2 августа 2014, 14:35
Новый главный тренер "Манчестер Юнайтед" накануне очередного матча Международного кубка чемпионов дал большое интервью британскому изданию The Guardian. В нем он рассказал, что очень доволен прогрессом, с которым его команда приобретает новый вид в ходе предсезонного тура по США.
– Вы говорили, что когда принимали "Манчестер Юнайтед", команда была совершена "сломана". Можете ли пояснить?
– Не думаю, что это чересчур жесткое определение. Когда команда на седьмом месте (имеется в виду прошлый сезон. – Прим. "СЭ"), озабочена положением дел и не уверена в себе, то она выглядит именно сломленной. Теперь у "МЮ" есть я – новый главный тренер, так что теперь у игроков появляются новые шансы, сейчас они невероятно хотят показать себя. Это очень здорово, что у них есть подобное желание. Но нам необходимо сменить стиль игры, который будет не таким, как прежде, и это довольно трудно для игроков. Им приходится играть под давлением. Им дается всего одна секунда, чтобы принять решение, и это непросто. Мы уже выиграли в двух предсезонных матчах, что добавило нам уверенности. Побеждать всегда приятно, причем без разницы, против кого ты играешь. "Рома"– далеко не легкий соперник. Вы можете сказать, что "Гэлакси" – легкий, но "Рома" – точно нет. И "Интер" тоже (разговор состоялся накануне матча Международного кубка чемпионов, в котором "МЮ" переиграл "Интер" по пенальти. – Прим. "СЭ") не легкий соперник.
Ван Гал приехал
и взялся за дело
– Учитывая, что "МЮ" в прошлом сезоне финишировал лишь седьмым, простое ли было время для того, чтобы возглавить команду?
– Я так не думаю. Потому что когда тебе нужно сделать команду, умеющую нормально играть первым номером, а сейчас ты лишь седьмой, тогда ты понимаешь, что подбор игроков не сбалансирован или утрачена уверенность в собственных силах. Я принимал "Барселону" после Бобби Робсона в 1997 году, который выиграл с ней три кубка в предыдущем сезоне. Думаю, тогда мне было легче, чем сейчас. Можно еще вспомнить сборную Голландии. После Берта ван Марвейка было невероятно трудно – он оставил мне разбитую в дребезги команду. И это намного сложнее, чем вы думаете. В далеком прошлом меня уже спрашивали, могу ли я возглавить "МЮ". Это было еще в те времена, когда наставником команды являлся Алекс Фергюсон и вдруг собрался уходить. Думаю, что в тот момент мне было бы проще.
– Вы были близки к переходу в 90-х? Велись ли детальные разговоры?
– Нет, нет, нет. Просто ходили слухи, что Фергюсон может уйти.
– Тяжело ли быть наследником Фергюсона?
Луи ван Гал:
нанотехнологии для "МЮ"
– Клуб считает, что я – тот человек, который может носить его наследие, так что…
– Как насчет сравнений с Фергюсоном?
– Они имеют место, но совершенно не беспокоят меня. Это приятно, когда тебя сравнивают с таким классным тренером. Это приятно, когда тебе делают подобные комплименты.
– Что вы думаете по поводу наличия по соседству в городе такого большого клуба, как "Манчестер Сити", который к тому же выиграл титул?
– Для меня нет разницы, в десяти ли метрах они от нас или в тридцати километрах.
– Что вы думаете по поводу того, что "Манчестер Сити" добился за последние три года?
– Это поразительно, потому что раньше они не были большим клубом, а сейчас уже чемпионы и вдобавок выиграли в последние три года кубок Англии. Они громко стучатся в двери, но это хорошо и для "МЮ". Нам предстоит соревнование, став чемпионом, по итогам которого ты будешь по-настоящему горд.
Во что превращаются гранды английской премьер-лиги?
– Болельщики "Сити" поспорили бы, что они уже постучались в дверь, открыли ее и захлопнули за собой. И теперь вам нужно заново стучаться в дверь и пытаться войти через нее.
– Если вы хотите это сказать, значит, вам надо это написать. Я чувствую, что вы просто хотите это сказать.
– Но это точка зрения болельщиков "Сити" – они сейчас на вершине.
– Я выучил слово "соблазнять". Вы сейчас соблазняете меня. Я говорил "провоцировать", но Райан Гиггз поправил меня – "соблазнять".
– Британского футболиста характеризуют как человека, который играет на эмоциях и не может действовать в подобном стиле, который вы описывали. В отличие от голландцев. Это справедливое утверждение?
– Это ваше мнение. Вы его произнесли, а потом скажете, что это мои слова.
– Так это несправедливое утверждение?
– Я не знаю, потому что для начала мне нужно получше узнать футболистов и затем судить. Вы можете судить, потому что вы являетесь журналистом уже много лет и успели изучить футбольную культуру.
