Евро

13 июня 2016, 12:30

Александр Шпрыгин: "Французская полиция будила наших людей свистками"

Сергей АСТАХОВ
Корреспондент
Глава ВОБ рассказал "СЭ" подробности вчерашнего визита французской полиции в отель, где остановились болельщики сборной России.

– Что произошло в гостинице?

– Она находится более чем в 100 километрах от Марселя, в нем проживает делегация Всероссийского объединения болельщиков. Вчера внезапно нагрянули полицейских в большом количестве, автоматчики, вооруженные до зубов, блокировали отель, перекрыли все этажи. Отмечу, что большинство болельщиков отсутствовали – кто-то был в Каннах и в день России возлагал цветы к памятнику русским воинам, кто-то ушел гулять и купаться. Те же, кто остался в номерах, подверглись неприятной процедуре. Полиция открывала двери универсальными ключами, вламывались в них. Людей будили свистками и заставляли фотографироваться раздетыми по пояс. Спрашивали, есть ли билеты на оставшиеся матчи, переписывали паспортные данные. Изымали даже алкоголь, который покупался в магазинах, хотя во Франции сухого закона нет.

– Как долго все это происходило?

– Минут 30. Полиция исчезла так же внезапно, как и появилась.

– С чем связываете их приезд?

– Это была запоздалая реакция на события в Марселе 11 июня. Почему выбор пал на нашу делегацию? Наверное, из-за того, что мы единственные, кто многочисленно и компактно проживает в одном месте, и наше местонахождение можно было установить. По соседству тоже остановилось много болельщиков, они снимают коттеджи. Но пришли именно к нам, видимо, увидели автобусы у отеля.

Не понимаем и не знаем цели приезда правоохранительных органов. Положительных эмоций от такого появления гостей ребята точно не получили.

– Какие-то последствия для болельщиков от этого визита могут наступить?

– Противоправных действий на стадионе они не совершали, поэтому опасаться нечего. Сама процедура, когда ты лежишь в кровати, а к тебе заходят два-три автоматчика в номер и начинают проводить обыск, неприятна. Хотя ребята видали всякое.

– Подобные действия французских властей в отношении других делегаций проводились? Англия ведь тоже не лучшим образом проявила себя.

– Не знаю.

– Кого-то после матча с Англией задержали?

– Полиция создала атмосферу абсолютной безнаказанности – как в городе, так и на стадионе. Никто не пытался локализовать конфликты, действия правоохранителей были постфактум. Никого на выходе с трибун не идентифицировали, не задерживали.

– В России болельщики часто жалуются на жесткое поведение полиции перед и после матчей. Может, во Франции этого и не хватало?

– Я человек с большим болельщицким опытом и фанатским прошлым, почувствовал эту обстановку. Люди быстро понимают эту тонкую грань, если нет наказания, то этим начинают пользоваться. В Марселе в Старом порту именно так и случилось. Полиция ничего не делала, лишь стреляла слезоточивым газом. Народ разбегался, но через пять минут вновь все продолжалось. С таким успехом могли подраться и пятнадцать тысяч человек, и никто ничего не сделал бы.

– В дальнейшем ситуация, подобная марсельской, может повториться?

– К сожалению, исходя из состава участников Euro-2016, стычки еще будут. В день, когда в Марселе были беспорядки, в других городах дрались поляки с североирландцами, вчера же сошлись украинцы и немцы, французы турков побили.

К примеру, в Германии трудно представить, чтобы какие-то беспорядки длились больше 30-40 секунд. Полицейские появятся мгновенно и задержат всех, а доставка в участки обернется неприятностями для болельщиков. Во Франции все эти вопросы остались в стороне, можно раз 10 подраться и тебя даже не арестуют.

ВОБ уделяет большое внимание, чтобы на трибунах во время оставшихся матчей сборной России была хорошая обстановка. После вчерашнего заседания УЕФА РФС находится под предупреждением и наблюдением, многое будет зависеть от того, как болельщики поддерживают команду.

– Как отнеслись к заявлению лидера английских болельщиков о том, что Россию нужно дисквалифицировать?

– Это его работа, он должен был так заявить. Я же не вижу со стороны России действий, которые могут повлечь за собой снятие нашей команды с турнира.