черных Карло Анчелотти не отрицает, что в раздевалке было шумно и весело. В своей автобиографии "Прекрасные игры обычного гения" он пишет, что все кричали и прыгали от радости. "Я разрешил команде немного покуражиться, а потом велел успокоиться", – вспоминал Анчелотти.
И добавил, что игроки, оставшиеся в запасе, уже примеряли специально приготовленные чемпионские футболки (понятно же, что их готовят заранее, равно как и шампанское, и интересно, что с этими майками бывает потом – многие хотели бы выловить что-то такое на Ebay). Плохая примета. Как и трогать трофей до финального свистка.
"С тех пор я ненавижу слоган "Невозможное возможно", – заключил Анчелотти.
Но у нас есть полное право с ним не соглашаться.