Футбол

22 июля 2016, 11:00

Бог без короны. Почему Ибрагимович никогда не догонит Кантона

Павел ГОРОДНИЦКИЙ
Корреспондент
"СЭ" – о завышенном самомнении шведского нападающего, пообещавшего стать богом Манчестера.

После вылета Швеции с Euro-2016 "Манчестер Юнайтед" презентовал Златана Ибрагимовича – человека, который выиграл чемпионаты четырех стран и приехал в Англию, чтобы завоевать титул и в премьер-лиге. Сделка была ожидаемой: зарплатные запросы шведа (и его агента) не тянул никто, кроме "МЮ", "Баварии" и китайцев. Но Азию и бундеслигу Ибра отверг, осознав, что его главная мечта (помимо победы в Лиге чемпионов) – выступление в сильнейшем национальном первенстве планеты.

Эрик Кантона отреагировал на новость о подписании Златана в своем стиле: француз заявил, что королем навсегда останется он, зато Ибрагимович может стать принцем. Кроме того, экс-форвард манчестерцев пожелал 34-летнему шведу удачи. Когда у Златана спросили, что он думает по поводу высказывания Эрика, новичок "МЮ" моментально нашел роскошный ответ: "Я восхищаюсь Кантона. Я не стану королем Манчестера, но стану богом Манчестера".

 

I came from this place people call "ghetto Roseng?rd", conquered Sweden and made it my country. My way. I am Sweden. A huge thank you to the Swedish people - without you I would never have been able to fulfill my dreams. You will always be in my blue and yellow heart. I love you.

Фото опубликовано IAmZlatan (@iamzlatanibrahimovic) Июн 23 2016 в 2:27 PDT

Если вдуматься в эти слова, будет очевидно: Ибра просто рисуется и привлекает внимание. У него изначально нет шансов сделать для клуба то, что сделал для него Кантона.

Француз перешел в "МЮ" в 26 лет – на пике карьеры. В итоге он поучаствовал в становлении команды, которая выиграла все возможные трофеи в 1999-м. А вот Златан приехал на "Олд Траффорд" доигрывать. Его взяли по трем причинам, и все они не связаны с игровыми талантами форварда.

Первая причина – нулевая трансферная стоимость (Ибра был свободным агентом). Вторая – дружба с Жозе Моуринью (швед как-то сказал, что готов умереть за него; португалец отвечает взаимностью). И третья – огромный маркетинговый потенциал. Златан Ибрагимович – всемирно известный бренд: легко представить, как будут улетать с прилавков футболки с его фамилией. Всем понятно, что скоро "Юнайтед" приступит к поискам забивного нападающего в расцвете сил: нельзя входить в сезон с пожилым Иброй, нестабильным Руни и молодым Марсьялем. Про голландского инсайда Депая лучше даже не вспоминать – видимо, он так и не приживется в Манчестере.

"Я пришел в "ПСЖ" как король, а ухожу как легенда", – говорил Парижу на прощание Златан Ибрагимович.

Эрик КАНТОНА и Алекс ФЕРГЮСОН.
Эрик КАНТОНА и Алекс ФЕРГЮСОН.

Еще один повод усомниться в том, что Златан станет для "Театра мечты" богом, – поведение шведа. Ибрагимович провел всю карьеру под крылом Мино Райолы – одного из самых алчных людей мирового футбола. Итальянец сделал из своего клиента царя Мидаса – все, к чему прикасается Златан, превращается в золото. Обратите внимание: швед строит из себя плохого парня (это выгодно – люди таких любят), но по сути им не является. Например, Ибра сразу извинялся за резкие цитаты во Франции (когда назвал эту страну "дерьмовой" и его засекли камеры), ни с кем не дрался (хотя обещал набить лицо Сержу Орье) и ни в кого не плевался.

Швед не побеждал в Лиге чемпионов и ничего не добился со сборной, но заранее замаскировал свои недостатки, выпустив книгу "Я – Златан". Там он предстает вечным победителем, скандалистом и выходцем из жестокого шведского гетто. На самом деле самый страшный грех в жизни Ибрагимовича – угон велосипеда, который принадлежал ассистенту детского тренера. К тому же Златан почти сразу признался в содеянном и вернул транспорт его владельцу, так что никакого криминала в этой истории нет.

 

Somewhere in the world

Фото опубликовано IAmZlatan (@iamzlatanibrahimovic) Июл 11 2016 в 10:56 PDT

Швед – отличный нападающий и талантливый бизнесмен, но Кантона был и остается гениальным шоуменом. Он всегда делал так, как ему хочется: обзывал Анри Мишеля мешком с дерьмом, плевался в соперников, показывал трибунам неприличные жесты, избивал фаната и произнес легендарную речь о чайках и сардинах, которую никто не истолковал до сих пор. Кантона – одаренный актер: недаром он регулярно снимается в кино и играет в театре. Сам Эрик окрестил себя человеком искусства. Завершение карьеры в 30 лет – тоже искусство, причем отрепетированное: в 24 француз уже объявлял об уходе из футбола, а потом передумал, признавшись, что хотел со стороны взглянуть на собственные похороны.

Но самый важный штрих к портрету двух игроков – происхождение их прозвищ. Эрик не сам назвал себя королем – его заслуженно короновал восхищенный "Олд Траффорд": англичане раз за разом прощали дерзкому французу шокирующие выходки. Сложно представить, что двадцать лет спустя манчестерская публика канонизирует Златана: если он и будет богом этого города, то только для себя самого.