Лига Европы. Статьи

13 марта 2015, 22:50

"Виллаш-Боаш не предвзят к Кержакову"

ЛИГА ЕВРОПЫ. 1/8 финала. Первый матч. "ЗЕНИТ" – "ТОРИНО" – 2:0

Специальный корреспондент "СЭ" смотрел матч "Зенит" – "Торино" (2:0) на "Петровском" в комментаторской кабине Геннадия Орлова

Александр КРУЖКОВ из Санкт-Петербурга

Орлов появляется на "Петровском" за два часа до начала матча. Первым делом идет к раздевалке "Зенита". Команда еще не приехала, но администратор Юрий Гусаков уже там. Раскладывает форму. Самое время спокойно поговорить.

Затем Геннадий Сергеевич возвращается в пресс-центр. Объясняет:

– Для меня общение с Гусаковым – предматчевый ритуал. Раньше-то интернета не было, мое поколение комментаторов готовилось к репортажам, беседуя с футболистами, тренерами, персоналом. Так узнавали последние новости. Кстати, именно Юра сообщил мне, что Халк – единственный игрок "Зенита", который всегда переодевается после первого тайма.

– В любую погоду?

– Да. Бутсы те же, а футболка, трусы, гетры – все чистенькое. Наверное, Халка это дисциплинирует.

По дороге в комментаторскую кабину с Орловым раскланивается каждый встречный. За исключением голосистых итальянских болельщиков. Петляем по коридору, дальше по узенькой винтовой лестнице поднимаемся на верхотуру "Петровского". Геннадий Сергеевич выкладывает на стол составы команд и программку к матчу. Минут пять на вопросы у меня есть.

– Каким представляете ближайшее будущее Кержакова и Аршавина?

– На мой взгляд, оба еще способны принести "Зениту" пользу. В Петербурге Кержакова любят. Да и как не любить лучшего бомбардира в истории клуба? Но Саша должен понять: чем ты старше, тем больше надо тренироваться. Пусть вспомнит, как вкалывали Семак и Горшков! Никакой предвзятости у Виллаш-Боаша к Кержакову нет. А то, что Саша 2 января перед ним извинился... Выходит, сообразил, что был не прав. Есть моменты, которые нельзя выносить в инстаграм. Страдает имидж клуба.

Что касается Аршавина, у которого летом заканчивается контракт, тут все зависит от лимита на легионеров. Если утвердят схему "10+15", как голосовали президенты, – могут и распрощаться. Если будет "6+5" или "7+4" – думаю, на год продлят.

Андрей АРШАВИН и Александр КЕРЖАКОВ. Фото - Вячеслав ЕВДОКИМОВ, ФК "Зенит"

Андре Виллаш-Боаш: "А мне Рондон понравился"

– В Виллаш-Боаша верите?

– Как профессионал он крепче, чем Спаллетти. Больше занимается аналитикой, скрупулезно изучает соперника. В штабе для этого есть специальный человек – Даниэл Соуза. А Спаллетти проигрывал АПОЭЛ и "Осеру", потому что был к ним просто не готов. Еще Виллаш-Боаш привез фантастического физиотерапевта Эдуарду душ Сантуша. Тот творит чудеса. В нереально короткие сроки возвращал в строй после мышечных травм Халка и Гарая.

Некоторые говорят, что Виллаш-Боаш трусоват, но я не ощущаю. Наоборот, экстремал! Дома гоняет на мотоцикле, мечтает поучаствовать в ралли "Париж – Дакар". При этом скромный, неприхотливый. Лучше всего его характеризует случай в московской гостинице, где останавливается "Зенит".

– Что стряслось?

– В день игры после завтрака Андре зашел в лифт. Следом забежали два мальчика лет шести. Начали баловаться, прыгать – и застряли. Пятизвездный отель, но лифтера нет! Ждали минут сорок, пока кабину откроют. И все это время Виллаш-Боаш был спокоен, не шумел. Да и потом никому ничего не сказал.

– Вы обронили, что Спаллетти не хватало искренности. Как с этим у Виллаш-Боаша?

– Такой проблемы нет. Лучано – хитрый лис. Его подвело то, что очень старался понравиться. Игрокам, болельщикам. Ради этого в мороз раздевался по пояс и бежал к фанатской трибуне. Спаллетти хотел стать своим. На первых порах удавалось, затем раскусили. Русского менталитета он так и не понял...

* * *

30 секунд до прямого эфира. Орлов надевает наушники. И вот над ухом гремит знакомое: "Говорит и показывает Санкт-Петербург!" Сжимая в руке протокол, отодвигает стул. Почти весь матч проводит на ногах. В перерыве объясняет:

– Отсюда только стоя можно разглядеть, что творится в углах поля. Но есть и другая причина. Драйв. Я же футболист. Веду репортаж – и будто сам на поле. Все пропускаю через себя, каждый эпизод.

– Самая неудобная комментаторская кабина?

– В Саранске. С затемненными стеклами, представляете?! Поначалу не понимал – почему футболисты в сплошном мареве? Закончился первый тайм, высунул голову: "Елки-палки!" Кто ж до такого додумался? Спасал монитор. Как и в Химках, где кабина за трибуной. Когда болельщики вскакивают – закрывают весь обзор.

В перерыве Геннадий Сергеевич набирает номер старинного друга, режиссера спортивных трансляций Эрнеста Серебренникова.

– Это уже традиция – Эрик вносит коррективы. Я ему верю. Сорок лет вместе работаем!

