Евро

21 июня 2016, 20:00

Михаил Грушевский: "За слова о Слуцком Бышовец заслужил красную карточку"

Игорь Рабинер
Обозреватель

EURO-2016. Группа B. Матч №27. РОССИЯ – УЭЛЬС – 0:3

Известный артист ответил через "СЭ" Анатолию Бышовцу, который раскритиковал работу Леонида Слуцкого.

Игорь РАБИНЕР
из Парижа

Популярный юморист и болельщик ЦСКА позвонил мне наутро после разгрома сборной России Уэльсом – 0:3. Поводом для звонка стали слова бывшего главного тренера сборных СССР, СНГ и России Анатолия Бышовца агентству ТАСС о работе Леонида Слуцкого на Euro-2016. В частности, Бышовец говорил:

- Худшего выступления у нас за всю историю не было… Критериев выбора тренера у нас практически нет – это непрофессиональный подход… Кризис – это всегда, когда невежество выше знаний. Как ни пытаемся мы сотворить какое-то божество, но когда речь идет только о дилетантах, то это только убожество… Я был изначально против его (Слуцкого) назначения, у меня был и свой кандидат.

Грушевскому даже не потребовалось задавать вопросов. Эмоциональный монолог артиста привожу дословно. При этом оставляю за читателями право собственной оценки сказанного.

– На мой взгляд, Анатолий Бышовец за произнесенные им слова в адрес Слуцкого заслуживает красную карточку, причем не только как тренер, но даже как эксперт, – говорит Грушевский. – Хотя бы потому, что во всем, что он сказал, нет ни капли профессионального разбора действий коллеги во время чемпионата Европы – на что, кстати, Бышовец как тренер имеет полное право. Такие разборы, которые читаешь с большим интересом, делают, например, на страницах "СЭ" Игорь Шалимов и Ринат Билялетдинов. Там может быть критика, и нелицеприятная, но нет места огульному поливанию грязью. Леонид Викторович не нуждается в адвокатах, но не считаю возможным промолчать, когда в его сторону несутся такие определения.

У Бышовца, обладающего удивительно выборочной памятью, есть набор таких слов, как "невежество" или "убожество", который иначе как похабщиной не назовешь. Это выходит за любые грани каких бы то ни было этических норм и не может быть оправдано золотой медалью олимпийского чемпиона Сеула, которая прикрывала всю прочую, большей частью бесславную тренерскую карьеру Анатолия Федоровича.

В частности, разгром неизмеримо более сильной по составу сборной СНГ на Euro-1992 точно в таком же последнем матче группового турнира с тем же счетом 0:3 от шотландцев. Которые, в отличие от сверхмотивированного Уэльса, к тому моменту потеряли все шансы выйти из группы и, по свидетельству целого ряда игроков нашей сборной, вышли на матч полупьяными. А ведь тогда в команде были представители не только России, но и Украины, Грузии и других республик бывшего СССР, что не помешало ей вылететь из турнира.

На следующий год Бышовец, на мой взгляд, окончательно дискредитировал себя в истории с "письмом 14-ти". Человек, который интриговал и побуждал футболистов писать кляузы против действующего главного тренера сборной Павла Садырина и устраивал закулисные игры, чтобы занять его место, сегодня клеймит Слуцкого. В конце концов, есть понятие профессиональной солидарности, и интеллигентный человек, к которым Бышовец себя относит, никогда не позволит себе говорить подобные вещи о своем коллеге. При том что у нас в стране нет ни одного тренера, который своими достижениями на уровне сборной заслужил право бросить в него булыжник – тем более не подкрепив этот бросок никакой серьезной аргументацией.

Для меня как болельщика в футболе существует понятие не только текущего результата, но и нравственных принципов. История 1993 года, на мой взгляд, лишает Бышовца права рассуждать на эти темы. Если человек за полгода до чемпионата мира пытается сместить главного тренера национальной команды, чтобы занять его место, мне нетрудно догадаться, какой "свой кандидат" был у Бышовца теперь. Думаю, что это сам Анатолий Федорович. Его оценки ставят когда-то серьезного тренера на одну грань с еще одним выдающимся экспертом в области тренерского искусства Александром Мостовым, по утверждению которого, сборную способен возглавлять любой человек, в том числе он сам.

Всем нам свойственно выдергивать из своей биографии лучшие моменты, забывая о неудачных. Но не до такой же степени! Очень интересно, что о "худшем выступлении за всю историю" сообщает человек, который в 1998 году, будучи главным тренером сборной, проиграл шесть матчей подряд, в том числе три в рамках отборочного цикла Euro-2000, после чего был досрочно отправлен в отставку. Это не помешало ему заранее подстелить соломку, заявив, что его задача состоит в подготовке не к чемпионату Европы, а к последующему мировому первенству 2002 года.

Наверное, для того и нужны такие турниры, чтобы по их оценкам стало понятно, кто есть кто. Это в меньшей степени касается болельщиков, которые тоже делятся на две армии – одни грустят по поводу бесславного выступления команды, пытаются найти ему объяснения и рассуждают об уровне футбола в стране, а другие поливают дерьмом всех, кто имел к этому какое-то отношение. Но те, не будучи профессионалами, имеют на это хоть какое-то право. В отличие от представителей тренерского сообщества, иные из которых страдают манией величия и ждут момента, когда можно с удовольствием всадить нож в спину коллеге.

Занятно выглядит и то, когда спортивный руководитель страны с осуждением поднимает тему совместительства в клубе и сборной, при том что сам является точно таким же совместителем. Другое дело, что Леонид Викторович по своей сути, на мой взгляд, клубный тренер, в чью методику подготовки команды заложена не краткосрочная, а долгосрочная логика. Вспомним первый золотой ЦСКА – сезон-2012/13, когда в трех стартовых турах армейцы проиграли дважды – "Амкару" и "Зениту". Для турнира сборных это была бы катастрофа. Но то, как готовил Слуцкий команду, привело к тому, что на длинной дистанции она взяла над всеми верх.

Уверен, что в ЦСКА Слуцкий никогда в жизни не поменял бы перед важнейшим матчем четырех основных игроков, пусть даже одного из-за травмы. Считаю, что тому способствовал надрыв под давлением внешних обстоятельств и общественного мнения. В частности, сразу три замены всех до единого полузащитников абсолютно не похожи на осторожного, взвешенного человека Слуцкого. Он определенно чувствовал себя не в своей тарелке.

Но уверен, что эта работа принесет Слуцкому важнейший опыт, который будет ему полезен в дальнейшей карьере. И если Бышовец хотел дать ему как тренеру сборной несколько добрых и полезных советов, то это было бы гораздо интереснее публичного хамства, которое он себе позволил.

Мы не имеем права не помнить, что у каждого из нас в своих областях были провалы. Я помню неудачные эфиры, то, как не угадывал с репертуаром, как не чувствовал публику. Но если то же случается с моими коллегами, никогда не позволяю себе во всеуслышание их разносить. В спортивном мире тоже есть этика, которая, убежден, должна соблюдаться. Мы – болельщики, дилетанты, но даже если плюемся, это не делает нам чести. Тренеры же, если они по-прежнему считают себя таковыми, не имеют права на спонтанные эмоциональные реакции. Иначе наступит момент, когда Бэйл и Рэмси выйдут и на их ворота.

Пусть тот же Бышовец поучится у Дениса Мацуева корректности и адекватности оценок – при всем мировом величии последнего. Мы переписывались по ходу Euro, он расстраивался и порой недоумевал, – но никогда не позволял себе оскорбительных и безапелляционных оценок. Потому что он уважает себя. А значит, и тех, о ком говорит.