9 августа 2015, 14:00
Два года назад Гус Хиддинк покинул "Анжи" после двух туров, Марсело Бьельса вручил заявление об уходе президенту "Марселя" Венсану Лябрюну после первого же матча в чемпионате. Исполнив это, аргентинец отправился на пресс-конференцию, ответил на вопросы, касающиеся прошедшей игры, а затем внезапно объявил о своей отставке и возвращении в Аргентину. Игроки к тому времени еще ничего не знали.
Тренер упрекнул руководство клуба в изменении в последний момент условий нового двухлетнего контракта, переговоры по которому шли на протяжении трех последних месяцев. Он также отметил, что его уход не связан с каким-либо предложением, хотя у него были варианты примерно с троекратным увеличением зарплаты, а также сообщил, что не вел никаких переговоров с федерацией футбола Мексики.
В заявлении на имя Лябрюна, полный текст которого раздобыла марсельская газета La Provence, Бьельса подчеркнул, что его решение окончательное, потому что он не может принять "обстановку нестабильности". Достаточно того, что он "приспосабливался к постоянным изменениям спортивного проекта".
Примечательно, что Бьельса уже более месяца работал "под честное слово". Срок действия его годичного контракта с "Марселем" истек 1 июля. Однако разрыва ничто не предвещало. В четверг во время пресс-конференции на базе "Марселя" тренер объявил о достижении договоренности по контракту, а также, в отличие от прошлого года, выразил удовлетворение селекционной компанией, отметив, что все решения принимались совместно с президентом Венсаном Лябрюном, и никто – ни президент, ни он – не навязывал своего мнения. Это касалось и прихода в команду по инициативе Лябрюна двух известных полузащитников – скандалиста Лассана Диарра, в прошлом игрока "Локомотива", и Абу Диаби, который в "Арсенале" прославился постоянными травмами. Впрочем, о перспективах обоих аргентинский специалист высказался сдержанно, сказав, что эти игроки столкнулись с нетипичными проблемами.
Бьельса и сам был нетипичным едва ли не во всем и позволял себе в прошлом непредсказуемые и труднообъяснимые поступки под влиянием сиюминутных эмоций. Недаром его прозвали Безумцем.
В 1992 году возглавляемый 37-летним Бьельсой клуб "Ньюэлл'c Олд Бойз" проиграл в Кубке Либертадорес "Сан-Лоренсо" со счетом 0:6, и десятки разгневанных фанатов заявились с угрозами к дому тренера. Тот вышел к ним с гранатой в руке. "Если не уберетесь, взорву!" – предупредил он, держа палец на чеке. Толпа быстро рассеялась. Клуб, между тем, впоследствии дошел до финала турнира, в котором уступил "Сан-Паулу" лишь по пенальти.
Двадцать лет спустя, возглавляя "Атлетик" из Бильбао, аргентинец, возмущенный темпами сооружения центра подготовки, схватил за горло прораба стройки. Спустя день он сам пришел в полицию, но при этом обвинил строителей в мошенничестве.
На слуху была его система игры с тремя защитниками – 3-3-3-1, но иногда "Марсель" применял распространенную расстановку 4-2-3-1. Принцип Бьельсы заключается в том, что защитников должно быть на одного больше, чем нападающих соперника – как для страховки, так и для возможности начать ответное наступление. Вместе с тем он вернул индивидуальную опеку чуть ли не по всему полю. В матчах с прямыми конкурентами – "ПСЖ" и "Лионом" – его игроки преследовали зачинателей атак Верратти и Толиссо и на флангах, и у чужих ворот.
Бьельса категорически отказывал в интервью, хотя с изложением мыслей у него, родившегося в семье интеллектуалов (достаточно сказать, что его брат был министром иностранных дел Аргентины), все в порядке. На пресс-конференциях изъяснялся монотонно, понурив при этом голову и избегая чужих взглядов. Ответственность за неудачи брал на себя, тщательно оберегая игроков.
Трудоголик в тренировочном костюме, он дни напролет проводил на базе. В лагере "Ньюэллз Олд Бойз" был только один телефон, которым разрешалось пользоваться лишь в экстренных случаях. Бьельса сам рассказывал, что, когда его жена ждала ребенка, он велел ей при необходимости звонить не ему, а своему отцу.
Естественно, такой человек добивался полной самоотдачи от футболистов и мог оштрафовать, как в случае с экс-марсельцем Пайетом, за недостаточное прилежание. Но требовательность по всем азимутам постепенно угнетает. Вилли Саньоль, в частности, в середине сезона выразил мнение что стиль аргентинца со временем "достает". "Такими методами, как у Бьельсы, результаты всегда достигаются быстро, но ненадолго, – заметил, в частности, главный тренер "Бордо". – Я знавал подобных тренеров. Феликс Магат, например. Но если воспринимать людей как машины, в конце концов, возникают трудности".
Возможно, Саньоль оказался прав. В прошлом чемпионате после мощного старта и выигрыша первого круга "Марсель" резко сбавил обороты и финишировал только четвертым. Однако команда неизменно играла в рискованный и зрелищный атакующий футбол с высоким прессингом, и болельщики полюбили нелюдимого тренера. потому что при нем никогда не было скучно.
В субботу, когда "Марсель", проигрывая, безуспешно штурмовал ворота "Кана" и до финального свистка оставалась одна минута, фанатские сектора "Велодрома" принялись скандировать фамилию тренера. И вдруг через вскоре последовало сообщение об отставке. Можно не сомневаться, что многие болельщики воспримут это событие как трагедию и окрысятся на клубное начальство.
Временно руководить командой, по спешному решению Лябрюна, будет 49-летний Франк Пасси, который в течение трех последних лет был помощником главного тренера. К слову, хет-триком в ворота Рината Дасаева в матче Кубка УЕФА со "Спартаком" в октябре 1986 года отметился в составе "Тулузы" не он, а его брат Жеральд.
…Покинув в 2004 году сборную Аргентины, Бьельса удалился на три месяца в монастырь, где не было никакой связи с внешним миром. Тренер лишь читал прихваченные с собой книги. По собственному признанию, он стал через некоторое время разговаривать сам с собой и решил, что и вправду сошел с ума. Что он будет делать теперь, знает, наверное, только Всевышний.