Разговор длится минуту.

– Два момента Эрик подсказал. Чтоб назвал тех, кто не попал в заявку из-за травм и простуды, – Файзулина, Аршавина, Кержакова, Анюкова. И напомнил слова Виллаш-Боаша, что команда прекрасно готова физически. Это видно, но о таких вещах лучше говорить в конце матча.

Второй звонок – узнать, как параллельно в "Ледовом" играют СКА с московским "Динамо".

– 2:2? Ты смотри! – поражается Орлов. Затем выясняет у редактора, сколько камер работает на "Петровском". – 13? Хорошо!

– Обычно их меньше? – уточняю.

– В премьер-лиге бывает и 8, и 10 – в зависимости от стадиона, статуса матча. В Лиге чемпионов – минимум 18 камер. А иногда 24.

Успеваем обсудить и ключевые события первого тайма.

– Все предсказуемо. "Торино" держит оборону, "Зенит" атакует. Но ударов ждали от Халка, Данни, Рондона, а пробил неожиданно Смольников – и застал итальянцев врасплох. К тому же вратаришка у них так себе. Уровня восьмого места, на котором "Торино" в серии А.

– Вентура судейством недоволен.

– Напрасно. Обе карточки Бенасси абсолютно по делу. Хорошо, что после этого убрали Мартинеса. Пока он был впереди с Квальяреллой, Гарай и Нету играли рискованно. Так, словно им противостоит один форвард. А когда нападающих двое – надо выстраиваться "елочкой". Потом Витсель опустился ближе к центральным защитникам – наверное, получил указание тренера. Но когда Мартинеса заменили, необходимость в этом отпала.

* * *

Во втором тайме после гола Кришито Орлов призывает дожимать итальянцев: "Забить еще! 2:0 в такой ситуации мало!" Но "Зенит" не слышит. Его все устраивает. Через неделю узнаем, хватит ли этого для выхода в четвертьфинал.

"Зенит"-2015: всех под ноль!

Репортаж завершен. Геннадий Сергеевич снимает наушники. Заваривает чаек, тянется к бутербродику. Теперь можно никуда не спешить.

– На итальянские команды комментатору нужен особый настрой. Игра закрытая, минимум моментов. Значит, надо отыскать интересные эпизодики, понять замысел футболистов – и об этом рассказывать. "Торино", оставшись вдесятером, действовало примитивно. Впрочем, "Зенит" в концовке сбился на такую же игру. Первым сдался Данни. Встал. Хотя он – капитан, до 90-й минуты обязан рвать и метать.

– В ответном матче будет веселее – "Торино" раскроется.

– "Зениту" это на руку. С Виллаш-Боашем на выезде забиваем регулярно. Пропали боязливость, неуверенность в себе, которые были при Спаллетти. Да, вывалились из Лиги чемпионов. Но если б с "Монако" была такая же строгая игровая дисциплина, как сейчас, – "Зенит" прошел бы дальше. Сегодня я не видел истерических жестов Виллаш-Боаша на бровке. Это Вентура был на взводе, размахивал руками, а наш тренер оставался невозмутим. Добрый знак. Значит, ребята выполнили установку.

– Лучший игрок матча?

– Трудно выделить одного. Халк был не похож на себя, хотя поучаствовал во втором голе. После болезни явно не набрал еще физических кондиций. Если Шатов и Смольников носились туда-сюда, то бразилец в какой-то момент задохнулся. Отсюда много неоправданных потерь. Рондон с Данни проделали громадный объем работы, но не забили. Витсель сыграл полезно. Ну а Гарая можно отмечать в любом матче. Обратили внимание, как аккуратно снял мяч с ноги Лопеса? В отличие от Нету, Ломбертса, Губочана он практически не фолит. В отборе изящен, грациозен. Подобные эпитеты не к каждому защитнику применишь. Гарай – оплот обороны "Зенита". Как рядом с ним сразу прибавил Нету!

– В "Зените" вы всяких игроков повидали. Кто из них мог бы вырасти в классного комментатора?

– Радимов и Аршавин. Не знаю, интересно ли им это? Когда-то я привел на телевидение Владимира Казаченка, у него хорошо получалось. Но в итоге выбрал другой путь. Сложная профессия. Блестяще разбираться в футболе – лишь полдела. Нужно работать над речью, правильно расставлять ударения. Сейчас слушаю молодых комментаторов – претензий в этом смысле нет только к Васе Уткину. В языке небрежность недопустима! Это все равно, что "дать петуха", когда поешь на сцене. Я – представитель старой школы. До сих пор постоянно копаюсь в словарях, проверяю ударения. Помню, пришло на ТВ письмо: "Как же надоел Орлов своими "пОдал", "Отдал", "пЕредал"..." Хотя так – правильно! Человек даже не удосужился заглянуть в словарь. Его просто раздражает, что говорю не как остальные.

– О чем в репортаже не успели сказать? Были домашние заготовки?

– Они всегда есть. У комментатора должны быть в загашнике пять-шесть историй. Но сыпать ими в отрыве от камеры нельзя. Все к месту! Вот показали крупным планом ногу игрока, и ты реагируешь: "45-й размер". Без картинки эта информация малоинтересна. Например, сегодня я мог рассказать кое-что любопытное о Лодыгине и его бутсах, которых у Юры десять пар. Но повода не было.

– А что у Лодыгина с бутсами?

– Ха! Об этом – в одном из следующих репортажей.

9