У Абрамовича и Моуринью разные цели. Что происходит в Англии?
– А снаружи, на первый взгляд, каково ваше видение британского игрока?
– Такое же, какое вы упомянули.
– Значит, вы разделяете его?
– Нет, поскольку я уже сказал, что между игроками под руководством Дэвида Мойеса и ими же под руководством Алекса Фергюсона большая разница. То же самое касается и меня. Нам предстоит ждать и смотреть. Но если судить внешне, издалека, то ваше утверждение справедливо.
– Болельщики "Юнайтед" были потрясены тем, как вы управляли некоторыми играми сборной Голландии на чемпионате мира. Смена тактических схем, новый голкипер перед серией пенальти и т.д.
– Когда ты делаешь подобные вещи, во всем этом так же есть небольшое количество удачи. Но, само собой, ты их делаешь осознанно, имея веские причины. Я уже дал пресс-конференцию, в которой рассказал обо всех решениях. Надеюсь, вы поняли их.
– Как многое для вас значит быть главным тренером в английской премьер-лиге?
– У меня уже было много возможностей, чтобы переехать в ваш чемпионат. Но именно сейчас подобный вариант был для меня приоритетным. Мне уже 62, так что моя карьера постепенно подходит к концу. Я работал в Испании, Германии, Голландии. И оставалась всего одна футбольная страна, на которую я хотел посмотреть изнутри, – Англия. Из-за ее уровня футбола и атмосферы. Именно поэтому я объявил о своем желании в октябре, чтобы все английские клубы знали.
У меня были и другие предложения помимо "МЮ". В октябре я рассказал об этом за десять минут до конца пресс-конференции в качестве тренера сборной Голландии. В стране очень разозлились из-за моего решения. Они говорили, что это немыслимо – объявлять такие вещи накануне мирового первенства. А я им ответил, что это собачья чушь, потому что давление, с которым я столкнулся, гораздо выше любого давления, которое на меня когда-либо оказывала пресса.
– Возглавлять "МЮ" – мечта?
– Я не скажу, что это мечта, потому что мне уже 62, и я знаю, на что способен. Думаю, и "МЮ" это осознает. Наверное, именно поэтому руководители клуба обратились ко мне. Они не были единственными – "Тоттенхэм" тоже приходил.
Я уже не ребенок, я знаю свои способности, но это все равно фантастика, потому что далеко не каждый тренер в мире имеет шансы возглавить такой большой клуб. У меня был подобный опыт, когда с сильнейшими в стране командами я работал и в Испании, и в Германии, и в Голландии.
Я владею английским языком – и это очень важно. В этом плане сейчас мне намного проще, чем когда я приезжал в Испанию – на испанском я не разговаривал. Хотя и его в течение года освоил. На английском я разговариваю своеобразно, но люди понимают меня. В Германии я заговорил на местном языке сразу. Я всегда выбирал страны, где я смогу изъяснять свои мысли, ведь общение является очень важной вещью в футболе.
А третья моя особенность, про которую я хочу сказать, - философия. Эту философию я демонстрировал в каждом месте, где работал. И именно перечисленные три моих качества убедили Эда Вудворда и владельцев "МЮ" назначить тренером именно меня.
– Можете рассказать немного больше о тактике, которую вы использовали на чемпионате мира?
– Мы преобразовали традиционную голландскую схему 4-3-3 и, в зависимости от соперника, она может теперь быть также 5-3-2. Как, например, против "Ромы" (в субботней игре Международного кубка чемпионов "МЮ" выиграл 3:2. – Прим. "СЭ"), которая играла в три нападающих, а я решил выставить пять защитников. Это те самые преобразования, которые я придумал проводить с голландской схемой.
Но все игроки в "МЮ" раньше играли по 4-3-3. Поэтому иногда я могу сменить лишь одну позицию на поле, и мы будем играть именно по ней. Как это было против Мексики на чемпионате мира. Так что все зависит от ситуации и от того, с кем мы играем и где. Сейчас я очень доволен преобразованиями, а завтра, может быть, мы проиграем "Интеру". Ведь они играют по такой же системе.
Если вы следили за сборной Голландии на чемпионате мира, то должны были заметить, что больше всего проблем у нас возникало тогда, когда соперники действовали по аналогичной с нами схеме. Чили мы выиграли 2:0, но смогли дожать лишь в последние 10 минут. А сейчас "МЮ" недостаточно свеж, у нас было всего три дня на восстановление.
На чемпионате мира мы также играли с Мексикой, использующей такую же схему, и победили с большим трудом. То же самое касается и Коста-Рики. Три игры против команды с аналогичной схемой – и во все трех мы решали все вопросы лишь в последние 10 минут. Интересно, не так ли? Интересно. Теперь вы все в какой-то степени тренеры.